Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии - Гойгова М.Б. руководителя управления; членов комиссии: Китаевой И.С. главного государственного инспектора отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Ереминой В.В. главного специалиста-эксперта этого же отдела, рассмотрев жалобу ООО "Успех и точка" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок", заказчиком - ГКУ "Краевой центр занятости населения" Забайкальского края при проведении электронного аукциона "Поставка талонов на дизельное топливо по Забайкальскому краю (00003440-ЭА)" (реестровый N 0891200000624003274), в присутствии представителя заказчика Жадамбаева С.Х. (доверенность от 01.01.2024 N2024/31-Н), при участии по видеоконференцсвязи представителя уполномоченного учреждения Шульга Я.О. (доверенность от 06.03.2024 N5); в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
11.04.2024 в Забайкальское УФАС России поступила жалоба ООО "Успех и точка" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона N0891200000624003274.
Заявитель не согласен с условием проекта контракта об отпуске топлива через АЗС по талонам, полагает, что данным условием ограничивается конкуренция. Отпуск бензина автомобильного через АЗС по талонам равноценен отпуску бензина автомобильного через АЗС по топливным картам и не имеет каких-либо существенных особенностей, позволяющих ссылаться только на один способ отпуска бензина автомобильного через АЗС. Заказчиком представлены возражения по доводам жалобы, указано следующее. "Электронный топливный талон (топливная карта) - это платежное средство, при помощи которого можно оплачивать топливо и другие услуги АЗС. Изготовлена из пластика и внешне похожа на обычную банковскую карту. Карточка привязывается к водителю или конкретному автомобилю, а талон можно легко передать другому водителю учреждения. По карте можно контролировать и менять расходы в личном кабинете. При использовании топливной карты стоимость ГСМ меняется. Из этого мы получаем нецелевые расходование средств, так как контрактом предусмотрено конкретное количество топлива по конкретной цене. Из-за того, что на карту выделяются деньги для заправки, в бухгалтерском учете будет невозможно списание бензина как товар. По контракту заказчиком приобретается именно товар, а не услугу по заправке автомобилей. При этом топливный талон, по которому заказчик выписывает водителю определенное количество топлива, согласно внутренним нормативам. Топливный талон позволяет заказчику списывать израсходованное топливо и контролировать его расход на конкретном автомобиле. Талоны позволяют полностью контролировать расход бюджета, выделяемого на заправку автотранспортных средств, а также предотвращают возможность использования средств на нецелевые расходы. Талон исключает возможность повышения цены на уже приобретенный товар по контракту. Кроме того, использование топливных талонов значительно упрощает процедуру отчетности для бухгалтерского отдела Заказчика. Заказчик также указывает, в проекте контракта, что Поставка нефтепродуктов осуществляется на территории города Читы и Забайкальского края. Для оперативной работы ГКУ КЦЗН Забайкальского края, осуществление отпуска автомобильного топлива должно осуществляться на АЗС Исполнителя, которые должны находиться в следующих населенных пунктах:
- Агинский район;
-Александро-Заводский район;
- Борзинский район;
- Дульдургинсский район;
- Краснокаменскнй район;
- Красночикойский район;
- Могойтуйский район;
- Могочинский район;
- Ононский район;
- Пстровск-Забайкальский район;
- Тунгокоченский район;
- Хилокский район;
-Чернышевский район;
- Шелопугинский район; Кроме того, считаем сообщить, что топливные карты, в отличии от бумажных талонов, неразрывно связаны с функционированием информационно - телекоммуникационной системы "Интернет" (далее -"Интернет"), в случае наступления перебоев в работе сети "Интернет" система отпуска топлива по талонам окажется эффективнее. Топливная компания, имея намерения участвовать в спорном аукционе, имеет возможность ввести в свой оборот талоны по установленному ею образцу даже в случае, если такие талоны будут востребованы только в отношениях с одной организацией.
На основании изложенного, заказчик просит признать жалобе необоснованной. Уполномоченным учреждением представлены пояснения о порядке взаимодействия с заказчиками Забайкальского края, на основании постановления Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 обжалуемые положения извещения о закупке не относятся к полномочиям уполномоченного учреждения, являясь зоной ответственности заказчика. При этом указано следующее. Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для Заказчика. Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования к товарам (работам, услугам), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 6 государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. В обзоре отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товары, соответствующие потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 21.06.2023 N А83-1562/2023.
Более того, было подано 2 заявки на участие в электронном аукционе от участников, готовых поставить товар, необходимый Заказчику. Исходя из изложенного, уполномоченное учреждение считает доводы жалобы необоснованной. В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее. 04.04.2024 уполномоченным учреждением для нужд заказчика в ЕИС размещены извещение и электронные документы о проведении электронного аукциона "Поставка талонов на дизельное топливо по Забайкальскому краю (00003440-ЭА)" (реестровый N 0891200000624003274).
Начальная (максимальная) цена контракта 432 600,00 рублей. На участие в закупке поступило 2 заявки, которые признаны соответствующими требования извещения, наименьшее ценовое предложение 430 400,00 рублей (протокол подведения итогов электронного аукциона от 15.04.2024).
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен. Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке. При этом, заказчик обязан применять позиции КТРУ в части описания объекта закупки, если такое описание предусмотрено позицией КТРУ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом а) пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона. Названные требования утверждены уполномоченным учреждением в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке".
Таким образом, при описании объекта закупки заказчиком указываются требуемые характеристики закупаемых товаров, участником закупки в составе заявки предлагается товар с характеристиками, соответствующими установленным в техническом задании. Подавая заявку участник закупки выражает согласие на поставку товара на условиях извещения о закупке и своего предложения.
Согласно извещению, объектом закупки является дизельное топливо летнее. Комиссией установлено, что описание объекта закупки соответствует указанному в КТРУ (позиция 19.20.21.315-0000 2 "Топливо дизельное летнее экологического класса не ниже К5 (розничная поставка)"). Условие о способах отпуска и поставки товара не образует описание объекта закупки, поскольку объектом закупки выступает непосредственно ГСМ. Контрактная система в сфере закупок основана на принципах, закрепленных в статье 6 Закона о контрактной системе. Из статьи 6 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Также статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип эффективности использования бюджетных средств.
Таким образом, заказчикам надлежит исходить из принципа эффективности использования бюджетных средств, в соответствии с которым участники бюджетного процесса должны действовать из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Вместе с тем, наилучший результат достигается путем проведения эффективной для заказчика закупки, то есть исключительно при выражении заказчиком своей объективной потребности путем включения тех или иных условий в извещение закупочной процедуры. Кроме того, согласно письменным пояснениями заказчика, в учреждении уже длительное время закреплена система отпуска топлива по талонам, позволяющая контролировать отпуск топлива и не допускать злоупотреблений, существующая учётная политика учреждения, является наиболее эффективной и обеспечивает бесперебойное функционирование учреждения. Доказательств обратного Комиссии не представлено. Учитывая наличие фактов длительного отсутствия электроэнергии в населенных пунктах Забайкальского края (до нескольких дней), и, как следствие, интернета, доводы заказчика о высоких рисках не получить ГСМ в момент потребности ввиду отсутствия возможности расчета по топливным картам признаны обоснованными. Вместе с тем, в силу требований ст. 8 Закона о контрактной системе, заказчику также надлежит руководствоваться принципом обеспечения конкуренции. Доводы заявителя об ограничении числа участников закупки условием о способе отпуска топлива документально не подтверждены. Заявителем не представлены сведения об отсутствии у участника закупки возможности ввести в свой оборот талоны по установленному им образцу для возможности поставки товара указанным в проекте контракта способом. Принимая во внимание потребность заказчика в использовании его сотрудниками при отпуске ГСМ талонов, а также вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в извещении электронного аукциона условий, ведущих к ограничению конкуренции, ввиду чего доводы жалобы признаются Комиссией необоснованными. Кроме того, указанное условие не создает преимуществ какой-либо конкретной организации, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Законом о контрактной системе, комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Успех и точка" признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.Б. Гойгов Члены комиссии: И.С. Китаева В.В. Еремина
2024-1883
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 16 апреля 2024 г. N 075/06/105-223/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024