На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) Комиссией Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия)
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ОСФР по Краснодарскому краю - Сигаевой Л.А., в отсутствие представителей ООО "Уч-Сфера" проведена внеплановая проверка в отношении ОСФР по Краснодарскому краю при проведении запроса котировок в электронной форме: "Поставка кресел-колясок с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторных батарей к ним" (извещение N0218100003224000074) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России 15.04.2024 г. поступило обращение ООО "Уч-Сфера" (вх.14082/24 от 15.04.2024 г.) о наличии признаков нарушения Закона о контрактной системе в отношении действий Заказчика, а именно: установленные Заказчиком характеристики в части описание объекта закупки соответствуют одному производителю.
Заказчиком по существу обращения были предоставлены письменные пояснения. С доводами обращения не согласен.
Заказчиком - ОСФР по Краснодарскому краю проводился запрос котировок в электронной форме : "Поставка кресел-колясок с электроприводом (для инвалидов и детей-инвалидов) и аккумуляторных батарей к ним" (извещение N0218100003224000074).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 762 190,50 руб.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно приложению N1 Техническое задание (описание объекта закупки и условия исполнения государственного контракта) Заказчику требуется к поставке следующие товары: "Кресло-коляска с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) и аккумуляторные батареи к ней"
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, в соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из Описания объекта закупки следует, что в связи с отсутствием необходимой позиции КТРУ в Описании объекта закупки Заказчиком установлен код ОКПД 2 30.92.20.000 "Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей". Описание объекта закупки составлено с учетом пункта 7 Правил в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, указаны характеристики, отвечающие потребностям Заказчика.
Из смысла указанных норм ст.33 Закона о контрактной системе следует, что, если указанные требования к объекту закупки не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, такие требования не могут быть признаны нарушающими требования законодательства.
По результатам проведения запроса котировок в электронной форме на участие в закупке было подано 2 заявки ООО "Обсервер" ( N 116128163) и ООО "ТехноТрейд" (N116116581). Заявка ООО "Обсервер" была отклонена в связи с несоответствием заявки требованиям извещения (участником закупки некорректно указаны данные в отношении характеристики "регулировка ширины сиденья, сантиметр (диапазон)").
В связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней, на основании пункта 2) части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся. Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 116116581 - ООО "ТехноТрейд", цена предложения - 5 750 000,00 рублей.
Заявитель указывает, что совокупность характеристик Описания объекта закупки, соответствует единственному производителю ООО "ТехноТрейд". При этом, Заявитель не представил доказательства указания характеристик, соответствующих данному производителю.
Заказчик пояснил, что ООО "ТехноТрейд" не является производителем кресел-колясок, в связи с чем, Описание объекта закупки не могло быть составлено под данного производителя. Техническое задание, являющееся приложением N1 к извещением, составлено с учётом потребностей Получателей.
Кроме того, согласно реестру контрактов в части информации о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам, поставщиками выступали следующие производители: ООО "Радуга", ООО "ТехноТрейд", ООО "Сурдэкс".
Под Описание объекта закупки также подходят коляски производства ООО "Обсервер".
При описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя. Заказчиком указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
При этом, Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
В связи с изложенным, доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. В указанных действиях Заказчика - ОСФР по Краснодарскому краю нарушение Закона о контрактной системе не подтверждено.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 апреля 2024 г. N 023/06/33-2061/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2024