Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, котировочная комиссия, комиссия по осуществлению закупок): ... (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" (далее - ГБУ РС (Я) "ЯРОД", заказчик): ... (представитель по доверенности);
в отсутствии:
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Витамед" (далее - ООО "Витамед", заявитель): не подключился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Витамед" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для нужд отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (катетеры дренажные) (извещение N 0816500000624005538), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Витамед" на действия заказчика.
Из сути жалобы заявителя следует, что:
- под совокупность указанных характеристик невозможно подать заявку ни с одним изделием, зарегистрированным на территории Российской Федерации;
- при обосновании начальной (максимальной) цены контракта применены реестровые цены по контактам 2022 года. При этом цена на медицинские изделия в текущий момент ниже, следовательно, при обосновании НМЦК необходимо пересмотреть расчет запросив коммерческие предложения,
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
02.04.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0816500000624005538.
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 2 822 667,40 рублей.
На участие в закупке подано 2 (две) заявки признанные соответствующими требованиям.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Витамед" необоснованной на основании следующего.
1. По доводу жалобы о том, что под совокупность указанных характеристик невозможно подать заявку ни с одним изделием, зарегистрированным на территории Российской Федерации, установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Законодательство о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
При формировании объекта закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как и не вправе определять и государственные нужды.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 "По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки".
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации": "Суды также отметили, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок".
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Также, в соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Кроме того, в рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Следовательно, любой участник электронного аукциона имеет возможность приобрести товар с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель). Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Данная правовая позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N304-КГ18-3049, где установлено что "действующим законодательством не ограничена реализация знаков почтовой оплаты со стороны федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", поэтому любое юридическое или физическое лицо, и в том числе общество, имеет возможность приобрести соответствующие знаки с целью принятия участия в спорной закупке".
Таким образом, заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар, необходимый заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки.
Следовательно, заказчик имеет право устанавливать характеристики товара в соответствии со своими потребностями.
Заказчиком использована позиция КТРУ 32.50.13.110-00005207 "Катетер многоцелевой для чрескожного дренирования" характеристики по данной позиции отсутствуют:
Следовательно, согласно пункту 5 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, в соответствии с письмом Минфина России от 24.01.2022 N24-03-08/4090 "O направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:
- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);
- предусмотренные п. 5 Правил запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Также, согласно письму Минфина от 17.03.2020 N24-05-08/20208 в случае, если позиция каталога не содержит описания объекта закупки, предусмотренного п. 13 Правил, то согласно п. 5, 6 Правил заказчик формирует описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе без указания дополнительного обоснования необходимости использования характеристик товара, работы, услуги.
Соответственно, заказчик имеет право устанавливать характеристики товара в соответствии со своими потребностями и не обязан обосновывать указание таких характеристик в случае, если в КТРУ отсутствуют характеристики товара, работы, услуги.
Из пояснений заказчика следует, что при описании объекта закупки установил такие характеристики товара, которые подходят к товару как минимум троих производителей
- Cook Medical, "Бостон Сайентифик Корпорейшн" и "Биотек Корпорейшн".
1. Многоцелевой Дренажный Катетер - производитель "Кук Инкорпорэйтед", регистрационное удостоверение N РЗН 2014/2247 от 13.05.2021 г., изготавливается из материала UltrathaneR. UltrathaneR- модифицированный ультрагибкий полиуретан, являющийся зарегистрированной торговой маркой. В инструкции к мед. изделию Многоцелевой Дренажный Катетер, производитель - "Кук Инкорпорэйтед" указано Ultrathane или полиэтилен. Предлог "или" не означает, что Ultrathane это материал из полиэтилена. Соответственно Многоцелевой Дренажный Катетер, производитель - "Кук Инкорпорэйтед", регистрационное удостоверение N РЗН 2014/2247 от 13.05.2021 г., подходит под описание объекта закупки.
2. Система катетера для чрескожного дренирования Flexima производства "Бостон Сайентифик Корпорейшн", регистрационное удостоверение от 08.07.2020 также подходит по своим функциональным и технических характеристикам под описание объекта закупки.
Согласно инструкции размещенной на официальном сайте РЗН
Материал катетера смесь термопластичного полиуретана, что подходит под описания объекта закупки. Нейлон является добавочным компонентом и не может считаться основным материалом изготовления. Наличие рентгенконтрастного кольца или метки необходимо для визуализации проксимального дренажного отверстия. Важна не конфигурация ренгтенконтрастного элемента, а его функциональность.
3. "Биотек Корпорейшн" подходит под описание объекта закупки по всем характеристикам дренажный катетер для нефростомии. Данный катетер имеет рентгенконтрастное кольцо, размерный ряд 6F-10F, гидрофильное покрытие, рабочую длину с 19 до 49 см, в зависимости от размера катетера.
При указанных обстоятельствах Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки составлено в соответствии с потребностями заказчика и с требованиями законодательства о контрактной системе.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. По доводу жалобы о том, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта применены реестровые цены по контактам 2022 года. При этом цена на медицинские изделия в текущий момент ниже, следовательно, при обосновании НМЦК необходимо пересмотреть расчет запросив коммерческие предложения, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 указанной статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, в связи с тем, что контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод заявителя в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Федеральной антимонопольной службы.
Указанная позиция отражена в решении Федеральной антимонопольной службы от 14.12.2021 N 28/06/105-1716/2021. Также в письме Федеральной антимонопольной службы от 13.01.2016 N ИА/699/16 указано, что соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.
На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля для проведения проверки в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Довод жалобы не подлежащим рассмотрению.
Жалоба признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Витамед" на действия (бездействие) заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для нужд отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения (катетеры дренажные) (извещение N 0816500000624005538) необоснованной.
2. В части довода обоснования Н(М)ЦК передать жалобу в орган внутреннего государственного контроля, для рассмотрения по существу.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 апреля 2024 г. N 014/06/49-661/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2024