Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Евстратова, В.А. Мардаровская, рассмотрев дело N061/06/42-1103/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300000524000187 "Поставка изделий медицинского назначения (перчатки)." (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителей Заказчика - Корнилова Г.Ю. (доверенность от 09.04.2024 N1357), представителя Заявителя - Мальцева С.П. (доверенность от 01.03.2024 N14),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке извещения к электронному аукциону. Заказчик в возражениях на жалобу (от 09.04.2024 N1356):
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- указал причины формирования спорных положений описания объекта закупки;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 26.03.2024 размещено извещение о проведении закупки N0358300000524000187; 28.03.2024 в извещение внесены изменения NИИ1, согласно которым:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 05.04.2024 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 1 490 590,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.04.2024 NИЭА1, на участие в закупке подано 3 заявки, 2 из которых признаны аукционной комиссией Заказчика соответствующими требованиям извещения.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлено требование к техническим характеристикам товара по позиции 4 описания объекта закупки в нарушение норм Закона.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона определено, что при описании объекта закупки заказчик должен обеспечить использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Частью 2 ст. 33 Закона установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона, при формировании описания объекта закупки Заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации, параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. При этом, частью 6 ст. 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренными Правилами.
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объектом закупки являются, в том числе, перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, стерильные с кодом КТРУ 22.19.60.119-00000004, при этом указанная позиция КТРУ не содержит описания указанного товара, следовательно, Заказчик при его описании в составе извещения должен руководствоваться положениями ст. 33 Закона. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008) "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" в пункте 3.3 "Отделка" различает четыре вида отделки:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) опудренная поверхность;
г) поверхность без опудривания. В Методических рекомендациях МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" в пункте 2.5 указано, что современные медицинские перчатки различаются по характеристике материала, из которого они изготовлены, его химическому составу, технологии производства и обработки, а также возможностям целевого применения. Пунктом 3.6 МР 3.5.1.0113-16 предусмотрено, что форма (конструкция) медицинских перчаток может быть:
- анатомической (большой палец противостоит плоскости ладони, перчатки разделяются на правую и левую);
- неанатомической или плоской (большой палец расположен в плоскости ладони, перчатки не имеют разделения на правую и левую руки). Так, Заказчиком установлена качественная характеристика "форма перчатки", ее значение - "С повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев". В качестве обоснования необходимости использования данной характеристики указано следующее: "для снижения нагрузки на пальцы при продолжительных манипуляциях".
В силу прямого указания п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона Заказчик обладает правом устанавливать требования к закупаемому товару, отличные от тех, что определены актами, предусмотренными национальной системы стандартизации. Как следует из вышеприведенного описания, Заказчиком указано обоснование необходимости использования указанных им показателей, а также требований к их значениям. Кроме того, Комиссия Ростовского УФАС также не усматривает признаков того, что приведенное в составе извещения описание объекта закупки каким-либо образом привело к ограничению количества участников закупки. Так, из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.04.2024 следует, что на участие в рассматриваемом аукционе подано две заявки, которые признаны аукционной комиссией Заказчика соответствующими. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона; Извещением о проведении аукциона определено следующее: "Реквизиты счета для учета операций со средствами, поступающими заказчику p/c 00000000000000000000, л/c См. прилагаемые документы, БИК 000000000".
Отсутствие данной информации в извещении о проведении закупки не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и не отвечает принципу открытости и прозрачности контрактной системы и свидетельствует о нарушении Заказчиком ч. 1 ст. 42 Закона.
В соответствии с положениями Закона, в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений. Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, принимая во внимание тот факт, что нарушения, установленные при проведении внеплановой проверки в данном случае не привели к принятию неправильного решения, руководствуясь Законом, основания для выдачи предписания о внесении изменений в извещение о проведении аукциона отсутствуют, поскольку действия Заказчика не повлияли и не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 42 Закона.
3. Предписание об устранении нарушений не выдавать, поскольку действия Заказчика не повлияли и не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.А. Благодарев Члены комиссии: С.А. Евстратова В.А. Мардаровская Исп.Мардаровская В.А. тел.(863)240-86-88. вн.161-134
2024-6667
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 апреля 2024 г. N 061/06/42-1103/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024