Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Е.О. Хорышев, врио начальника отдела; Е.М. Хоменко, главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Департамента градостроительства Администрации города Красноярска (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений о Тюленеве Вадиме Сергеевиче (ИНН 246113050910) (далее - Тюленев В.С., поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме "Приобретение жилого помещения - квартиры в рамках реализации муниципальной программы "Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно- транспортной и коммунальной инфраструктуры"", извещение N 0119300019824000290, ИКЗ 243246621661924660100101110026810412 (далее - электронный аукцион). В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений о Тюленеве В.С. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением поставщика от заключения контракта, по результатам проведения электронного аукциона (далее - обращение). Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП), обращение было направлено заказчиком в территориальный орган контроля по месту нахождения заказчика - Красноярское УФАС России. Поступившее в Красноярское УФАС России обращение, сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения РНП, следовательно, заказчиком были соблюдены требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок к форме обращения. Обращение заказчика поступило в Красноярское УФАС России с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП. Обращение сформировано и направлено заказчиком в Красноярское УФАС России одновременно с размещением 09.04.2024 в ЕИС протокола признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 08.04.2024, в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП. Комиссия установила, что заказчиком соблюдён порядок подачи обращения.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и раздела III Правил ведения РНП, Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта уклонения Тюленева В.С. от заключения контракта. В установленный законодательством о контрактной системе в сфере закупок, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП, срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в контракте, направило заказчику и Тюленеву В.С. уведомление о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП указанное уведомление также было размещено в ЕИС.
Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки. Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, назначенному на 15.04.2024 в 14:10 (время местное), поставщик представил в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП, информацию и документы, объяснения в письменной форме, в том числе подтверждающие, по его мнению, отсутствие факта его недобросовестности при заключении контракта. До начала заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу Тюленевым В.С. было направлено в адрес Красноярского УФАС России ходатайство о предоставлении возможности участия в указанном заседании Комиссии с использованием системы видео-конференц-связи. Указанное ходатайство Красноярским УФАС России было удовлетворено, представителю Тюленева В.С. была предоставлена возможность участия в указанном заседании Комиссии с использованием систем видео-конференц-связи, однако к моменту проведения такого заседания Комиссии у Красноярского УФАС России объективно отсутствовала техническая возможность обеспечить участие представителя Тюленева В.С. в указанном заседании Комиссии. Явку своего представителя на указанное заседание Комиссии заказчик не обеспечил. В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения заказчика по существу Комиссия приняла решение об объявлении перерыва в заседании Комиссии до 16.04.2024 до 14:30 (время местное) и предоставлении возможности Тюленеву В.С. и заказчику направить в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП, информацию и документы, объяснения в письменной форме по существу рассматриваемого обращения. К моменту окончания объявленного перерыва в заседании Комиссии Тюленевым В.С. и заказчиком в адрес Красноярского УФАС России были представлены вышеуказанные документы и информация. На заседании Комиссии по рассмотрению обращения по существу лично присутствовал представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свои полномочия и личность, а также присутствовал с использованием систем видео-конференц-связи представитель Тюленева В.С., надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией была проведена внеплановая проверка, на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и Тюленевым В.С., а также размещенные в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 7 691 666,45 рублей.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, протокол подведения итогов подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 был размещен 22.03.2024, в соответствии с которым Тюленеву В.С. был присвоен первый порядковый номер (идентификационный номер заявки 116161532).
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе определено, что заказчик не позднее двух рабочих дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика размещает в ЕИС проект контракта для подписания поставщиком.
Согласно информации, размещённой в ЕИС, 25.03.2024 заказчик направил Тюленеву В.С. проект контракта. Изучив проект контракта, Комиссия установила, что проект контракта соответствует положениям пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее 5 рабочих дней, следующих за днём размещения проекта контракта, участник закупки подписывает проект контракт усиленной электронной подписью или размещает в ЕИС протокол разногласий, или подписывает усиленной электронной подписью отказ от заключения контракта.
Согласно информации, размещённой в ЕИС, 01.04.2024 Тюленев В.С. направил протокол разногласий. Из пункта 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, следует, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 указанной статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Согласно информации, размещённой в ЕИС, 04.04.2024 был размещен доработанный проект контракта.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно протоколу признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 08.04.2024, Тюленев В.С. не подписал контракт усиленной электронной подписью, а также не разместил документ, подтверждающий предоставление обеспечения. Из письменных пояснений Тюленева В.С. следует, что неподписание контракта по результатам проведения электронного аукциона произошло по причине более раннего подписания Тюленевым В.С. контракта по результатам проведения электронного аукциона, объявленного извещением N 0119300019824000305 (контракт от 05.04.2024 с реестровым номером 3246621661924000109), в ходе проведения которого Тюленевым В.С. также была предложена к продаже заказчику квартира, расположенная по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, город Красноярск, ул. Грунтовая, д. N 28А, кв. N 363.
Данная ошибка была допущена Тюленевым В.С. вследствие того, что он не был знаком с процедурами, предусмотренными законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Следовательно, исполнить обязательства по контракту, заключаемому по результатам электронного аукциона, не представлялось возможным, поскольку предметом в обеих закупках (извещения NN 0119300019824000305, 0119300019824000290) являлась одна и та же квартира, в этой связи Тюленев В.С. не мог заключить еще один контракт. В отношении заявленных доводов Комиссия считает необходимым сообщить следующее. Комиссией установлено, что согласно сведениям государственной информационной системы "Независимый регистратор" (далее - ГИС "Независимый регистратор"), предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, Тюленевым В.С. были совершены следующие действия:
- 19.03.2024 направлена заявки на участие в электронном аукционе с предложением к продаже заказчику квартиры, расположенной по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, город Красноярск, ул. Грунтовая, д. N 28А, кв. N 363, с приложением подтверждающих документов;
- 20.03.2024 направлена заявка на участие в электронном аукционе, объявленном извещением N 0119300019824000305, с предложением к продаже заказчику квартиры, расположенной по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, город Красноярск, ул. Грунтовая, д. N 28А, кв. N 363, с приложением подтверждающих документов. Протоколом подведения итогов электронного аукциона, объявленного извещением N 0119300019824000305, от 25.03.2024 Тюленев В.С. был признан победителем указанной электронной процедуры. При этом, как было указано ранее по тексту настоящего решения 22.03.2024 Тюленев В.С. был признан победителем электронного аукциона соответствующим протоколом подведения итогов. Следовательно, при проведении рассматриваемого электронного аукциона Тюленев В.С. был признан победителем ранее, чем при проведении электронного аукциона, объявленного извещением N 0119300019824000305.
Кроме того, добровольно подав заявки 19.03.2024 и 20.03.2024 на участие в электронных аукционах NN 0119300019824000290, 0119300019824000305, проводимых заказчиком, с тождественным предложением продажи квартиры, расположенной по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, город Красноярск, ул. Грунтовая, д. N 28А, кв. N 363, и заявляя впоследствии при подписании контракта по результатам электронного аукциона довод о невозможности исполнения условий такого контракта по причине подписания контракта по результатам электронного аукциона, объявленного извещением N 0119300019824000305, Тюленев В.С. фактически снимает с себя ответственность за действия, инициатором которых выступил именно он, исходя из собственных представлений о проведении электронных процедур в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Тюленев В.С., подав заявки на участие в электронных аукционах NN 0119300019824000290, 0119300019824000305, проводимых заказчиком, с тождественным предложением о продаже квартиры, расположенной по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, город Красноярск, ул. Грунтовая, д. N 28А, кв. N 363, подав ценовые предложения при участии в указанных электронных процедурах, в полном объеме должен был и мог предвидеть неизбежное наступление негативных последствий в случае признания его победителем в обеих электронных процедурах.
Согласно пункту 14 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На основании изучения совокупности документов и сведений, представленных заказчиком, Тюленевым В.С., размещенных в ЕИС и ГИС "Независимый регистратор", Комиссия установила, что Тюленевым В.С. были совершены действия, свидетельствующие о намерении уклониться от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона, а именно: контракт сознательно не был подписан поставщиком, так как исполнить обязательства по такому контракту Тюленев В.С. не имел возможности. Вместе с тем, указанная невозможность исполнения такого контракта не явилась следствием обстоятельств непреодолимой силы (доказательств обратного Комиссии в материалы проверки не представлено), а явилась следствием недобросовестного поведения самого Тюленева В.С., который не проявил достаточную степень заботливости и осмотрительности при добровольном участии в электронных аукционах NN 0119300019824000290, 0119300019824000305, проводимых заказчиком, с тождественным предложением продажи квартиры, расположенной по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, город Красноярск, ул. Грунтовая, д. N 28А, кв. N 363, хотя должен был и мог предвидеть неизбежное наступление негативных последствий в случае признания его победителем в обеих электронных процедурах.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя электронного аукциона. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а в последствие исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Вследствие изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке, должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своего бездействия выразившегося в уклонении от заключения контракта. Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство. Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия пришла к выводу о том, что у Тюленева В.С. отсутствовали правовые основания и уважительные причины для неподписания контракта, что свидетельствует об уклонении указанного участника закупки от подписания такого контракта по итогам проведения электронного аукциона, недобросовестном его поведении. Одновременно с вышеизложенным, Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу представитель заказчика настаивал на необходимости внесения сведений о Тюленеве В.С. в реестр недобросовестных поставщиков по причине того, что его недобросовестные действия, допущенные при заключении контракта, повлекли для заказчика затягивание сроков приобретения и оформления в муниципальную собственность жилого помещения - квартиры в рамках реализации муниципальной программы "Обеспечение граждан города Красноярска жилыми помещениями и объектами инженерно-транспортной и коммунальной инфраструктуры", имеющей социально-значимые цели: создание условий для устойчивого развития территорий города Красноярска, комфортной и безопасной среды для жизни, повышение доступности жилья и улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории города Красноярска. Следовательно, рассматриваемое недобросовестное поведение Тюленева В.С. приводит к неэффективной реализации указанной программы в интересах граждан, проживающих на территории города Красноярска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
решила
включить сведения о Тюленеве Вадиме Сергеевиче (ИНН 246113050910) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата I раздел Дата II раздел III раздел Общая события регистраци итоговая * Регламент Фактиче Итого и Регламент Фактиче Итог Регламент Фактиче Итого просрочка ированная ская дата просро контрольн ированная ская дата о ированный ская дата просро в днях (I + дата направле чка в ым дата принятия проср срок изготовл чка в II + III направлен ния днях органом принятия решения очка изготовлен ения днях по разделы) ия заказчик по I обращения решения в ия решения III заказчиком ом раздел заказчика днях решения и и разделу сведений в сведений у по II размещени размеще контрольн разде я сведений ния ый орган лу в ЕИС сведений в ЕИС 08.04.24 09.04.24 09.04.24 09.04.24 16.04.24 16.04.24 19.04.24 19.04.24 * дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева Члены Комиссии Е.О. Хорышев Е.М. Хоменко Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144
2024-6276
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 апреля 2024 г. N 024/10/104-1033/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024