Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г., Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В., В присутствии представителей: от заявителя - Пивневой Е.А. посредством ВКС, от заказчика - Долговой Е.Ю. посредством ВКС, от уполномоченного органа - Горошко К.А. 1
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива и Развитие" на действия заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001124000112 "Источник бесперебойного питания с целью оснащения объекта"Строительство общеобразовательной школы на 825 мест в 490 квартале города Ставрополя по ул. Чапаева". Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 12.04.2024 г. с вызовом сторон по делу. 12.04.2024 г. комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона N44-ФЗ внеплановую проверку закупки
установила
следующее: 21.03.2024 г. уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении закупки N 0321300001124000112 "Источник бесперебойного питания с целью оснащения объекта"Строительство общеобразовательной школы на 825 мест в 490 квартале города Ставрополя по ул. Чапаева" (далее - Извещение). На участие в закупке подано 5 заявок:
1. с идентификационным номером 568876;
2. с идентификационным номером 574448;
3. с идентификационным номером 574743;
4. с идентификационным номером 552603;
5. с идентификационным номером 574763. 01.04.2024 в ЕИС размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону N98-ЭА-И/24 (далее - Протокол), в соответствии с которым заявка с идентификационным номером 574763 признана победителем электронного аукциона. Остальные заявки, в том числе заявка подателя жалобы, отклонены комиссией. ООО "Перспектива и Развитие", не согласившись с решением комиссии уполномоченного органа об отклонении его заявки, подало жалобу в Ставропольское УФАС России.
В силу ч. 5 ст. 49 Закона N44-ФЗ, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке 2024-5300 2 соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 наст оящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно Протоколу заявка ООО "Перспектива и Развитие" отклонена "На основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона, несоответствие установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям представленных в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных пунктом 2.1 Приложения 3 к извещению об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" (представленная в заявке на участие в закупке информация о предлагаемом товаре не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, в т.ч. в описании объекта закупки, указанном с использованием единой информационной системы и в Разделе 2 "Сведения об объекте закупки" Приложения 1 к извещению об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Описание объекта закупки", а также в пунктах 2.1 и 4 Приложения 3 к извещению об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", - характеристики предлагаемого участником закупки товара не соответствуют показателям и инструкции по заполнению заявки, установленным в описании объекта закупки и в 2024-5300 3 пункте 4 Приложения 3 к извещению об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" (в части характеристики "Наличие дополнительных функций" отсутствуют конкретные значения)". В жалобе Заявитель указывает, что "ООО "Перспектива и Развитие" не оспаривает, что согласно извещению, участник должен указать конкретные значения поставляемого товара, однако в силу применения в закупке Постановления Правительства РФ N878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", описание объекта закупки должно быть составлено в соответствии с КТРУ, а именно: КТРУ 26.20.40.110- 00000001.
В силу того, что качественную характеристику "Наличие дополнительных функций" Заказчик в электронной форме заявки сделал изменяемой, ООО "Перспектива и Развитие" выбрало наименование характеристики в соответствии с КТРУ и Описанием объекта закупки, а именно: "Светодиодная индикация режимов работы и (или) состояния индикаторных батарей". Комиссией установлено, что заявка подателя жалобы в части довода Заявителя соответствует установленным требованиям Извещения и по данному основанию отклонена не была. Заявитель не оспаривает отклонение своей заявки, а ссылается на основания отклонения другой заявки. Комиссией установлено, что отклонение заявки ООО "Перспектива и развитие" правомерно, так как в заявке нет номера реестровой записи, в действиях комиссии уполномоченного органа нарушений в части отклонения заявки не усмотрено. Доводы жалобы не нашли своего подтверждения. В порядке ст. 99 Закона N44-ФЗ Комиссией проведена проверка действий Заказчика, по результатам которой установлено нарушение в части установления требований в Извещении в противоречии с инструкцией, являющейся приложением к нему. Так, в силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ Извещение, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. То есть в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в составе извещения инструкцию по заполнению заявок на участие в данной закупке. Извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы, отражающие конкретные значения показателей, требуемые Заказчику в 2024-5300 4 рамках данной закупки. Кроме того, извещение об осуществлении закупки должно содержать инструкцию по заполнению участником конкретных значений показателей в заявке на участие в закупке. Для заполнения сведений по каждому показателю участнику необходимо руководствоваться инструкцией, предусматривающей положения для заполнения значений показателей, установленных Заказчиком в рамках данной закупки. В инструкции по заполнению заявки необходимо подробно описать, как нужно указывать параметры и как заполнить графы заявки. При составлении заявки участник должен понимать, соответствует ли продукция, которую он предлагает, требованиям Заказчика. В Приложении N3 к Извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" в случае, если в описании объекта закупки в извещении об осуществлении закупки характеристики объекта закупки сопровождаются инструкцией "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики", участник закупки указывает в заявке на электронной площадке конкретное значение характеристики в соответствии с указанными в описании объекта закупки значениями, учитывая заполненный в описании объекта закупки диапазон (при наличии). Заказчиком установлен код КТРУ 26.20.40.110-00000001 "Источник бесперебойного питания".
Согласно этому коду установлена характеристика. Наличие дополнительных Изменяемая заказчиком Светодиодная индикация функций (множественный выбор) режимов работы и (или) состояния индикаторных батарей Вместе с тем, Заказчиком в Извещении по установлено: Наличие дополнительных Светодиодная индикация Участник закупки функций режимов работы и (или) указывает в заявке состояния индикаторных конкретное значение батарей характеристики Таким образом, согласно инструкции Заказчика, необходимо сделать выбор одного из значений:
- светодиодная индикация режимов работы и состояния индикаторных батарей;
- светодиодная индикация режимов работы;
- светодиодная индикация состояния индикаторных батарей. При этом данное значение характеристики не может изменяться ни Заказчиком, ни участниками закупки.
Таким образом, заполнить показатель с соблюдением требований КТРУ и Инструкции Заказчика не представляется возможным, поскольку в одном случае необходимо оставить значение без изменений, в другом указать одно конкретное значение показателя (Светодиодная индикация режимов работы и (или) состояния индикаторных батарей).
Согласно законодательству о контрактной системе Заказчик обязан 2024-5300 5 приобщить в состав извещения документы, которые позволяют однозначно определить сведения, необходимые к предоставлению участниками в составе заявки на участие в закупке. Участники не обязаны устанавливать приоритетность одного пункта Извещения над другими пунктами документов содержащихся в составе извещения, как и приоритетность одного файла над другим. В связи с чем, материалами дела подтверждается, что в извещении об осуществлении закупки Заказчика имеются противоречия, нуждающиеся в корректировках. Комиссия отмечает, что описание объекта закупки должно быть выполнено таким образом, чтобы не только не ограничивать количество участников закупки, но и повысить шансы на приобретение именно такого товара, какой необходим. В данном случае неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений, установленных в извещении об осуществлении закупки, создают препятствия для потенциальных участников аукциона. Условия извещения должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать. В связи с чем, подобная Инструкция не позволяет определить соответствие товара требованиям Заказчика и препятствует правильному заполнению аукционной заявки, провоцирует ошибки в заполнении заявки, что ведет к формальным отклонениям заявок.
Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке": "Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям". Исходя из вышеизложенного, такая инструкция по заполнению заявки участников является ненадлежащей и составленной в нарушение положений Закона о контрактной системе, поскольку установлено требование, влекущее за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные положения Инструкции могут ввести потенциальных участников закупки в заблуждение, что приведет к неправильному заполнению заявки участником закупки и дальнейшему ее отклонению. Вследствие чего, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеются нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", 2024-5300 6
Р Е Ш И Л А
:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива и Развитие" на действия уполномоченного органа - Комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001124000112 "Источник бесперебойного питания с целью оснащения объекта"Строительство общеобразовательной школы на 825 мест в 490 квартале города Ставрополя по ул. Чапаева" - необоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия Заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя нарушившими требования п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ, в связи с тем, что по делу N026/06/106-753/2024 (номер закупки 0321300001124000112) выявлено аналогичное нарушение и выдано обязательное для исполнения предписание, по данному делу обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.Г. Пызина Члены комиссии: Е.В. Вишневская П.В. Попова 2024-5300 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 апреля 2024 г. N 026/06/106-777/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024