Резолютивная часть решения оглашена 15.04.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 16.04.2024.
На основании статьи 99, статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России, Комиссия) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, члены Комиссии: С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, рассматривается обращение государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной перинатальный центр" (далее - заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.12.2023 N 0846500000623000711 на оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б" (реестровый номер контракта 2482505384323000319), заключенного с ООО "ЭкоЩит" (далее - исполнитель) по итогам проведения электронного аукциона с реестровым номером 0846500000623000711, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями исполнителем условий контракта. Указанное обращение размещено заказчиком в ЕИС 09.04.2024.
На основании пункта 13 Правил N 1078, приказа Липецкого УФАС России, Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Проверка проведена в отсутствие представителей сторон.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 05.12.2023 между заказчиком и исполнителем заключен контракт N 0846500000623000711 на оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б" (реестровый номер контракта 2482505384323000319) (далее - контракт; договор). Пунктом 1.1 контракта установлено, что исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б" (далее - услуги) в соответствии с заданием (приложение), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях настоящего контракта.
В силу п. 3.1 контракта услуги должны оказываться в период с 01.01.2024 по 31.12.2024, в соответствии с периодичностью оказания услуг, указанной в задании (приложение). Место оказания услуг указано в задании (приложение) (пункт 3.2 контракта). Задание (приложение к контракту) содержит следующие условия об оказании услуг: Количество контейнеров/объем Объем Наименование Место оказания Периодичность контейнера, оказываемых Заказчика услуг оказания услуг предоставляемого Исполнителем услуг (кг) Государственное г. Липецк, ул. учреждение Московская, здравоохранения владение 6г. 2шт./120л "Липецкий контейнерная 3 раза в неделю областной площадка (понедельника, 7000 перинатальный г. Липецк, ул. среда, пятница) центр" Студенческий городок, д.5. 1шт./120л. контейнерная площадка Разделом 4 контракта предусмотрено, что исполнитель, в числе прочего, обязан:
- оказывать услуги в соответствии с условиями настоящего контракта, с соблюдением требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", санитарными правилами СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
- осуществлять погрузку и транспортирование медицинских отходов класса "Б", способом, исключающим возможность потерь отходов, и создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам, из мест временного хранения на территории учреждения с доступным подъездом автотранспорта.
- обеспечивать постоянное наличие контейнеров желтого цвета на территории Заказчика путем использования сменных контейнеров (оборотной тары), прошедших предварительную обработку дезинфицирующими растворами, за счет средств Исполнителя.
- производить обезвреживание медицинских отходов на специализированном оборудовании, предназначенном для обезвреживания/уничтожения медицинских отходов класса "Б" в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.
- производить транспортирование медицинских отходов класса "Б" с территории Заказчика своим транспортом и за свой счет. Транспортные средства для вывоза медицинских отходов класса "Б" оборудованы и обслуживаются в соответствии с Федеральным законом N89-ФЗ и СанПиН 2.1.3684-21.
- осуществлять прием собранных отходов и их взвешивание на месте сбора.
- при оказании услуг по сбору, транспортированию и утилизации медицинских отходов класса "Б" вести полное документальное сопровождение в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации.
- обеспечить мойку и дезинфекцию контейнеров в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
В пункте 4.1.11 контракта указано, что исполнитель обязан незамедлительно информировать заказчика в случае невозможности исполнения обязательств по настоящему контракту. В претензиях от 14.02.2024, 22.02.2024 заказчик указал, что исполнителем не были оказаны услуги, просил оказывать услуги в соответствии с условиями контракта. При вступлении в договорные отношения правовой интерес заказчика состоит в получении услуги, соответствующего качества, установленного требованиями контракта, законодательства. Следовательно, заказчик имеет право разумно ожидать от исполнителя оказания услуги по контракту надлежащего качества. Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что исполнитель не приступил к оказанию услуг по контракту. 28.03.2024 заказчиком в ЕИС размещено решение об одностороннем отказе в связи с неоказанием исполнителем услуг по контракту. По состоянию на 09.04.2024 общество так и не приступило к оказанию услуг согласно условиям контракта. Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. То есть Закон о контрактной системе указывает на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. При этом основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора установлены в ГК РФ и подлежат применению, если контрактом не предусмотрено иное. Аналогичный вывод следует и из пункта 15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Согласно п. 4.4.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации). Нарушение признается существенным, если:
- стороны указали в договоре, что оно существенное;
- нарушение определено как существенное в законе. Договор возмездного оказания услуг представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса (ст. 779 ГК РФ).
При характеристике обязательства, порождаемого данным договором, ключевым является понятие услуги. Частью 1 ст. 782 450 ГК РФ закреплено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В силу ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Заказчик может отказаться от договора в следующих случаях: исполнитель нарушил конечный срок оказания услуги или иные установленные договором сроки оказания услуг настолько, что заказчик утратил интерес к исполнению договора (п. 2 ст. 405, п. 3 ст. 708 ГК РФ); исполнитель не приступил своевременно к исполнению договора или оказывает услуги настолько медленно, что окончание их к сроку становится невозможным (п. 2 ст. 715 ГК РФ); исполнитель не устранил недостатки в установленный заказчиком разумный срок (п. 3 ст. 715 и п. 3 ст. 723 ГК РФ); недостатки оказанных услуг являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ); заказчик не согласен на существенное увеличение приблизительной цены, связанное с необходимостью оказания дополнительных услуг (п. 5 ст. 709 ГК РФ); в иных случаях, предусмотренных договором или законом. В рассматриваемом случае представленные материалы подтверждают, что исполнитель, не приступив к оказанию услуг, допустил существенные нарушения условий контракта. С учетом изложенного, Комиссия отмечает, что основания, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями исполнителем условий контракта имелись. С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе контракт расторгнут 09.04.2024.
По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч.3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ч.ч.1 - 3 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником. Необходимо отметить, что в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу NА57-28884/2021 указано, что наличие прямого умысла, направленного на ненадлежащее исполнение подрядчиком контракта и свидетельствовавшего о его недобросовестном поведении не является обязательным. Данные действия (бездействие) подрядчика могут быть совершены и по неосторожности. В рассматриваемых отношениях недобросовестное поведение - составляющая объективной стороны. Вместе с тем в судебной практике при определении вины юридических лиц применяется "поведенческий" (объективный) подход, при котором исследуются не аспекты психологии субъекта, а его конкретные действия или бездействие. Применение психологического подхода, когда вину юридического лица определяют через проекцию субъективного отношения его сотрудников, прямо отрицается высшими судебными инстанциями (пункты 16 и 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17-П, от 21.07.2021 N 39-П).
То есть выводы о наличии вины должны делаться на основании анализа поведения - составляющей объективной стороны. Доказывание виновности происходит исходя из внешних признаков отношения юридического лица к противоправному деянию и его последствиям - имелась ли у него возможность предотвратить их, и что им было предпринято для этого. При этом для привлечения юридического лица к административной ответственности не требуется дифференциация по формам вины. Данный подход является устоявшимся (пункты 16 и 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17-П, от 21.07.2021 N 39-П) и его не опровергает судебная практика, поскольку её составляют, в том числе, и дела, где была возможность установить форму вины в виде умысла. В указанных выше актах высших судебных инстанций разъяснения давались применительно к составам, в которых законодатель указал мотив в качестве обязательного элемента. И даже в такой ситуации применительно к юридическим лицам определение формы вины не требуется, согласно разъяснениям. Вместе с тем Конституционный Суд РФ указывает, что в случаях, когда возможно определить форму вины юридического лица, это должно быть сделано. Но отсутствие такой конкретизации формы вины не препятствует привлечению юридического лица к ответственности, если установлено, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (объективный подход). В рассматриваемом случае цель и мотив не являются обязательным элементом состава. Для иного вывода нет правовых оснований.
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36- 10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований.
В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. Из представленных в материалы дела доказательств установлено, что исполнитель не уведомлял заказчика о каких-либо событиях или возможности их наступления, препятствующих нормальному оказанию услуг и угрожающих срокам вывоза медицинских отходов, создающих невозможность исполнения контракта в установленный срок. Исполнитель, приняв участие в закупке, был заранее ознакомлен с условиями контракта, в том числе со сроками и порядком его исполнения.
Полагая невозможным исполнить контракт в соответствии с заданием и в установленный срок исполнитель мог не участвовать в этом аукционе. Однако, приняв участие в аукционе, и подписав контракт, он согласился со всеми его условиями, а, следовательно, должен был исполнить все условия контракта. Комиссией установлено, что поведение исполнителя свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на него обязанностей по контракту.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Неисполнение исполнителем условий контракта послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств; непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. В настоящем случае исполнитель не принял все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, условий заключенного контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности. На заседании Комиссии установлено, что в действиях исполнителя не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности, намерение исполнить принятые на себя обязательства. Из представленных документов и сведений не следует, что исполнитель действовал добросовестно, принимал все необходимые и достаточные меры для исполнения принятых обязательств по контракту. С учетом приведенных обстоятельств, на основании п.13, п. 15 Правил у Комиссии имеются законные основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст.104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ЭкоЩит": ИНН 7701919042; номер реестровой записи в едином реестр участников закупок - 19013319; генеральный директор (учредитель) - Прокопенко Александр Юрьевич (ИНН 772000819358), учредитель - Фоломкин Александр Александрович (772507252228), в связи с односторонним отказом государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной перинатальный центр" от исполнения контракта от 05.12.2023 N 0846500000623000711 на оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б" (реестровый номер контракта 2482505384323000319); идентификационный код закупки: 232482505384348250100103430013812244).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина Заместитель председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии Член Комиссии: С.С. Кажушко
2024-3032
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 15 апреля 2024 г. N РНП-48-49с/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024