Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Евстратова, В.Д. Кириленко, рассмотрев дело N061/06/42-1115/2024 по жалобе Заявителя о нарушении ГБУ СОН РО "Новочеркасский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0358200013924000027 "Стиральная машина с установкой" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заказчика - Кучеренко М.А. (доверенность от 08.04.2024), Заявителя - Кириченко Ю.Н. (паспорт гражданина РФ),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия ГБУ СОН РО "Новочеркасский дом-интернат для престарелых и инвалидов". Заказчик в возражениях на жалобу:
-отрицал нарушения Закона;
-представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 27.03.2024 размещено извещение о проведении закупки, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 04.04.2024 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 972 000,00 рублей. 1.
Заявитель полагает, Заказчиком допущены противоречивые требования при описании объекта закупки.
В силу ч.2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.33 Закона Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно описанию объекта закупки: Описание объекта закупки Мощность* > 20 и 30 *- элементов нагрева Номинальная мощность электродвигателя привода - не менее 4 Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что Заказчиком указаны разные характеристики, которые не противоречат друг другу. Довод жалобы признан необоснованным. 2.
Согласно доводу жалобы, описанию объекта закупки соответствует товар только одного производителя, что ограничивает конкуренцию.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. 2024-6660 2 Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.42 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц. Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта. Законодательство о контрактной системе не обязывают заказчика формировать описание объекта закупки так, чтобы оно соответствовало всем товарам, представленным на соответствующем рынке. Положения ст.33 Закона предусматривают требования к описанию объекта закупки, следовательно, соблюдая их и устанавливая требования к товару (работе, услуге), в наибольшей степени удовлетворяющей потребностям заказчика, последний формирует объект закупки в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Заявителем в порядке ч. 4 ст. 106 Закона не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что приведенное Заказчиком описание объекта закупки, в т.ч. оспариваемые характеристики, привели к необоснованному ограничению круга потенциальных участников закупки и не соответствуют ст. 33 Закона. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее. 1.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Заказчик при описании объекта закупки применил информацию, размещенную в Каталоге товаров, работ, услуг - 28.94.22.110-00000007 "Стиральная машина профессиональная".
Согласно описанию объекта закупки установлены в том числе следующие характеристики: 2024-6660 3 Характеристики КТРУ Описание объекта закупки Мощность > 20 и 30 Мощность* > 20 и
30 *- элементов нагрева Скорость вращения барабана > 750 и
1000 Скорость вращения барабана** > 750 и
1000 ** Частота вращения барабана при отжиме, об/мин ,не менее Также Заказчик
установил
дополнительные характеристики не предусмотренные выбранной позицией КТРУ (облицовка, длина (глубина), ширина и др.) В соответствии с п./п.
а) п. 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. Пунктом 6 Правил определено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На основании изложенного, Заказчиком при описании объекта закупки не указано обоснование использования каждой из дополнительных характеристик, а также характеристики "мощность", "Скорость вращения барабана" в описании объекта закупки не соответствуют описанию товара по выбранной позиции КТРУ, что является нарушением ч.6 ст.23 Закона. 2.
В соответствии с ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
Согласно ЕИС размещенное извещение об осуществлении закупки не содержит информацию о реквизитах счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (ЕИС - раздел "Платежные реквизиты" - "Номер расчётного счёта" 00000000000000000000 ... ).
Таким образом, Заказчик нарушил ч.1 ст.42 Закона.
3. На основании п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
3.1.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона; 2024-6660 4 14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно извещению о проведении закупки преимущества в соответствии со ст.ст. 29, 30 Закона не установлены. Заказчиком в приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению" установлено: Для участия в закупке заявка участника должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
- декларацию о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 Закона N44-ФЗ (если участник закупки является такой организацией);
- декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N44-ФЗ.
Таким образом, требовать в составе заявки декларации о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, к социально ориентированным некоммерческим организациям при отсутствии в извещении информации о предоставлении преимущества участникам закупки в соответствии со статьями 29, 30 Закона является нарушением ч.2 ст.42 закона.
3.2. В приложении к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" Заказчик установил, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N44-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Рассматриваемая закупка не предполагает установления каких-либо требований к участникам, которые предусмотрены п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона, что отражено в извещении.
На основании изложенного, Заказчик нарушил ч.2 ст.42 Закона.
3.3.
Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). Пунктом 1.6 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ 126н) установлено, подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Согласно извещению Заказчиком установлены ограничения допуска товара, происходящего из иностранных государств, на основании Приказа N126н. Заказчиком в Требованиях к содержанию, составу заявки и инструкция по её заполнению на участие в закупке указано: 2024-6660 5 Заявка на участие в закупке должна содержать:
4) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами , принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N44-ФЗ(если в извещении установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).
На основании изложенного, Заказчиком установлено ограничение допуска товара, происходящего из иностранных государств, на основании Приказа N126н, однако, в нарушение ч. 2 ст. 42 Закона Заказчиком не установлен перечень документов, подтверждающий соответствие предлагаемого товара в соответствии с указанным правовым актом. 4.
В соответствии с ч.1 ст.49 Закона электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). Процедура подачи ценовых предложений при проведении электронного аукциона осуществляется с использованием электронной площадки и, исходя из части 1 и 2 статьи 49 Закона, предложение участника закупки о цене контракта, предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона, при проведении электронного аукциона в составе заявки не предоставляется. В приложении к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" Заказчик установил, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:
3) предложение участника закупки о цене контракта.
Таким образом, устанавливая требование о предоставлении в составе заявки предложения участника закупки о цене контракта, Заказчик нарушил ч.1 ст. 49 Закона.
5. В соответствии с ч.3 ст.96 Закона Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением н езависимой гарантии, соответствующей т ребованиям с татьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона..
Согласно ч.1 ст.45 Закона заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные 2024-6660 6 гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
Согласно проекту контракта: 9.1 Поставщик представляет Заказчику обеспечение исполнения Договора в форме независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона N 44- ФЗ, или внесением денежных средств.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч.3 ст.96 Закона установлены требования к обеспечению исполнения контракта не соответствующие действующей редакции Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кириченко Ю.Н. необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 23, ч.ч. 1, 2 ст. 42, ч. 1 ст. 49.
ч. 3 ст. 96 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об отмене сформированных протоколов, аннулировании спорной закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.А. Благодарев Члены комиссии: С.А. Евстратова В.Д. Кириленко Исп.Кириленко В.Д. тел.(863) 240-86-88, вн.061-131 2024-6660 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 9 апреля 2024 г. N 061/06/42-1115/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024