Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Евстратова, А.С. Вишнякова, рассмотрев дело N061/06/42-1142/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300066724000009 "Поставка изделий медицинского назначения (шприцы)" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заказчика - Завгороднего В.М. (доверенность от 18.04.2024 N429), в отсутствие представителя Заявителя (уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке извещения о проведении электронного аукциона. Заказчик в возражениях на жалобу (от 09.04.2024 N440):
-отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
-разъяснил причины формирования спорных положений описания объекта закупки;
-представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 28.03.2024 размещено извещение о проведении закупки N0358300066724000009, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 05.04.2024 09:00 (МСК) (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 440 398,20 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.04.2024 NИЭА1, на участие в аукционе подана 1 заявка, признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям извещения, в связи с чем закупка признана несостоявшейся на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, установленная Заказчиком характеристика по позициям 9, 10 "Наличие защитного устройства - пластикового чехла с павильоном" в нарушение норм Закона позволяет предложить к поставке товар исключительно иностранного происхождения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона определено, что при описании объекта закупки заказчик должен обеспечить использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Положения законодательства о контрактной системе не обязывают заказчика формировать описание объекта закупки так, чтобы оно соответствовало всем товарам, представленным на соответствующем рынке, либо соответствовало товарам только российского происхождения. Заказчиком установлена следующая характеристика и обоснование необходимости ее использования: Защитное устройство представляет собой соответствие для предотвращения контакта пластиковый чехол с павильоном, полностью персонала с иглой закрывающий иглу после использования Кроме того, Заказчиком представлены сведения, согласно которым описанию объекта закупки соответствует следующий товар:
- Шприцы инъекционные безопасные однократного применения стерильные двух- и трехкомпонентные с иглами и без игл Vogt Medical, "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ", Германия, Дальнее зарубежье, Vogt Medical Vertrieb GmbH, R\x{00fc}ppurrer Str. 1A, Haus B, 76137 Karlsruhe, Germany (РУ РЗН 2016/3938 от 16.02.2017);
- Шприц инъекционный однократного применения стерильный по ТУ 32.50.13-001- 41784054-2020, ООО "Парамед Консалтинг", 620102, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ясная, д. 31, оф. 306Б (РУ NРЗН 2022/18223 от 08.09.2022);
- Шприцы стерильные инъекционные однократного применения с иглами и без игл, "СФ Медикал Продактс ГмбХ", Германия, , SF Medical Products GmbH, Kurf\x{00fc}rstenstrasse 84, 10787 Berlin, Germany (РУ NФСЗ 2009/05672 от 24.03.2020);
- Шприц безопасный одноразовый, в комплекте с иглой, "Тяньцзинь Медик Медикал Эквипмент Ко., Лтд.", Китай, Tianjin Medic Medical Equipment Co., Ltd., No. 163, Xinhong Road, Hongqiao District, Tianjin, China (РУ NРЗН 2018/7131 от 10.05.2018).
Заявителем в порядке ч. 4 ст. 106 Закона не представлено доказательств обоснованности довода жалобы и ограничения круга потенциальных участников закупки.
На основании изложенного, жалоба Заявителя признана необоснованной. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Во исполнение приведенной нормы Закона Правительством РФ принято постановление от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Постановлением N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В указанный перечень входят следующие медицинские изделия: 32.50.13.110 Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них К перечню содержится следующее примечание: При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия. В извещении Заказчиком установлено следующее: Между тем, предметом рассматриваемой закупки являются шприцы общего назначения, в связи с чем установление в извещении о проведении закупки ограничений допуска согласно Постановлению N 102 свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 14 Закона.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
На основании ч. 16 ст. 94 Закона в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона), такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте. Проектом контракта предусмотрено следующее: "15.1.
Любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Контрактом, высылается в виде письма по адресу другой Стороны с подтверждением о получении.". Вместе с тем, проект контракта не содержит условия о направлении документов, связанных с применением мер ответственности, исключительно посредством функционала единой информационной системе. Вышеуказанным условием проекта контракта Заказчик допускает направление документов при применении мер ответственности письмом, что противоречит положениям Закона.
Таким образом, Заказчик признан нарушившим ч. 2 ст. 42 Закона при формировании проекта контракта.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 14, ч. 2 ст. 42 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о приведении проекта контракта в соответствие с требованиями Закона и с учетом настоящего решения на этапе его направления победителю закупки для заключения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.А. Благодарев Члены комиссии: С.А. Евстратова А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132
2024-6706
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 апреля 2024 г. N 061/06/42-1142/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024