Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Евстратова, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/42-1163/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0158100004424000007 "Монтажные и пуско-наладочные работы средств охранно-тревожной сигнализации" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), при личном участии руководителя Управления Федеральный службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области - Кривошеенко А.А. (приказ N260-к от 27.06.2022), представителя Заказчика - Гусейнова А.А. (доверенность от 11.04.2024), в отсутствие Заявителя, уведомленного надлежащим образом (ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Управления Федеральный службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области при разработке извещения к аукциону. Заказчик в возражениях на жалобу:
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Извещение об осуществлении закупки размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 29.03.2024, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 08.04.2024 09:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 776 036, 00 рублей.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в техническое задание неправомерно включено требование о согласовании Исполнителем рабочей документации с ФГКУ "УВО ВНГ России по Ростовской области".
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Из совокупного толкования п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Объектом закупки является монтажные и пуско-наладочные работы средств охранно- тревожной сигнализации. Техническим заданием установлен следующий перечень работ, необходимых к выполнению:
-разработка рабочей документации (перечень оборудования, схема шлейфов, инструкция по использованию);
-согласование рабочей документации с ФГКУ "УВО ВНГ России по Ростовской области" осуществляется Исполнителем самостоятельно;
-установка технических средств охранно-тревожной сигнализации;
-обеспечение передачи сообщений ППКОП по двум каналам;
-подключение установленных средств охранно-тревожной сигнализации к пульту ПЦЛ N1 УВО по г. Ростову-на-Дону филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по Ростовской области";
-пуско-наладочные работы установленных средств охранно-тревожной сигнализации, результатом которых являются: немедленное оповещение о попытках несанкционированного проникновения в служебные (офисные) помещения, выдача сигнала "тревога" на пульт ПЦО N1 УВО по г. Ростову-на-Дону филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по Ростовской области".
В соответствии с техническим заданием, документация должна быть выполнена в соответствии с действующими нормативами, в том числе, Р078-2019 ВНГ России методические рекомендации "Инженерно-техническая укрепленность и оснащение техническими средствами охраны объектов и мест проживания и хранения имущества граждан, принимаемых под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Рекомендации).
В соответствии с Рекомендациями, собственник - частное или юридическое лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся объектом (МПХИГ) на законных основаниях (т.
е. Заказчик). 2024-6670 2 Пунктом 7.2 "Тревожная сигнализация" Рекомендаций установлено, что по согласованию с собственником, в целях обеспечения безопасности и персонала объектов (МПХИГ), охраны общественного порядка на объектах и прилегающих территориях, а также недопущения противоправных действий, объекты и МПХИГ оборудуются тревожной сигнализацией. Из изложенных положений следует, что монтажные и пуско-наладочные работы по установке средств охранно-тревожной сигнализации проводятся только при наличии согласования с Заказчиком (пользователем, собственником). Рекомендациями требование о согласовании рабочей документации лицом, осуществляющим установку тревожной сигнализации, в том числе, с иными организациями, не установлено. Возражая на довод жалобы представители Заказчика пояснили следующее. Заказчику в ходе закупки необходимо не исключительно установленное охранно-тревожное оборудование, а установленное оборудование, подключенное к пульту ПЦО N1 УВО по г. Ростову- на-Дону филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по Ростовской области". У вневедомственной охраны существуют определенные требования к оборудованию, подключаемому к их пульту, поэтому в перечне работ присутствуют оспариваемое требование о согласовании рабочей документации. Представители Заказчика не представили Комиссии Ростовского УФАС России обоснование правомерности установления указанного требования со ссылкой на нормативно-правовой акт, регламентирующий такое согласование. При таких обстоятельствах, довод жалобы признан обоснованным, Заказчик - нарушившим ч.2 ст.42 Закона. В рамках проведения в соответствии с ч.15 ст.99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, следующий электронный документ:
-требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Требования к содержанию заявки на участие в конкурентном способе установлены в ст.43 Закона, среди которых:
1) информация и документы об участнике закупки:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. При этом, статьей 49 Закона определен порядок проведения электронного аукциона, содержание заявки на участие в названном конкурентном способе (ч.1 ст.49 Закона), согласно которому заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 2024-6670 3 1 статьи 43 Закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона.
Таким образом, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем применения открытых конкурентных способов заказчику необходимо руководствоваться общими положениями к содержанию заявки с учетом специальных норм для конкретного способа.
Согласно установленным Заказчиком требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке, в составе заявки участнику необходимо предоставить, помимо прочего: "-предложение участника закупки о цене контракта".
Таким образом, Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки о предоставлении участником закупки в составе заявки предложения о цене контракта, в нарушение ч.1 ст.49 Закона.
В соответствии с п.17 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
-размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона). Установлено, что электронная версия извещения не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, в частности, о реквизитах счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (Раздел "Платежные реквизиты", "Реквизиты счета для учета операций со средствами, поступающими заказчику" - "Номер расчётного счёта" 00000000000000000000).
Указанное свидетельствует о нарушении Заказчиком ч.1 ст.42 Закона.
В соответствии с ч.2 ст.34 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, помимо прочего, проект контракта. Частью 4 ст.34 Закона установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила).
Согласно п.2 Правил, размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 3 - 9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)). 2024-6670 4 В соответствии с изложенными положениями законодательства, Заказчик обязан включить в проект контракта порядок начисления штрафов в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракта в порядке, определенном Правилами. В извещении об осуществлении закупки не установлено преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом, проектом контракта установлен размер штрафа, исключительно начисляемый за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (п.4 Правил). При таких обстоятельствах, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.8 ст.34 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.8 ст.34, ч.ч.1,2 ст.42, ч.1 ст.49 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение в соответствии с требованиями Закона и с учетом настоящего решения.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.А. Благодарев Члены комиссии: С.А. Евстратова А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-6670 5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 апреля 2024 г. N 061/06/42-1163/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024