Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии индивидуального предпринимателя Буханцова М.В., в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Енотаевская районная больница" Гусевой Н.М. (доверенность от 26.02.2024), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Буханцова М.В. на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ АО "Енотаевская районная больница" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по нормированию труда (реестровый N0325300079424000070), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 23.04.2024 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Буханцова М.В. (далее также Заявитель, ИП Буханцов М.В.) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ АО "Енотаевская районная больница" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по нормированию труда (реестровый N0325300079424000070) (далее -запрос котировок).
По мнению Заявителя, заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе в части неправомерного признания его заявки не соответствующей требованиям извещения.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
11.04.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком размещено извещение о проведении запроса котировок (далее также - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 393 333,33 руб.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
Так, извещением, а также в файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности (в соответствии со ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"), подтверждающей право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанного вида деятельности в части оказания вышеуказанных услуг. При этом участники закупки, получившие лицензию до 01.01.2021, предоставляют выписку из реестра лицензий или копию лицензии на осуществление указанного вида деятельности; участники закупки, получившие лицензию после 01.01.2021, предоставляют выписку из реестра лицензий. Выписка из реестра лицензий, предоставляется по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
Согласно протоколу подведения итогов электронного запроса котировок от 19.04.2024 NИЗК1 на участие в электронном запросе котировок было подано 4 заявки с идентификационными номерами NN51,50,52,53.
Заявки участников закупки с идентификационными номерами NN51,50,53 были признаны не соответствующими требованиям извещения Заказчика на основании "пп.а п.1 ч.3 ст.50, п.1 ч.12 ст.48: непредставление (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ) в заявке информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением предусмотренных п.п.2, 3 ч.6 ст.43). Не представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ - выписка из реестра лицензий или копия лицензии на осуществление образовательной деятельности (Письмо> ФАС России от 09.01.2024 N МШ/211/24)".
Заявка участника закупки, зарегистрированная под N52, была признана соответствующей требованиям извещения Заказчика.
Комиссия Управления, изучив все заявки, поданные на участие в запросе котировок, установила, что заявки участников закупки с идентификационными номерами NN51,50,53 действительно не содержали документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении - выписки из реестра лицензий или копии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, довод Заявителя Комиссия признает необоснованным.
При этом, жалоба Заявителя содержит указание о неправомерном установлении Заказчиком требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Однако согласно п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Жалоба подана после окончания срока подачи заявок на участие в электронном запросе котировок. Учитывая изложенное, довод жалобы Заявителя о несоответствии положений извещения о закупке требованиям Закона о контрактной системе оставлен без рассмотрения.
Между тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "С") подлежит лицензированию.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по нормированию труда. При этом, в объект закупки согласно п. 6.2.5. файла "Описание объекта закупки" включена такая услуга, как проведение обучения в течение 3-х часов по использованию полученных материалов для дальнейшего использования в работе, требующая наличие действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Однако, образовательные услуги в данном случае не являются основным объектом закупки и составляют лишь незначительную часть всего объема услуг, ввиду чего для их выполнения победитель закупки может привлечь субподрядчика, обладающего соответствующей лицензией.
Согласно Письму Минфина России от 20.07.2020 N 24-02-08/63342 "Об установлении требований к участникам закупки о наличии лицензии" в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков после заключения государственного контракта.
Кроме того, в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия отмечает, что для выполнения части услуг действительно нужна соответствующая (вышеуказанная) лицензия, однако требование о наличии именно у участника закупки такой лицензии и о предоставлении в составе заявки подтверждения ее наличия является неправомерным, поскольку, как установлено выше, такие услуги основными не являются, могут выполняться не участником закупки (победителем закупки, подрядчиком), а его контрагентом.
Указанные действия Заказчика нарушают требования п.1 ч.1 ст.31, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания о пересмотре заявок участников закупки с учетом решения антимонопольного органа.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Буханцова М.В. на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика ГБУЗ АО "Енотаевская районная больница" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по нормированию труда (реестровый N0325300079424000070) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Енотаевская районная больница" нарушившим п.1 ч.1 ст.31, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по нормированию труда (реестровый N0325300079424000070).
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по нормированию труда (реестровый N0325300079424000070).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Доводы заявителя о неправомерных требованиях, установленных в извещении, оставить без рассмотрения ввиду истечения сроков обжалования, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Е.М.Балтыкова
Члены комиссии: Р.Р.Умерова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 апреля 2024 г. N 030/06/31-422/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024