Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии: И.Ю. Затолюк - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; И.Д. Старжинский - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; с участием представителей:
-заявителя - ООО "Медицинские диагностические системы": Альбах А.О. (по доверенности) - в отсутствие представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Мамоновская городская больница", уведомленного надлежащим образом о дате и времени проведения заседания, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf жалобу ООО "Медицинские диагностические системы" (вх. N 2711/24 от 08.04.2024) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Мамоновская городская больница" при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка медицинского изделия (светильник бестеневой медицинский передвижной (светильник операционный)), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия (извещение N 0335200015224000014) (далее - Запрос котировок), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 08.04.2024 поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при подведении итогов Запроса котировок. В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы По мнению Заявителя, Заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе, выразившееся в выборе ненадлежащего основания отклонения заявки Заявителя. Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя Заказчик согласен с доводом жалобы заявителя и признает допущенное нарушение Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия
установила
следующее 28.03.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки N 0335200015224000014 с приложениями. Начальная (максимальная) цена контракта - 950 000,00 рублей.
Согласно части 3 статьи 14 Закона контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать, в том числе, информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Комиссия установила, что Заказчиком в извещении о проведении закупки установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление Правительства РФ N 878).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) данного постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Закона о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 3(2) Постановления Правительства РФ N 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза. Пунктом 3(3) Постановления Правительства РФ N 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) данного Постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров. Комиссия установила, что в поданных на участие в Запросе котировок заявках содержится следующая информация:
- в заявке с идентификационным номером 116299192 к поставке предложено оборудование со страной происхождения Китайская Народная Республика;
- в заявке с идентификационным номером 116267068 (заявка Заявителя) к поставке предложено оборудование со страной происхождения Китайская Народная Республика;
- в заявке с идентификационным номером 116253449 (ООО "Триан") к поставке предложено оборудование со страной происхождения Российская Федерация; приложена выписка из реестра российской промышленной продукции (Светильник хирургический передвижной "ЭМАЛЕД 500-01 П", реестровый номер: 10221852);
- в заявке с идентификационным номером 116282575 (ООО "Каталог") к поставке предложено оборудование со страной происхождения Российская Федерация; приложена выписка из реестра российской промышленной продукции (Светильник хирургический передвижной "ЭМАЛЕД 500-01 П", реестровый номер: РЭ-7725/22, срок действия до 31.03.2023),также приложена выписка из реестра российской промышленной продукции на товар отличный от требуемого в соответствии с проводимой закупкой (Шкафы серии МД);
- в заявке с идентификационным номером 116281449 к поставке предложено оборудование со страной происхождения Российская Федерация, реестровая запись радиоэлектронной продукции отсутствует.
В соответствии с частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 данного Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2024 NИЗК1 заявки с идентификационными номерами 116299192, 116267068 (заявка Заявителя), 116282575, 116281449 на участие в закупке отклонены комиссией Заказчика на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Заявка с идентификационным номером 116253449 признана соответствующей.
В силу пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
На основании изложенного, с учетом того, что в извещении о проведении закупки установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878, Комиссия приходит к выводу, что заявки с идентификационными номерами 116299192, 116267068 (заявка Заявителя), 116281449, 116282575 подлежали отклонению в соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия комиссии Заказчика нарушают пункт 5 части 12 статьи 48, пункт 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. При этом Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 13 статьи 44 Закона контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Таким образом, отклонение заявок участников закупки, по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, не является в будущем основанием для перечисления обеспечения заявки такого участника в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая тот факт, что допущенные комиссией Заказчика нарушения при рассмотрении заявок на участие в закупке и оформлении протокола итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2024 NИЗК1 нарушают права и законные интересы Заявителя и других участников закупки в части возможных последствий, установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе. В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медицинские диагностические системы" обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок Заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Мамоновская городская больница" нарушившей пункт 5 части 12 статьи 48, пункт 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, комиссии по осуществлению закупок заказчика, оператору электронной площадки (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Предать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение к административной ответственности. Председатель комиссии Н.С. Иванова Члены комиссии: И.Ю. Затолюк И.Д. Старжинский В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-2063
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 18 апреля 2024 г. N 039/06/50-283/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024