Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в составе: Предтеченская Е.Н.
- начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель комиссии Управления, Смышляева И.А.
- заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии Управления, Кузнецова Ю.Н.
- старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член комиссии Управления, рассмотрев жалобу ООО МПК "ЕЛЕЦ" (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении аукциона в электронной форме "Поставка медицинских изделий: наборов базовых для внутривенных вливаний", извещение N 0830500000224001284 (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка), Заказчик - БУЗ ВО "ВОКБ N 2" (далее - Заказчик), Уполномоченное учреждение - КУ ВО "ЦЕНТР ЗАКУПОК" (далее - Уполномоченное учреждение) при участии представителей от Заказчика, от Уполномоченного учреждения, от Участника закупки, 2 в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
04.04.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе. Из доводов жалобы следует, что в Описании объекта закупки Заказчиком неправомерно установлено требование о конкретном типе упаковки медицинских изделий. Заказчиком были представлены письменные возражения (исх. от 10.04.2024 N 1111) на жалобу, из которых следует, что извещение составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Уполномоченным учреждением были представлены письменные возражения (исх. от 09.04.2024 N ИХ.КУВОЦЗ-0198/24) на жалобу, из которых следует, что извещение составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Описание объекта закупки сформировано Заказчиком самостоятельно в соответствии с его объективными потребностями, спецификой деятельности, необходимостью бесперебойного и своевременного обеспечения медицинскими изделиями. Заседание Комиссии УФАС проведено посредством видеоконференцсвязи. Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы и документы, размещенные в ЕИС (http://zakupki.gov.ru) в их совокупности,
установила
следующее. 28.03.2024 в ЕИС размещено извещение о проведении аукциона N 0830500000224001284.
Предмет закупки - поставка медицинских изделий: наборов базовых для внутривенных вливаний. Начальная (максимальная) цена контракта: 11 233 230,00 руб.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 3 муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Извещение об осуществлении закупки содержит электронный документ "Описание объекта закупки.docx".
В Описании объекта закупки (Техническое задание) Заказчик
установил
показатели, позволяющие определить соответствие товаров установленным Заказчиком требованиям, указав при этом максимальные и минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В том числе Заказчиком установлено описание упаковки по каждой из закупаемых позиций: N Наименование Код позиции Наименование Значение Едини Инструкция Обоснование п/ товара, работы, характеристики характеристики ца по включения п услуги (показателя) (показателя) измере заполнению характеристик ния характерист (показателей) в характ ик описание еристи (значений объекта ки показателей закупки (показа ) в заявке теля) 1 Набор базовый для 32.50.50.000- для переливания Значение внутривенных 00234 инфузионных характеристи вливаний растворов в согласно базовой ки не может Назначение труднодоступны - функциональнос изменяться е места и при ти изделия участником экстренных закупки ситуациях индивидуальный в соответствии с стерильный Значение ГОСТ 25047-87 полиэтиленовый характеристи "Устройства пакет, который ки не может комплектные Описание упаковки содержит всю - изменяться эксфузионные, необходимую участником инфузионные и информацию о закупки трансфузионные продукции на однократного 4 русском языке. применения. Технические условия" пп.1.2.3, 1.3.2, 1.3.4-1.3.12, 1.3.13 (в части стерильности), 1.3.14, 1.3.17, 1.3.18, 1.4. 2 Набор базовый для 32.50.50.000- Значение для переливания внутривенных 00234 характеристи инфузионных согласно базовой вливаний ки не может Назначение растворов, - функциональнос изменяться требующих ти изделия участником защиты от света закупки в соответствии с ГОСТ 25047-87 "Устройства комплектные индивидуальный эксфузионные, стерильный инфузионные и полиэтиленовый Значение трансфузионные пакет, который характеристи однократного содержит всю ки не может Описание упаковки применения. необходимую - изменяться Технические информацию о участником условия" продукции на закупки пп.1.2.3, 1.3.2, русском языке. 1.3.4-1.3.12, 1.3.13 (в части стерильности), 1.3.14, 1.3.17, 1.3.18, 1.4. для переливания Значение 3 Набор базовый для 32.50.50.000- инфузионных характеристи согласно базовой внутривенных 00232 растворов, для ки не может Назначение функциональнос вливаний - всех видов изменяться ти изделия манипуляций участником (универсальный) закупки в соответствии с ГОСТ 25047-87 "Устройства комплектные индивидуальный эксфузионные, стерильный инфузионные и полиэтиленовый Значение трансфузионные пакет, который характеристи однократного содержит всю ки не может Описание упаковки применения. необходимую - изменяться Технические информацию о участником условия" продукции на закупки пп.1.2.3, 1.3.2, русском языке. 1.3.4-1.3.12, 1.3.13 (в части стерильности), 1.3.14, 1.3.17, 1.3.18, 1.4.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком выбраны позиции КТРУ: 32.50.50.000-00234 набор базовый для внутривенных вливаний, 32.50.50.000-00232 набор базовый для внутривенных вливаний.
В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145), Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с 5 положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки. Комиссией УФАС установлено, что Заказчиком в Описание объекта закупки включено обоснование необходимости включения дополнительных технических характеристик закупаемого товара. По характеристике "Описание упаковки" Заказчиком установлено следующее обоснование включения указанной характеристики по каждой из закупаемых позиций: "ГОСТ 25047-87 "Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Технические условия" пп.1.2.3, 1.3.2, 1.3.4-1.3.12, 1.3.13 (в части стерильности), 1.3.14, 1.3.17, 1.3.18, 1.4".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что все позиции Описания объекта закупки описан им в соответствии с Правилами. Обоснование включения дополнительных требований в Описание объекта закупки должным образом представлено. Дополнительные характеристики товара установлены в соответствии со спецификой деятельности медицинского учреждения, исходя из опыта работы, а также уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребности учреждения. На закупаемые медицинские изделия распространяются требования ГОСТ 25047-87 "Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения. Технические условия".
Согласно п. 1.63 ГОСТ 25047-87 "При экспорте устройств в страны с тропическим климатом два пакета с устройствами укладывают в пакет, изготовленный из полиэтилена высокого давления по ГОСТ 16337.
Пакет должен быть заварен. Пакеты с устройствами укладывают в ящик". ГОСТ Р ИСО 11607-2011 на который ссылается Заявитель не действует с 01.04.2019.
С 01.04.2019 в Российской Федерации действует ГОСТ ISO 11607-1-2018.
Согласно п. 3.9 ГОСТ ISO 11607-1-2018 "упаковочный материал (packaging material): Любой материал, применяемый при изготовлении или укупоривании упаковочной системы". Упаковка типа блистер не подходит Заказчику по следующим основаниям: бумагу легко повредить (проколоть, порезать и т. п), в отличие от полиэтиленовой пленки; бумага пропускает влагу, что может повлечь порчу медицинского изделия; наличие в упаковке бумаги допускает возможность попадания ее волокон при вскрытии на детали стерильного изделия; вскрытие упаковки руками в медицинских перчатках менее быстрое и удобное (возможно прилипание); затрудненная (зачастую невозможная) идентификация комплектности инфузионного устройства в связи с тем, что бумага является непрозрачным и легко повреждаемым материалом. Указанные требования для Заказчика являются существенными, поскольку устанавливаются с учетом собственного опыта работы с целью обеспечения дополнительной безопасности пациентов в процессе проведения лечения. Упаковка полибэг полностью соответствует действующим государственным стандартам. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения выдано огромное количество регистрационных удостоверений на медицинские изделия, упакованные данным образом. Характеристики, установленные Заказчиком, не характеризуют конкретный товар или производителя, а содержат только требования к техническим характеристикам товара, следовательно, данные требования к товару не ограничивают круг участников размещения заказа. 6 Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 20.09.2021 N ПИ/79427/21, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя. Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений. Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим. Комиссией УФАС установлено, что на участие в закупке поданы 3 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Заявки содержат предложение о поставке:
1. Устройство одноразовое для вливания инфузионных растворов, с иглой ECO-IV20, "Цзянсу Чжиюй Медикал Инструмент Ко., Лтд.", Китай (РУ ФСЗ 2010/06983 от 21.02.2017); 2.
Система инфузионная стерильная для однократного применения с иглами, "Бейджинг Форнёрс Медикал Эквипмент Ко., Лтд", Китай (РУ ФСЗ 2011/09586 от 7 17.11.2022); Устройство одноразовое для вливания инфузионных растворов, с иглой ECO- IV20, "Цзянсу Чжиюй Медикал Инструмент Ко., Лтд.", Китай (РУ ФСЗ 2010/06983 от 21.02.2017); 3.
Система инфузионная SFM, "СФМ Госпитал Продактс ГмбХ", Германия (РУ РЗН 2021/15982 от 13.12.2021).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что зарегистрированы и свободно обращаются на рынке медицинских изделий соответствующие описанию объекта закупки медицинские изделия множества производителей, например: ЗАО "НПО ТАРАНТ" (РУ ФСЗ 2009/05589), "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ" (РУ РЗН 2014/2260).
Указанные изделия упакованы в индивидуальный стерильный полиэтиленовый пакет, который содержит всю необходимую информацию о продукции на русском языке. В связи с тем, что техническим характеристикам изделия, установленным в Описании объекта закупки (Техническое задание), соответствуют товары не менее двух производителей ("Цзянсу Чжиюй Медикал Инструмент Ко., Лтд.", "Бейджинг Форнёрс Медикал Эквипмент Ко., Лтд"; "СФМ Госпитал Продактс ГмбХ"; "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ"), показатели, установленные в Описании объекта закупки (Техническое задание) не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Потенциальный участник закупки не ограничен в выборе модели разных производителей/дистрибьюторов/поставщиков на территории РФ, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, необходимым Заказчику. Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки. Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основах охраны здоровья) предусмотрено, что одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи. Под качеством медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом об основах охраны здоровья понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона об основах охраны здоровья к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относятся: мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, нежелательных реакций при его применении, особенностей взаимодействия медицинских изделий между собой, фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий. Законодателем обозначен приоритет ориентирования медицинских организаций, в первую очередь, на качество оказываемых услуг. Описание объекта закупки разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций и потребностей пациентов медицинского учреждения. Действующее законодательство предоставляет Заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в 8 результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...". При этом, Комиссия УФАС также отмечает, что в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность заявленных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в Описании объекта закупки (Техническое задание) требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссией УФАС не установлено нарушение требований ст.ст. 8, 33 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признан необоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений при проведении аукциона не установлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" необоснованной.
2. Требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, отменить. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Подпись Е.Н. Предтеченская Члены комиссии: Подпись И.А. Смышляева Подпись Ю.Н. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 11 апреля 2024 г. N 035/06/33-329/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024