Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Парнищевой М.М.- начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
членов комиссии: Стрелковой Е.В.- главного специалиста-эксперта указанного отдела;
Бутковской Н.В.- ведущего специалиста-эксперта указанного отдела;
в присутствии представителя государственного заказчика - государственного казенного учреждения Амурской области "Строитель" (далее - Заказчик) Лысенко Е.В., действующей на основании доверенности от 02.10.2023 N 32;
представителя победителя закупки индивидуального предпринимателя Цыганко А.В. Сергеевой Е.В., действующей на основании доверенности от 08.04.2024 N 3 (сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России);
без участия заявителя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "АРГО" (далее - ООО "АРГО"), уведомленного надлежащим образом о рассмотрении жалобы, рассмотрела поступившую 04.04.2024 в Амурское УФАС России жалобу ООО "АРГО" на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме на поставку товара для объекта капитального строительства: "Школа на 528 мест в с. Чигири Благовещенского района, Амурской области", объявленной извещением от 27.03.2024 N 0323200019024000006 на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении положений 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: документы извещения не соответствуют требованиям законодательства.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России с доводами жалобы не согласилась по основаниям, перечисленным в письменном отзыве на жалобу, имеющимся в материалах дела. Просила признать жалобу необоснованной. Представитель победителя закупки поддержала доводы Заказчика, пояснила, что участнику при подаче заявке на участие в закупке были понятны все её условия, какие- либо затруднения при оформлении заявки не возникали. Просила признать жалобу необоснованной. Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав представителей сторон по делу, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
27.03.2024 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0323200019024000006 о проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку товара для объекта капитального строительства: "Школа на 528 мест в с. Чигири Благовещенского района, Амурской области". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 099 086,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 05.04.2024 в 09:00 (МСК+6) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 08.04.2024.
Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2024 N 0323200019024000006, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном запросе котировок была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный N 116252167.
На дату рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки государственный контракт не заключен. Исследовав материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, 3 стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Как следует из пункта 3 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом осуществления закупки. Комиссия Амурского УФАС России рассмотрев довод Заявителя о том, что установление Заказчиком требований к году выпуска товара - не ранее 2024 года ограничивает конкуренцию, приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии Амурского УФАС России представитель Заказчика указал, что при описании объекта закупки руководствовался требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Закон о контрактной системе не содержит запрета на указание в техническом задании всех необходимых заказчику параметров. Требование о дате производства товара не ранее 2024 года не ограничивает конкуренцию и не препятствует участникам закупки предлагать к поставке тот или иной товар.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в 4 употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. Из смысла названной статьи следует, что законодателем позволено Заказчику устанавливать дополнительные требования в описании товара. В настоящем деле Заказчик, определяя год выпуска изделия не ранее 2024 года, планируя заключить контракт в начале 2024 года, при этом устанавливая срок поставки в сентябре 2024 года, исходил из целей приобретения оборудования последнего года выпуска технического изделия. При этом не ограничивает участников конкретной датой или месяцем изготовления продукции. Требования Заказчика к году выпуска товара продиктованы потребностью в поставке современного товара для качественного процесса обучения учащихся школы, они не являются неисполнимыми или ограничивающими участников закупки.
Таким образом, в данном конкретном случае, требования к году выпуска товара не ранее 2024, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, и не свидетельствуют об ограничении права на участие в закупке иных участников закупки. Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что с даты публикации извещения по рассматриваемой закупке и до даты поставки товара предусмотрен достаточный срок (около полугода), в том числе для появления рассматриваемых товаров на рынке. Следовательно, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода Заявителя. В части довода Заявителя жалобы о том, что в проекте контракта положения об ответственности сторон указаны с нарушением требований законодательства, Комиссия Амурского УФАС России
установила
следующее. Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила N 1042).
Согласно пункту 4 Правил N 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального 5 закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей. В извещении N 0323200019024000006 установлены преимущества к участникам закупки в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системы.
Согласно пункту 7.4 проекта контракта по рассматриваемой закупке "за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик уплачивает Государственному заказчику штраф. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее - Правила) и составляет % цены Контракта (этапа)/ начальной (максимальной) цены Контракта. Данный порядок не применяется, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов". Проанализировав положения проекта контракта по закупке N0323200019024000006, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что поскольку Заказчиком в названном проекте предусмотрена оговорка о необходимости применения иного порядка начисления штрафа, если законодательством Российской Федерации установлено иное, нежели указанного в вышеперечисленных пунктах проекта контракта, нарушения Закона о контрактной системе в рассматриваемых действиях Заказчика отсутствуют.
Таким образом, поскольку Правилами N 1042 предусмотрен особый порядок начисления штрафов для стороны по контракту, являющейся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, учитывая, что в проекте договора по закупке N 0323200019024000006 имеются соответствующие ссылки на названные правила, а также учитывая, что нормы нормативного правового акта являются императивными и превалируют над условиями контракта, рассматриваемые доводы Заявителя, изложенные в обращении, являются формальными, не требующими применения мер реагирования антимонопольного органа. По доводу Заявителя жалобы о том, что в проекте контракта отсутствуют приложения NN 3,4, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, 6 выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Согласно пункту 10.9 проекта контракта по рассматриваемой закупке "неотъемлемой частью настоящего Контракта являются следующие приложения: Приложение N 1 - Спецификация. Приложение N 2 - Акт приема-передачи. Приложение N 3 - Акт ввода Товара в эксплуатацию. Приложение N 4 - Акт о проведении инструктажа по правилам эксплуатации установленного Товара". Как следует из природы названных документов, указанные документы подтверждают, что оборудование находится в рабочем состоянии и отвечает техническим требованиям контракта, что поставщик провел обучение правилам эксплуатации и инструктаж по правилам эксплуатации и технического обслуживания оборудования специалистов заказчика (получателя), и т.д, то есть данные документы передаются, принимаются, подписываются сторонами после заключения контракта в момент передачи- приемки товара. Порядок и срок поставки, приемка Товара регламентирован разделом 4 проекта контракта рассматриваемой закупки. При этом обязательная форма акта ввода Товара в эксплуатацию и акт о проведении инструктажа по правилам эксплуатации установленного Товара не определена действующим законодательством и заказчиком, следовательно, подписывается сторонами в произвольной форме непосредственно в момент приемки товара. Отсутствие формы названных актов не свидетельствуют о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе. Довод Заявителя о том, что в описании объекта закупки указаны неточные и избыточные характеристики, которые не влияют на производительность, но при этом уменьшают количество предложений к поставке товара, признается Комиссией Амурского УФАС России необоснованным ввиду следующего. Так, Заявителем в жалобе указано, что "ёмкость мобильной тележки должна совпадать с количеством требуемых планшетов, однако в описании объекта закупки, 7 разница между минимальным количеством, более чем в 2 раза, что не позволяет однозначно понять, какое именно количество необходимо планшетов". Кроме того, указано, что такие формулировки Заказчика как "и т.д., не ниже, в максимально надежных, максимум, до" являются неточными, и не позволяет заказчику фактически отразить конкретные характеристики, а участник закупки не может изменить наименования характеристик, при подаче заявки. Как следует из письменных пояснений Заказчика, требование к количеству планшетов в составе библиотеки установлено исходя из текущей потребности и финансового обеспечения. Установленное требование к емкости мобильной тележки обеспечивает как возможность зарядки не менее 15 планшетов пользователей, посещающих библиотеку, так и возможность дополнительной закупки планшетов в библиотеку без расходования бюджетных средств на еще одну мобильную тележку. При этом установленные требования к количеству планшетов в составе библиотеки и емкости мобильной тележки однозначно определяют потребность Заказчика и не имеют вариантов другого толкования. Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что количество поставляемого товара определяется непосредственно потребностью Заказчика. При этом в рамках анализа характеристик товара, изложенных в извещении N0323200019024000006 Комиссией установлено, что Заказчиком определены однозначные требования к характеристикам поставляемого товара, в том числе определено количество требуемого к поставке товара.
Также Комиссией Амурского УФАС России признается необоснованным довод Заявителя о неверно выбранном коде ОКПД2.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего, с учётом ограничений, установленных Законом о контрактной системе.
Также Закон о контрактной системе не содержит норм, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки, вопреки его потребностям, такие 8 требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Следовательно, заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики и требования к закупаемому товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Одновременно Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что предметом закупки является поставка товара, а не его производство.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов. Как следует из извещения N 0323200019024000006, Заказчику требуется к поставке товар для объекта капитального строительства: "Школа на 528 мест в с. Чигири Благовещенского района, Амурской области" - мобильная электронная библиотека. В извещении указан код ОКПД2 32.99.53.130 Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные. Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что заказчику предоставлено право самостоятельно определять код ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги). Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД2, к порядку выбора кода ОКПД2.
Вместе с тем, правильное соотнесение закупаемого товара (работы, услуги) применительно к конкретному коду ОКПД2 влияет на правильный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор кода ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
Заказчиком применен код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2, с учетом специфики закупки (техническому заданию) и области применения закупаемых работ, что в данном случае не ведет к сокращению количества участников закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе. Комиссией Амурского УФАС России при принятии настоящего решения также учитывается, что Заявитель участие своего представителя на заседание Комиссии Амурского УФАС России не обеспечил, в составе жалобы доказательств, однозначно 9 подтверждающих обоснованность доводов не представил. Более того, текст жалобы не содержит указаний на права и законные интересы Заявителя, которые нарушаются обжалуемыми действиями. Указанное свидетельствует о том, что защита нарушенных прав и законных интересов Заявителя может не являться целью подачи названной жалобы. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы и об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе в рассматриваемых действиях Заказчика. Рассмотрев жалобу ООО "АРГО" на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме на поставку товара для объекта капитального строительства: "Школа на 528 мест в с. Чигири Благовещенского района, Амурской области", объявленной извещением от 27.03.2024 N 0323200019024000006 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРГО" необоснованной.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель М.М. Парнищев а Председателя комиссии Члены комиссии: Е.В. С трелкова Н.В. Б утковская
2024-1863
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 апреля 2024 г. N 028/06/106-273/2024 (ключевые темы: участники закупок - характеристика - ненадлежащее исполнение - товар. работа. услуга. - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024