Резолютивная часть решения оглашена 16.04.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 19.04.2024.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления; заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии: С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, рассматривается обращение муниципального бюджетного учреждения "Липецкгорсвет" (далее также - заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 22.11.2023 N 23/2023 на выполнение работ на объекте: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы в районе д. N5/2 по ул. 15- й микрорайон (МБОУ СШ N21)" (реестровый номер контракта 3482307699723000024), заключенного с индивидуальным предпринимателем Мельниковским Кириллом Григорьевичем (далее также -подрядчик) по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346600001323000020, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по контракту. Указанное обращение заказчик размещено в ЕИС 09.04.2024.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. В заседании Комиссии приняли участии представители:
- заказчика: К.В. Симаков (директор), А.А. Пушкин (по доверенности), А.А. Сурнина (по доверенности), Е.Н. Шуваева (по доверенности), - подрядчика: С.В. Захарова (по доверенности). Заседание Комиссии по рассмотрению обращения заказчика и проведению проверок назначено на 15.04.2024.
В связи с необходимостью предоставления сторонами дополнительных доказательств Комиссией объявлен перерыв до 16.04.2024.
Представители заказчика пояснили, что подрядчик вообще не приступил к работам. При этом, несмотря на то, что подрядчик не выполнил работы в установленный контрактом срок, заказчик длительное время не принимал решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, дал возможность подрядчику все-таки исполнить обязательства по контракту. Представитель подрядчика указал, что подрядчик стремился выполнить работы. Им 15.12.2023 была произведена закупка материалов, необходимых для выполнения работ.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 22.11.2023 заказчиком и подрядчиком заключен контракт N 23/2023 на выполнение работ на объекте: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы в районе д. N5/2 по ул. 15-й микрорайон (МБОУ СШ N21)" (реестровый номер контракта 3482307699723000024) (далее -контракт; договор).
В силу п. 1.1 контракта, Подрядчик обязуется выполнить работы на объекте: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы в районе д. N5/2 по ул. 15-й микрорайон (МБОУ СШ N21)" (далее - работы), в полном объеме согласно технического задания (Приложение 1 к контракту) и локального сметного расчета (Приложение N 2 к контракту) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях настоящего Контракта. Техническим заданием к контракту определены сроки выполнения работ: 30 календарных дня с даты заключения контракта.
Таким образом, работы должны быть выполнены подрядчиком не позднее 22.12.2023.
Техническим заданием установлено, что все работы выполняются Подрядчиком, в соответствии с действующими на территории Российской Федерации СНиПами, СанПиНами и ГОСТами в области строительства, инструкциями заводов- производителей, настоящим Техническим заданием, с соблюдением норм электрической и пожарной безопасности, охраны окружающей среды, письменными указаниями Заказчика. Качество всех выполняемых работ должно соответствовать требованиям нормативных документов Российской Федерации в области строительства, а также требованиям СНиП и ГОСТ. Частичное выполнение работ в рамках контракта не допускается, работы должны быть выполнены в полном объеме и в установленные сроки.
Также определено, что подрядчик сам обеспечивает себя необходимыми ресурсами, материалами и оборудованием для производства работ. Перед началом производства работ Подрядчик оформляет и согласовывает схемы организации дорожного движения в местах производства работ с Заказчиком, департаментом благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Липецка и органами ГИБДД.
Все виды земляных работ на территории города Липецка следует производить только при наличии специального разрешения на производство работ, которое выдается в соответствии с требованиями, установленными решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.11.2019 N 1019 "О Правилах благоустройства территорий города Липецка". Техническим задание предусмотрено, что подрядчику надлежит:
1. Выполнить работы в объемах согласно локальному сметному расчёту и рабочей документации 625-2023-ЭН (выдается Подрядчику), в том числе:
- прокладка кабеля силового с медными жилами ВБбШв 5х6-1000 - 253 м.;
- установка опор не силовая фланцевая граненая квартальная, НФГ-11,5-02-ц (ТАНС.12.080.000) - 4 шт.;
- установка кронштейна для прожекторов, высота 0.2 м, вылет 1.5 м, 3П1-0,2-1,5- ФЗ-ц - 4 шт.;
- монтаж светильника магистрального IETC-Пром-42975-250-43750 - 12 шт. 2. Выполнить электротехнические измерения в объёмах согласно локальному сметному расчёту и рабочей документации.
3. Выполнить работы по заземлению в объёмах согласно локальному сметному расчёту и рабочей документации.
4. Восстановить благоустройство до первоначального состояния.
5. Изготовить исполнительную документацию на построенный объект согласно нормативным и руководящим документам. Приложить паспорта на смонтированное оборудование.
6. Исполнительную схему построенных сетей предоставить со штампом о нанесении на планшет города. Из представленных сторонами документов не следует, что подрядчик выполнил все работы, предусмотренные контрактом, не позднее 22.12.2023.
Документы о приемке работ подрядчик в ЕИС не разместил.
В соответствии с п. 10.3 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях: 10.2.1.
Если Подрядчик не приступает к исполнению Контракта в соответствии с условиями Технического задания или выполняет работы с нарушением сроков более чем на 10 календарных дней (п.2 ст.715 ГК РФ), за исключением погодных условий; 10.2.2.
Нарушение Подрядчиком сроков (два или более раза) выполнения работ, предусмотренных Контрактом. 10.2.3.
Отказа от устранения или не устранения допущенных Подрядчиком отступлений от требований технических условий или нормативно-правовых актов, либо фактическое неисполнение предписаний Заказчика, в том числе изложенных в мотивированном отказе в приемке выполненных работ, в течение срока, определенного Заказчиком или снижения качества работ по ремонту объекта, в результате нарушения Подрядчиком условий Контракта (п.3 ст.715 ГК РФ).
Частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. В письме от 29.12.2023 заказчик уведомил подрядчика о том, что работы на объекте не начаты и попросил предоставить мотивированный ответ с указанием сроков выполнения работ на объекте. Аналогичного содержания представлено письмо заказчика от 06.02.2024. 07.02.2024 комиссия заказчика в своем акте констатировала, что подрядчик до настоящего времени к работам не приступил. Факт того, что подрядчик не выполнил работы, предусмотренные контрактом, в установленный контрактом срок, а также на дату расторжения контракта подтверждается материалами, поступившими от заказчика. 29.03.2024 заказчиком в установленном ст. 95 Закона о контрактной системе порядке в ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, полученное подрядчиком в этот же день посредством функционала ЕИС.
Согласно сведениям ЕИС контракт расторгнут 09.04.2024.
Следует учесть, что заказчик, рассчитывая получить результат работ, не принимал решение об одностороннем отказе сразу после истечения срока выполнения работ, установленного в контракте. Вместе с тем, подрядчик не направлял заказчику ответов на претензии, возражения на его решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Из хронологии взаимоотношений заказчика и подрядчика усматривается, что подрядчик не исполнял надлежащим образом принятые обязательства по контракту. При вступлении в договорные отношения правовой интерес заказчика состоит в получении результата работ соответствующего качества, установленного требованиями контракта, законодательства. Следовательно, заказчик имеет право разумно ожидать от подрядчика всех необходимых ему работ.
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями. Комиссия Липецкого УФАС России, проведя анализ представленных в материалы проверки документов, установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что подрядчиком были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено. Подрядчик, приняв участие в закупке, был заранее ознакомлен с условиями контракта, в том числе со сроками его исполнения.
Полагая невозможным исполнить контракт в соответствии с заданием и в установленный срок подрядчик мог не участвовать в этом аукционе. Однако, приняв участие в аукционе, и подписав контракт, он согласился со всеми его условиями, а, следовательно, должен был исполнить весь объем работ к установленному сроку. Факт наличия обстоятельств непреодолимой силы, не позволивших исполнить обязательства по контракту, не подтвержден. Представленные представителем подрядчика сведения о погодных условиях в декабре 2023 года не свидетельствует о невозможности выполнения работ по контракту. При этом подрядчик не заявлял заказчику о невозможности выполнения работ в декабре 2023 года в связи с погодными условиями, работы по контракту приостановлены не были. Более того, заказчиком была обеспечена возможность выполнить работы до даты принятия им решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - до 29.03.2024.
По требованиям ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Подрядчик до вступления решения заказчика в законную силу мог выполнить все работы по контракту. При этом, как указал подрядчик, им закуплены необходимые для выполнения работ материалы еще в декабре 2023 года. Поскольку до вступления в законную силу решения заказчика подрядчик так и не исполнил свои обязательства по контракту, оснований для отмены решения у заказчика не имелось. Комиссия отмечает, что представленное подрядчиком письмо в ООО "РВК- Липецк" от 06.12.2023 о направлении представителя для указания подземных коммуникаций на объекте, а также ответ указанного общества от 12.12.2023 не свидетельствуют о препятствиях к выполнению работ. ООО "РВК-Липецк" разъяснило, что о том, что необходимо произвести шурфление в присутствии представителя общества при производстве работ в местах пересечения с подземными коммуникациями. Однако подрядчик не приступил к производству работ и, соответственно, шурфление также не произведено. При этом из данных писем не следует, что подрядчик назначил ООО "РВК-Липецк" дату производства работ, то есть дату, когда требуется присутствие представителя общества. Отказа в направлении на объект представителя ООО "РВК-Липецк" не было. Необходимо отметить, что в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу NА57-28884/2021 указано, что наличие прямого умысла, направленного на ненадлежащее исполнение подрядчиком контракта и свидетельствовавшего о его недобросовестном поведении не является обязательным. Данные действия (бездействие) подрядчика могут быть совершены и по неосторожности. В рассматриваемых отношениях недобросовестное поведение - составляющая объективной стороны. Вместе с тем в судебной практике при определении вины юридических лиц применяется "поведенческий" (объективный) подход, при котором исследуются не аспекты психологии субъекта, а его конкретные действия или бездействие. Применение психологического подхода, когда вину юридического лица определяют через проекцию субъективного отношения его сотрудников, прямо отрицается высшими судебными инстанциями (пункты 16 и 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17-П, от 21.07.2021 N 39-П).
То есть выводы о наличии вины должны делаться на основании анализа поведения - составляющей объективной стороны. Доказывание виновности происходит исходя из внешних признаков отношения юридического лица к противоправному деянию и его последствиям - имелась ли у него возможность предотвратить их, и что им было предпринято для этого. При этом для привлечения юридического лица к административной ответственности не требуется дифференциация по формам вины. Данный подход является устоявшимся (пункты 16 и 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17-П, от 21.07.2021 N 39-П) и его не опровергает судебная практика, поскольку её составляют, в том числе, и дела, где была возможность установить форму вины в виде умысла. В указанных выше актах высших судебных инстанций разъяснения давались применительно к составам, в которых законодатель указал мотив в качестве обязательного элемента. И даже в такой ситуации применительно к юридическим лицам определение формы вины не требуется, согласно разъяснениям. Вместе с тем Конституционный Суд РФ указывает, что в случаях, когда возможно определить форму вины юридического лица, это должно быть сделано. Но отсутствие такой конкретизации формы вины не препятствует привлечению юридического лица к ответственности, если установлено, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (объективный подход). В рассматриваемом случае цель и мотив не являются обязательным элементом состава. Для иного вывода нет правовых оснований. Комиссией установлено, что поведение подрядчика свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на него обязанностей по контракту.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Неисполнение подрядчиком условий контракта по выполнению требуемых работ в определенный срок послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации). С учетом требований указанной нормы на заседании Комиссии установлено, что заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта (нарушен срок выполнения работ; результат работ в установленный срок не сдан подрядчиком).
Как указал Арбитражный суд Липецкой области в своем решении по делу А36- 10332/2019, исходя из предмета и цели регулирования ФЗ "О контрактной системе", а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, арбитражный суд считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований.
В силу п.1 ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. Из представленных сторонами документов и сведений не следует, что подрядчик действовал добросовестно, принимал все необходимые и достаточные меры для исполнения принятых обязательств по контракту. С учетом приведенных обстоятельств, на основании п.13, п. 15 Правил у Комиссии имеются законные основания для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения в отношении индивидуального предпринимателя Мельниковского Кирилла Григорьевича (ИНН 482402426387; номер реестровой записи в едином реестр участников закупок - 23084009) в связи с односторонним отказом муниципального бюджетного учреждения "Липецкгорсвет" от исполнения муниципального контракта от 22.11.2023 N 23/2023 на выполнение работ на объекте: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы в районе д. N5/2 по ул. 15-й микрорайон (МБОУ СШ N21)" (реестровый номер контракта 3482307699723000024); идентификационный код закупки: 233482307699748230100100320014321244).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии Член Комиссии С.С. Кажушко
2024-3136
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 16 апреля 2024 г. N РНП-48-48-м/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024