Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2024
Решение в полном объеме изготовлено 03.05.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
"____" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"____" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;
"____" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
при участии в рассмотрении жалобы путем использования видеоконференцсвязи "TrueConf"
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "____" действующий на основании доверенности от 20.03.2024 N 4,
в здании Тывинского УФАС России:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Управление автомобильных дорог Республики Тыва "Тываавтодор":
- "____" действующая на основании доверенности от 24.04.2024 б/н,
2024-2179
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Г"____" " (далее - ООО "ГипАлтай"),
рассмотрев жалобу (вх. N 1606-ЭП/24 от 22.04.2024) ООО "Г"____" " (656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пушкина, д. 25, офис 203 (ИНН: 2222840798, КПП: 222501001, ОГРН: 1152225021079, Дата регистрации: 19 октября 2015) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000824001727 "На подготовку проектной и рабочей документации, выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция автомобильной дороги Подъезд к с. Кара-Хаак, III этап - участок км 6+500 - км 10+000"" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о сообщении о месте и времени ее рассмотрения, а также указанные уведомления и ссылка на видеоконференцсвязь "TrueConf" с инструкцией по подключению размещены в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) в разделе "Реестр жалоб" N 202400187300000183.
Согласно жалобе ООО "ГипАлтай" извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000824001727 не соответствует положениям законодательства о контрактной системе, а именно:
1. неправомерно установлены требования о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (статья 55.8, статья 55.16 Градостроительного кодекса РФ) при выполнении проектно-изыскательских работ;
2. неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, поскольку требуемый опыт ограничивается только исполнением договора строительного подряда и не включает требование об опыте выполнения работ по проектно-изыскательским работам.
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился и пояснил, что при формировании извещения о проведении электронного конкурса N 0112200000824001727 государственный заказчик действовал согласно письму ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23 установив правомерно требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, также установленные дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 к участникам закупки соответствуют предмету закупки согласно части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Представитель государственного заказчика в ходе рассмотрения жалобы полностью поддержала доводы уполномоченного органа.
Рассмотрев жалобу, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения открытого конкурса в электронной форме N 0112200000824001727 "На подготовку проектной и рабочей документации, выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция автомобильной дороги Подъезд к с. Кара-Хаак, III этап - участок км 6+500 - км 10+000"", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
12.04.2024 уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000824001727 "На подготовку проектной и рабочей документации, выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция автомобильной дороги Подъезд к с. Кара-Хаак, III этап - участок км 6+500 - км 10+000"", начальная (максимальная) цена контракта: 434 611 286,64 рублей.
12.04.2024 уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС размещено изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000824001727 "На подготовку проектной и рабочей документации, выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция автомобильной дороги Подъезд к с. Кара-Хаак, III этап - участок км 6+500 - км 10+000"", начальная (максимальная) цена контракта: 434 611 286,64 рублей.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000824001727 государственным заказчиком рассматриваемой закупки является Государственное казенное учреждение "Управления автомобильных дорог Республики Тыва".
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
Подпунктом 1 пункта 5.1 раздела 5 Порядка установлено, что уполномоченный орган формирует извещение об осуществлении закупки об определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно подпункту 1 пункта 5.2 раздела 5 Порядка заказчик формирует и направляет в уполномоченный орган заявку на закупку, в том числе утвержденное руководителем заказчика или иным уполномоченным лицом описание объекта закупки и проект контракта (договора), подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного лица, через РКС.
В силу подпункта 4 пункта 5.2 Раздела 5 Порядка заказчик разрабатывает и утверждает проект контракта (договора).
Подпунктом 6 пункта 5.2 Раздела 5 Порядка определено, что заказчик устанавливает требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования);
Следовательно, ответственность за установление требований к участникам закупки согласно частей 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также за разработку проекта контракта несут заказчики Республики Тыва, в расстраиваемом случае, Государственное казенное учреждение "Управления автомобильных дорог Республики Тыва".
1.) В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, в случаях, предусмотренных законом, участник закупки может осуществлять отдельные виды деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства саморегулируемой организации (СРО), то есть обладать специальной правоспособностью.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частьями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять (осуществлять) строительство объектов капитального строительства по договору строительного подряда при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно части 2 статьи 55.8 ГрК РФ работы по договорам строительного подряда должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Таким образом, положениями ГрК РФ и Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по реконструкции, требующих членства в СРО, устанавливает в закупочной документации соответствующее требование к участникам закупок о предоставлении документа, подтверждающего членство в СРО.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000824001727 объектом закупки является подготовка проектной и рабочей документации, выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция автомобильной дороги Подъезд к с. Кара-Хаак, III этап - участок км 6+500 - км 10+000", на основании части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе определено, что до 1 января 2025 года предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Согласно письму ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23 при проведении закупки, предметом которой являются одновременно проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчиком должно быть установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ).
С учетом изложенного, в целях обеспечения конкуренции государственный заказчик должен устанавливать требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, область регулирования которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки, то есть в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Таким образом, довод о неправомерном установлении в извещении о проведении электронного конкурса N 0112200000824001727 требования о членстве участников закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства не нашел своего подтверждения.
2.) Как указано выше, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации (в данном случае, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 " О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В позиции 17 раздела III приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при осуществлении закупок на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Вместе с тем, абзацем 4 подпункта "г" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 56 статьи 112 Закон о контрактной системе (при условии, что контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) Закона о контрактной системе, применяется позиция 7 приложения. При этом если такие работы подлежат выполнению на линейном объекте, автомобильной дороге, применяются соответственно позиция 8, позиция 17 приложения к Постановлению N 2571.
Объектом закупки N 0112200000824001727 является подготовка проектной и рабочей документации, выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция автомобильной дороги Подъезд к с. Кара-Хаак, III этап - участок км 6+500 - км 10+000", с начальной (максимальной) ценой контракта: 434 611 286,61 рублей.
Таким образом, учитывая, что работы по контракту подлежат выполнению на автомобильной дороге государственным заказчиком к участникам закупки установлены дополнительное требование в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 о наличии у участника закупки опыта выполнения работ, которое подтверждается документами, установленными Постановлением N 2571.
Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что действия государственного заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод о неправомерном установлении дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 не нашел своего подтверждения.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В извещении о проведении электронного конкурса N 0112200000824001727 установлено следующее: "Дата окончания исполнения контракта: 31.12.2026".
При этом в пункте 1.3 проекта государственного контракта указано: "Срок выполнения работ: со дня подписания Контракта по "30" декабря 2024 года".
Из этого следует, что информация о сроках исполнения контракта, указанная в извещении о проведении электронного конкурса N 0112200000824001727 и проекте контракта, противоречат друг другу, что нарушает пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Тывинского УФАС России при решении о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе приходит к выводу, что выявленное нарушение законодательства о контрактной системе (установления информации в извещении о проведении электронного конкурса и в проекте контракта о сроке исполнения контракта) может быть устранено при заключении государственного контракта, поскольку указанное нарушение с учетом того, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0112200000824001727 содержит достоверную информацию о сроке исполнения контракта в соответствии с графиком оплаты выполненных работ, (приложение N 4 к проекту государственного контракта), не повлияло и не могло повлиять на результаты открытого конкурса в электронной форме N 0112200000824001727.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ГипАлтай" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении о проведении электронного конкурса N 0112200000824001727 и в проекте контракта, являющегося приложением к извещению о проведении электронного конкурса N 0112200000824001727, противоречивой информации о сроке исполнения контракта.
3. Выдать государственному заказчику - Государственному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Республики Тыва" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении винновых должностных лиц.
Председатель Комиссии |
"____" |
Члены Комиссии |
"____"
"____" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 3 мая 2024 г. N 017/06/105-128/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024