Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.А. Вертий, А.С. Вишнякова, рассмотрев дело N061/06/42-1194/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0858200000424000009 "Поставка мобильного комплекса фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения для патрульного автомобиля "АвтоУраган-МС" или эквивалент." (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителя Заявителя-1 - Шалимова А.В. (доверенность от 19.02.2024 N23-00099), представителя Заявителя-2 - Саченко И.А. (доверенность от 04.04.2024 N107/4-тс), представителя Заказчика - Родных П.В. (доверенность от 03.04.2024 N1), представителя ООО "П-ГРУПП" - Пексимова Н.О. (выписка из ЕГРЮЛ),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке извещения к электронному аукциону. Заказчик в возражениях на жалобу (от 12.04.2024 N15.15/243):
- отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
- указал причины формирования спорных положений описания объекта закупки;
- представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 01.04.2024 размещено извещение о проведении закупки N0858200000424000009, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок - 09.04.2024 10:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 6 398 333,33 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2024 NИЭА1, на участие в закупке подана 1 заявка, в силу чего аукцион признан несостоявшимся на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона.
1. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно включил в описание объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила). Пунктом 5 Правил определено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении з акупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным з аконом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, э ксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями с татьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона. Между тем, Заказчик не использовал при описании объекта закупки позицию, предусмотренную каталогом товаров, работ, услуг, следовательно, запрет на использование дополнительных характеристик, предусмотренный п. 5 Правил, не применяется. Довод жалобы признан необоснованным.
2. Как указывает Заявитель, Заказчик в нарушение норм Закона не использовал при описании объекта закупки позицию каталога товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком приобретаются инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки (код ОКПД2 26.51.66.190).
Так, каталог товаров, работ, услуг содержит, например, позицию 26.51.66.190-00000023 "Техническое средство автоматической фотовидеофиксации для обеспечения контроля дорожного движения", которая содержит в описании следующие характеристики:
- вид по степени мобильности;
- назначение;
- наличие обзорного датчика;
- наличие свето-видеосигнальной панели;
- разрешение матрицы, Мп;
- цифровое увеличение. Данная позиция КТРУ является обязательной для применения с 25.03.2024.
Применение п. 7 Правил возможно в ситуации, когда отсутствует в каталоге код закупаемого товара как таковой. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делам NА27-22669/2022, NА07- 18605/2022, NА23-6210/2022.
Таким образом, при формировании извещения Заказчиком не использована обязательная для применения позиция КТРУ, соответствующая объекту закупки. Указанные действия Заказчика не соответствуют ч. 6 ст. 23 Закона. Довод жалобы признан обоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно не
установил
в извещении о проведении закупки запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Пунктом 15 ч. 1 ст. 42 Закона определено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно извещению о проведении закупки, объектом закупки являются инструменты, приборы и машины для измерения или контроля прочие, не включенные в другие группировки с кодом ОКПД2 26.51.66.190.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно п. 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно- аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. Комиссия отмечает, что запрет, определенный п. 2 Постановления N 1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и (или) правами на него, перечисленных в п. 2(1) Постановления N 1236.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме Минцифры России от 15.12.2022 NП11- 2-05-106-94501, письме Минфина России от 29.11.2022 N24-06-06/116710.
В данном случае Заказчиком приобретается оборудование, неотъемлемой частью которого является микропрограмма, которая обеспечивает его функционирование. Оборудование с уже установленными микропрограммами, являющимися технологически и функционально связанными между собой, и без которых начала его использования невозможно, следует рассматривать как единый комплекс, т.е. сложную вещь (ст. 134 ГК РФ).
С учетом факта отсутствия в извещении о проведении закупки требования об установке программного обеспечения и передачи прав на него вследствие поставки оборудования, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для применения запрета согласно Постановлению N 1236 в рассматриваемой закупке. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее. Частью 4 ст. 14 Закона установлено, что Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Во исполнение приведенной нормы Закона Министерством финансов Российской Федерации утвержден приказ от 04.06.2018 N 126н об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Приказ N 126н).
Согласно п. 1.1 Приказа N 126н, при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в о тношении товаров, указанных в п риложении N 1 , в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза. Приобретаемый Заказчиком товар входит в приложение N1 Приказа N 126н. В извещении о проведении закупки установлено: "Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 20 %".
При этом, как установлено извещением, финансирование закупки осуществляется за счет бюджетных средств: С учетом изложенного, при определении преимуществ согласно Приказу N 126н в размере 20%, Заказчик нарушил ч. 4 ст. 14 Закона.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона в извещении должны быть определены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. Указание на то, что включение в описание объекта закупки показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст.33 Закона, означает, что показатели должны представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо- Кавказского округа от 20.04.2017 по делу NА53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки. Приложением N4 к извещению о проведении закупки определены требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция). Инструкцией определены следующие положения: "Кроме предусмотренных "Инструкцией по заполнению характеристик в заявке" (далее - Инструкция) требований, указанных в описании объекта закупки, в том числе в структурированном виде, при формировании заявки участником закупки должны быть учтены следующие уточняющие положения: Если заказчиком в "Описании объекта закупки" при описании значения характеристики используются следующие знаки и слова, участником предоставляются значения, указанные ниже:
- ">" - значение характеристики, превышающее указанное, - "" - значение равное или превышающее указанное;
- "<" - значение характеристики менее указанного, - "" - значение равное или менее указанного;
- " и <" - значение равное или превышающее левое значение и менее правого значения;
- "> и " - значение превышающее левое значение и равное или менее правого значения;
- "> и <" - значение превышающее левое значение и менее правого значения;
- " и
" - значение равное или превышающее левое значение и равное или менее правого значения.
- "не менее", "не ниже" - значение равное или превышающее указанное;
- "не более", "не выше" - значение равное или менее указанного;
- "менее", "ниже" - значение меньше указанного;
- "более", "выше", "свыше" - значение, превышающее указанное;
- "не менее и не более", "не менее, не более", "не менее не более", "не менее; не более", "не менее/не более" - конкретное значение в рамках значений верхней и нижней границы;
- "до" - значение меньше указанного, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словом "включительно";
- "от" - указанное значение или превышающее его; Если характеристика указана с использованием нескольких значений, требование знака применяются к каждому значению следующим после знака, до нового знака, описывающего значение характеристики (например: 5*10 - знак применяется к значению 5 и к значению 10). Если заказчиком в "Описании объекта закупки" при описании значения характеристики используются следующие знаки, участником предоставляются значения, указанные ниже:
- - участником представляется значение менее или равное установленному;
- - участником представляется значение более или равное установленному;
- < - участником представляется значение менее установленному;
- > - участником представляется значение более установленному. В случае, если требование к значению характеристики установлено одновременно с применением нескольких слов/знаков из данного раздела, в том числе с использованием союза "и" (например: Х Х и
Y и т.д.) и от участника в соответствии с положениями инструкции требуется предоставить диапазон значений характеристики, участник в заявке указывает значение диапазона соответствующее установленным требованиям.". Действия Заказчика по созданию дополнительных сложностей при подготовке заявки для участников закупки противоречат основополагающим принципам государственной политики по развитию конкуренции, изложенным в Указе Президента РФ от 21.12.2017
618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в том числе обеспечению равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации; обеспечению прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Через инструкцию требования к характеристикам товаров, являющихся объектом закупки, Заказчиком поставлены в прямую зависимость от формы их изложения. Усложненная инструкция, изложенная Заказчиком в извещении о проведении закупки, не позволяет участникам закупки однозначно составить предложение о поставляемом товаре. Позиция антимонопольного органа о недопустимости подготовки усложненных инструкций поддерживается судебной практикой: Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2019 по делу
А53-26885/2019, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2019 по делу
А53-27847/2019, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2020 по делу
А53-1541/2020, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.08.2020 по делу
А53-13387/2020, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2020 по делу
А53-40566/2019, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по делу
А53-39493/2019, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу
А53- 24106/2018, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.09.2022 по делу
А53-42236/2021.
Включение в извещение о проведении закупки усложненной инструкции по заполнению заявки не соответствует и не отвечает принципу обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере закупок и является нарушением ч. 2 ст. 42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 4 ст. 14, ч. 6 ст. 23, ч. 2 ст. 42 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение согласно нормам Закона и с учетом настоящего решения.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.А. Вертий А.С. Вишнякова Исп.Вишнякова А.С. тел.(863) 240-86-88, вн.161-132
2024-6874
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 апреля 2023 г. N 061/06/42-1194/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024