Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Евстратова, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/51-1154/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358100006224000131 "ИМН (электрод возвратный электрохирургический, одноразового использования, нестерильный (является медицинским изделием)" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), в присутствии представителя Заказчика - Мирошниковой Ю.И. (доверенность от 09.01.2024), в отсутствие Заявителя, уведомленного надлежащим образом (ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Медицинские расходные материалы" на действия ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр Федерального медико- биологического агентства" при проведении процедуры заключения контракта. Заказчик в возражениях на жалобу:
-отрицал нарушения Закона в действиях аукционной комиссии;
-разъяснил причины отказа учета направленного Заявителем протокола разногласий;
-представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее: Извещение об осуществлении закупки размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 28.03.2024, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 01.04.2024 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 479 544, 00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2024 NИЭА1 на участие подано 3 заявки. Заявка Заявителя признана Победителем аукциона с ценовым предложением 362 055,72 рублей.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно не учтен протокол разногласий, направленный Победителем.
В силу ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта. Частью 4 статьи 34 Закона установлено обязательное включение условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.6 ст.34 Закона в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Частью 7 статьи 34 определено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Согласно ч.1 ст.51 Закона по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу п.1 ч.2 ст.51 Закона не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта. Исходя из ч.3 ст.51 Закона, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч.2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: 2024-6768 2 1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст.37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п.1 ч.2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п.2 ч.2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п.1 ч.17.2 ст.95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.51 Закона, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету. В установленный Законом срок, 05.04.2024, Заказчик разместил проект контракта в единой информационной системе (далее - ЕИС) и направил Победителю.
В соответствии с п.10.10 проекта контракта: "пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени". 2024-6768 3 05.04.2024 Победителем на электронной площадке http://www.rts-tender.ru опубликован протокол разногласий, содержащий указание на необходимость внесения изменений в п.10.10 проекта контракта: "10.10.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных Поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени". Заказчиком 05.04.2024 повторно направлен проект контракта без учета замечаний, выявленных Победителем с обоснованием причин отказа учета информации, содержащейся в протоколе разногласий (документ "Отказ в согласовании"). Заявитель полагает, что отказ Заказчика от учета представленной Победителем информации нарушает требования Закона и права Победителя, а также формулировка правил начисления пени в том виде, в котором она предусмотрена проектом контракта, искажает смысл Закона и влечет за собой неверный расчет в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Отклоняя довод жалобы Комиссия Ростовского УФАС России руководствуется следующим.
В силу положений части 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона. В связи с тем, что проект контракта включен в извещение, следовательно, контракт должен быть заключен на соответствующих условиях. При этом, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки на выполнение работы на условиях, которые Заказчик прописывает в извещении, и в соответствии с заявкой такого участника. Участие ООО "Медицинские расходные материалы" в аукционе свидетельствует о том, что Заявителем приняты все условия аукциона, и, соответственно, Заявитель надлежащим образом осведомлен об имеющемся в составе извещения проекте контракта. Совершение указанных действий со стороны Победителя закупки не соответствует нормам Закона по той причине, что каких-либо предложений по изменению проекта контракта указанный документ не содержит. Разногласия могут быть выражены лишь при условии, что положения проекта контракта не соответствуют извещению о проведении аукциона, заявке участника закупки. Данная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА53-13560/2017 от 13.12.2017 г.
В силу изложенного, Заказчиком правомерно не учтена информация, содержащаяся в протоколе разногласий. Дополнительно Комиссия Ростовского УФАС Росси отмечает, что в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N98):
2) часть 7 статьи 34 после слов "цены контракта" дополнить словами "(отдельного этапа исполнения контракта)", после слов "предусмотренных контрактом" дополнить словами "(соответствующим отдельным этапом исполнения контракта)". Указанная норма Закона является нормой прямого действия и подлежит применению независимо от установленных условий контракта. Изложенная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Ростовской области от 31.07.2020 г. N24-03-08/67461.
Кроме того, Заявитель ошибочно полагает, что поскольку поставка товара осуществляется на основании заявок Заказчика, то контракт разделен на этапы.
В силу п.8.4 ч.1 ст.3 Закона отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена 2024-6768 4 обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. С учетом положений Закона, под этапом исполнения контракта понимаются не любые промежуточные сроки выполнения работ и периоды поставки товара, а часть обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которых в контракте Заказчиком выделена их отдельная стоимость в виде цены этапа исполнения контракта в рамках общей цены контракта. Указанная позиция полностью согласуется с позицией Минфина России, изложенной в письме от 25.10.2021 N24-06-06/86152, согласно которой: "...в понимании пункта 8.4 части 1 статьи 3 Закона N44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ), осуществление приемки части товара, части выполненной работы, части оказанной услуги само по себе не является отдельным этапом исполнения контракта и, соответственно, не влечет обязанности по ее отдельной оплате".
В силу изложенного, довод Заявителя о неверном расчете пени в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, не находит своего подтверждения. Жалоба признана необоснованной. Кроме того, Комиссией Ростовского УФАС России отмечено, что 08.04.2024 Победителем подписан проект контракта.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N728, в соответствии со ст.ст.99, 106 Закона,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.А. Благодарев Члены комиссии: С.А. Евстратова А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-6768 5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 апреля 2024 г. N 061/06/51-1154/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024