Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Гойгова М.Б., руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Осиповой А.О. начальника отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Китаевой И.С главного государственного инспектора отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, рассмотрев поступившую 03.04.2024 жалобу ООО "Ведикор" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе), уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок", государственным заказчиком - ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку тренажера для пассивной разработки кистей рук с обратной связью (00002803-ЭА)" (реестровый N 0891200000624002596), в присутствии посредством ВКС представителя уполномоченного учреждения - Харасовой Е.С. (доверенность от 26.04.2023 N 4); представителей заказчика Екимовой М.А. (доверенность от 02.04.2024 N1221), Хозеевой С.А. (доверенность от 15.08.2023 N 2825), Лобецкого М.Г. (доверенность от 02.04.2024 N 1222), в присутствии представителей заинтересованного лица (победителя закупки) ИП Ивановой А.В.- Подчиненовой А.В. (доверенность от 05.04.2024 N 204), Осиповой А.В. (доверенность от 05.04.2024 N 203), в отсутствии представителя заявителя, извещен надлежащим образом о дате , времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
03.04.2024 в Забайкальское УФАС России поступила жалоба ООО "Ведикор" на нарушение требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку тренажера для пассивной разработки кистей рук с обратной связью (00002803-ЭА)" (реестровый N 0891200000624002596).
Заявитель полагает, что заказчик включил в описание объекта закупки требования, которые в совокупности всех установленных характеристик товара, устанавливают соответствие только одного медицинского изделия:
- Роботизированный комплекс "Ортез-1" для восстановления локомоторных функций кистей рук по ТУ 26.60.13-005-064412177-2020 производства компании АО "НПО "Андроидная техника". В нарушение требований Закона о контрактной системе Заказчик не применил соответствующий код позиции КТРУ, при этом в совокупности установленных характеристик нужно было установить код КТРУ26.60.13.190-00000666, 26.60.13.190-00000667.
Вместе с тем, какое либо обоснование дополнительных характеристик техническое задание не содержит. Вместе с тем на рынке присутствуют тренажеры для пассивной разработки кистей рук с обратной связью производства иных производителей, которые полностью подпадают под описание товара "Тренажер для пассивной разработки кистей рук с обратной связью", изложенное в позиции КТРУ 26.60.13.190-00000667 (раздел "Описание товаров, работ и услуг") код вида медицинского изделия 349710, а именно:
1.Комплекс экзоскелета кисти с двумя степенями свободы и внешним программным управлением (Экзокисть-2) по ТУ 32.50.50-003-64412177-2016, РЗН 2018/7681 от 20.07.2020;
2.Комплекс экзоскелета кисти с двумя степенями свободы и внешним программным управлением (Экзокисть-3) по ТУ 26.60.13-003-01963278-2019, РЗН 2022/18531 от 11.10.2022;
3.Комплекс аппаратно-программный роботизированный для восстановления двигательных функций верхних конечностей с использованием обратной связи и технологий виртуальной реальности "VIBRAINT RehUp" по ТУ 26.60.13-125-18163033-2021, РЗН 2022/18898 от 24.11.2022.
Однако технические условия содержат такие показатели и их значения, которые не влияют на работу комплекса согласно требованиям КТРУ, и которые отсутствуют в медицинских изделиях вышеназванных производителей (в наличии только у производителя " АО "НПО "Андроидная техника""), Представители уполномоченного учреждения, заказчика не согласились с доводами жалобы, считают жалобу необоснованной, указав, что под техническое задание заказчика подходит три товара двух производителей. В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее. 26.03.2024 уполномоченным учреждением в интересах заказчика на официальном сайте ЕИС размещены извещение и документы о проведении электронного аукциона на поставку тренажера для пассивной разработки кистей рук с обратной связью (00002803-ЭА)"(реестровый N 0891200000624002596) .
Начальная (максимальная) цена контракта 6505433.33 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (0891200000624002596) от 04.04.2024 на участие в аукционе подано 1 заявка (ИП Ивановой А.В.), признана соответствующей требованиям. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен. Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1.Довод заявителя о нарушении заказчиком требований Закона о контрактной системе ввиду неприменения КТРУ 26.60.13.190-00000667, КТРУ26.60.13.190-00000666 признан необоснованным.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом , должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
В соответствии с п.7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) (Ж 034-2014.
Заказчиком с учетом специфики работы и потребностей медицинского учреждения к поставке требуется тренажер для пассивной разработки обеих кистей рук с обратной связью, то есть данное оборудование должно одинаково эффективно применяться как для левой, так и для правой кистей рук. КТРУ "26.60.13.190-00000668", включает в себя коды КТРУ: 26.60.13.190-00000666 и 26.60.13.190-00000667, при этом первый код содержит единственную характеристику: Экзокисть - левая, второй код: Экзокисть - правая.
Таким образом, каталог товаров, работ, услуг не содержит позицию с тренажером для пассивной разработки кистей рук с обратной связью для правой и левой кисти одновременно, следовательно, заказчик формирует описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В связи с отсутствием в КТРУ позиций, отвечающих потребностям, заказчиком при формировании извещения применен код ОКПД2: 26.60.13.190.
Таким образом, нарушения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 и Закона о контрактной системе Комиссией не установлено.
2. Описание объекта закупки формируется исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций. Рассматриваемый запрос котировок в электронной форме на поставку тренажера размещен в интересах государственного заказчика - ГУЗ "Городская клиническая больница N 1" для обеспечения лечебного учреждения необходимым высокотехнологичным и сложным медицинским оборудованием для оказания качественной медицинской помощи гражданам. Соответственно, объект закупки, в том числе характеристики подлежащего поставке товара, определялись исходя из потребностей указанного лица в оказании медицинской помощи. Правила описания объекта закупки устанавливается статьей 33 Закона о контрактной системе. В частности, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как указано в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 11017/10).
Вместе с тем, как указано в пункте 2 названного Обзора судебной практики, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод заявителя, что установление требований к закупаемому товару в таком изложении, а именно наличие таких показателей как: предельный угол поворота рычагов проксимальных фаланг пальцев и средних, дистальных фаланг соответствует оптимальному с точки зрения анатомических особенностей кисти человека; возможность регулировки времени пассивного раскрытия кисти, в комплектации: тканевый ложемент на правую руку, тканевый ложемент на левую руку, стойка свидетельствует о субъективном характере описания объекта закупки и заинтересованности заказчика в приобретении товара конкретной модели единственного производителя, признан комиссией необоснованным ввиду следующего.
Таким образом, при рассмотрении жалобы устанавливается, действительно ли спорные характеристики (наличие показателей в товаре: предельный угол поворота рычагов проксимальных фаланг пальцев и средних, дистальных фаланг соответствует оптимальному с точки зрения анатомических особенностей кисти человека; возможность регулировки времени пассивного раскрытия кисти, в комплектации: тканевый ложемент на правую руку, тканевый ложемент на левую руку, стойка) соответствует тренажер только одного производителя и каким образом данные характеристики имеют отношение к специфике использования данного товара.
Согласно представленной заказчиком информации, по установленным техническим характеристикам соответствует три товара двух производителей, а именно:
-Роботизированный комплекс "Ортез-1" производства компании АО "НПО "Андроидная техника", который указывает заявитель в своей жалобе;
- Экзокисть-2 производства компании ООО "ВЭСТТРЭЙД ЛТД";
- Экзокисть-3 производства компании ООО "ВЭСТТРЭЙД ЛТД"; Комиссией установлено, что в представленных заказчиком документах на вышеназванный товар (руководств по эксплуатации, руководств оператора, инструкций по эксплуатации, технических условий) все спорные характеристики, указанные в жалобе, имеются в наличии. Следовательно довод заявителя о необоснованном включении заказчиком требований "показателей в товаре: предельный угол поворота рычагов проксимальных фаланг пальцев и средних, дистальных фаланг соответствует оптимальному с точки зрения анатомических особенностей кисти человека; возможность регулировки времени пассивного раскрытия кисти, в комплектации: тканевый ложемент на правую руку, тканевый ложемент на левую руку, стойка", поскольку подходит товар только одного производителя признан Комиссией необоснованным.
Таким образом, заказчиком представлены сведения о наличии на рынке иных товаров, соответствующих совокупности технических характеристик, приведенных в описании объекта закупки. В тоже время доводы заявителя о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе в части ограничения количества участников закупки установленными требованиями к товару признаны Комиссией необоснованными ввиду того, что заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, Комиссия отмечает, что участником закупки на поставку тренажера может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у участника закупки товаров с необходимыми Заказчику характеристиками не говорит о том, что заказчик ограничивает конкуренцию в сфере закупок и нарушает требования Закона о контрактной системе.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе заявителем к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что требования к поставляемому товару, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, в том числе и для ООО "Ведикор". Комиссия считает, что отсутствие у участника закупки товаров с необходимыми Заказчику характеристиками не говорит о том, что заказчик ограничивает конкуренцию в сфере закупок и нарушает требования Закона о контрактной системе. Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, что соответствует правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, согласно которой основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Как пояснили стороны, товар, отвечающий потребностям заказчика, находится в свободном обороте на территории Российской Федерации.
Таким образом, доводы заявителя о нарушении со стороны заказчика требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, не нашли своего подтверждения. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, комиссия,
РЕШИЛА:
1. Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ведикор" признать необоснованной.
Решение по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.Б. Гойгов Члены комиссии: А.О. Осипова И.С. Китаева
2024-1811
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 10 апреля 2024 г. N 075/06/105-208/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024