Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Евстратова, А.С. Вишнякова, рассмотрев дела N061/06/42-1140/2024, N061/06/42-1143/2024 по жалобам Заявителей о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300228824000062 "Приобретение медицинского оборудования за счет субсидии бюджетным учреждениям на реализацию региональных проектов модернизации первичного звена здравоохранения (Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений), предусмотренными положениями об организации оказания медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи либо правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения", в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области N360 от 15.12.2020 (ред. от 22.12.2023) и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.2020 N 1379н (ред. от 14.05.2021)" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заявителя-2 - Барабанова Д.А. (доверенность от 16.01.2024 Nб/н), представителей Заказчика - Дьяконова В.Г. (доверенность от 10.04.2024 N14), Богдановой В.А. (доверенность от 10.04.2024 N13), в отсутствие Заявителя-1 (уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при разработке извещения к электронному аукциону. Заказчик в возражениях на жалобу (от 09.04.2024 N1190):
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- указал причины формирования спорных положений описания объекта закупки и неиспользования позиции КТРУ;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 28.03.2024 размещено извещение о проведении закупки N0358300228824000062, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 05.04.2024 10:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 8 695 965,60 рублей. Рассматриваемая закупка осуществляется в целях реализации национального проекта "Здравоохранение".
1. Согласно доводам жалоб Заявителей, Заказчик неправомерно не применил при описании объекта закупки позицию, предусмотренную каталогом товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению, объектом закупки является эндоскопическая консоль или стойка с оборудованием и принадлежностями для эндовидеохирургии и набором инструментов для пластической хирургии/ Система лапароскопическая, многоразового использования (код ОКПД2 26.60.12.119).
При этом, Заказчиком в состав закупаемого оборудования включено, в том числе, следующее: эндоскоп жёсткий, инсуффлятор, аспиратор - ирригатор, зажим хирургический, резектоскоп непрерывного промывания, и др. Вместе с тем, каталог товаров, работ, услуг содержит, например, позиции:
- 26.60.12.119-0000745, согласно описательной части которой: "Набор электромеханических устройств с питанием от сети переменного тока, предназначенный для использования при проведении эндоскопических хирургических процедур (например, лапароскопии) с помощью ручных жестких эндоскопических инструментов, которые имеют шарнирные и механически управляемые наконечники с электроприводом, предназначенные для облегчения хирургических манипуляций. Обычно состоит из блока управления, который подает питание через соединительные кабели к отдельным наконечникам (ручкам) и нескольких сменных эндоскопических инструментов с шарнирным соединением (например, роликовым, поворотным) для выполнения манипуляций с тканями, лигирования, наложения швов и разрезания. Система подключается к устройству визуального отображения и обычно устанавливается на тележку (каталку) для обеспечения мобильности.", - 32.50.13.190-00008139, согласно описательной части которой: "Комплект лапараскопов и их комплектующих, используемых для визуального обследования и лечения брюшной полости/забрюшинного пространства и ее органов (лапароскопия). Введение, как правило, производится через разрез(ы) в брюшной стенке (обычно чуть ниже пупка или в непосредственной близости). Эта система в основном используется для гинекологических процедур, включая оценку/лечение абдоминальной или тазовой боли, внематочной беременности, кисты яичников, аппендицита или стерилизацию у женщин. Это изделие многоразового использования.". Данные позиции КТРУ является обязательными для применения с 07.10.2022 и 02.03.2020 соответственно, и содержат обязательные для применения характеристики. Применение п. 7 Правил возможно в ситуации, когда отсутствует в каталоге код закупаемого товара как таковой. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делам NА27-22669/2022, NА07- 18605/2022, NА23-6210/2022.
Таким образом, при формировании извещения Заказчиком не использована обязательная для применения позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки. Указанные действия Заказчика не соответствуют ч. 6 ст. 23 Закона. Доводы жалоб признаны обоснованными.
2. Как указывает Заявитель-1, Заказчик неправомерно включил в описание объекта закупки указание на номенклатурный код медицинского изделия.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона, Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Так, в описании объекта закупки Заказчиком установлено следующее: "Наименование оборудования (медицинского изделия)/ наименование вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий/ код вида номенклатурной классификации медицинских изделий в соответствии с приказом Минздрава России от 28.12.2020 N1379н - эндоскопическая консоль или стойка с оборудованием и принадлежностями для эндовидеохирургии и набором инструментов для пластической хирургии/ Система лапароскопическая, многоразового использования/268350".
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанная информация является справочной и не может послужить основанием для отклонения заявок. Кроме того, в извещении отсутствует указание на необходимость строгого соответствия номенклатурного кода предлагаемого медицинского изделию коду, определенному Заказчиком в извещении.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя-1 частично обоснованной.
2. Признать жалобу Заявителя-2 обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 23 Закона.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение согласно нормам Закона и с учетом настоящего решения.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.А. Благодарев Члены комиссии: С.А. Евстратова А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132
2024-6685
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 апреля 2023 г. N 061/06/42-1140/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - характеристика - министерство здравоохранения - изделия медицинского назначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024