Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи) при участии представителей: ООО "СТРОЙИНВЕСТ": Макаровой Е.А. (по доверенности N01/2024 от 26.01.2024); ГБУДО г. Москвы спортивная школа олимпийского резерва "Московская академия фигурного катания на коньках" Департамента спорта г. Москвы: Андрющенко Ю.С. (по доверенности N2 от 22.03.2024), Николаевой М.И. (по доверенности N1 от 09.01.2024); Департамента г. Москвы по конкурентной политике: Османович В.В. (по доверенности N 77-13-1/24-19 от 06.02.2024); рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУДО г. Москвы спортивная школа олимпийского резерва "Московская академия фигурного катания на коньках" Департамента спорта г. Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг в области трудовых ресурсов по обеспечению 2024-17402 2 уборщиками помещений, дворниками на объекте: Ледовый дворец по адресу:
г. Москва, Новоясеневский проспект, д. 26, на период с 1 мая 2024 года по 31 декабря 2025 года (Закупка N 0173200001424000362) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении конкурса. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации; 2024-17402 3 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно Техническому заданию, Заказчиком установлены требования к закупаемым услугам: 3 Состав услуг: 3.1 Работник Исполнителя в соответствии с видом профессиональной деятельности осуществляет следующие трудовые функции: 3.2 Работы по уборке территории, осуществляемые дворником, состоящие из: 3.2.1 Мероприятий по обслуживанию элементов внешнего благоустройства территории, включающих в себя:
- подготовку рабочего места для производства работ;
- сбор и удаление мелких бытовых отходов и листьев с газонов, клумб и детских площадок, в том числе с применением средств малой механизации, на закрепленной территории;
- поливку водой тротуаров, клумб, газонов и зеленых насаждений закрепленной территории;
- стрижку газона вручную или с применением средств малой механизации;
- обрезку деревьев и декоративных кустарников вручную или с использованием механизированного инструмента и приспособлений;
- удаление загрязнений с малых архитектурных форм и элементов детских площадок; 2024-17402 4 - очистку установленных на закрепленной территории урн и мусоросборников по мере их наполнения;
- промывку и бытовую дезинфекцию установленных на закрепленной территории урн и мусоросборников по мере их загрязнения;
- контроль своевременности вывоза мусорных контейнеров с закрепленной территории. 3.2.2 Мероприятий по уборке твердых покрытий закрепленной территории в летних условиях, включающих в себя:
- подготовку рабочего места для производства работ в летних условиях;
- влажную уборку тротуаров, обочин внутридворовых подъездов, отмосток, хозяйственных и контейнерных площадок, парковок от пыли, мелкого бытового мусора и листьев, в том числе с применением средств малой механизации;
- сбор, транспортировку и загрузку смета в мусорные контейнеры;
- осмотр и очистку дождеприемных решеток для обеспечения их работоспособности;
- очистку каналов и лотков для стока воды в люки и приемные колодцы. 3.2.3 Мероприятий по уборке твердых покрытий закрепленной территории в зимних условиях, включающих в себя:
- подготовку рабочего места для производства работ в зимних условиях;
- расчистку проходов для движения пешеходов в период интенсивного снегопада;
- скалывание наледи с тротуаров, обочин внутридворовых подъездов, отмосток, хозяйственных и контейнерных площадок, парковок;
- удаление и складирование снега и сколотого льда в специально отведенном месте;
- посыпку тротуаров, обочин внутридворовых подъездов, отмосток, хозяйственных и контейнерных площадок, парковок противогололедными составами;
- очистку от снега и наледи крышек канализационных, пожарных и газовых колодцев;
- погрузку снега и сколотого льда в автомобили для удаления с закрепленной территории;
- заливку катка в специально отведенном месте (при необходимости). 3.2.4 Мероприятий по сопутствующим работам в технических помещениях здания, включающих в себя:
- подготовку рабочего места для производства сопутствующих работ;
- уборку подвалов и чердачных помещений;
- очистку от снега и наледи наружных ступеней входа в подвальные помещения (в зимний период);
- посыпку ступеней входа в подвальные помещения противогололедными составами (в зимний период);
- удаление снега, наледи и сосулек с крыши, навесов и фонарей здания (в зимний период);
- включение и выключение освещения на обслуживаемой территории; 2024-17402 5 - сообщение представителю Заказчика информации о наличии запаха газа или повреждениях внутридворовых трубопроводов (теплоснабжения, водоснабжения, канализации). 3.3 Работы по уборке внутренних помещений здания, осуществляемые уборщиком помещений, состоящие из: 3.3.1 Мероприятий по удалению загрязнений с поверхностей, включающих в себя:
- сбор и удаление загрязнений, свободнолежащих на поверхности, ручным инвентарем или механизированными методами с помощью пылесосов (сухая уборка);
- удаление свободнолежащих, а также частично сцепленных с поверхностью загрязнений ручным и поломоечным инвентарем с применением увлажненных текстильных материалов и изделий (влажная уборка);
- удаление сцепленных с поверхностью и части проникших в структуру материала загрязнений методами мойки поверхностей с использованием большого количества воды или водных растворов химических средств при помощи ручного и поломоечного инвентаря (мокрая уборка);
- чистку унитазов, раковин и другого санитарно-технического оборудования;
- освобождение мусорных корзин от мусора и вынос его в установленное место;
- чистку мусорных корзин;
- проветривание помещений;
- включение и выключение освещения в здании. 3.3.2 Мероприятий по уходу за поверхностями, включающих в себя:
- защиту поверхностей и материалов от агрессивных внешних воздействий;
- восстановление поверхностей и материалов. Уход за поверхностями включает в себя уход за:
- поверхностями из природного и искусственного камня;
- поверхностями из древесных материалов;
- поверхностями из искусственных и синтетических материалов;
- стеклянными поверхностями;
- металлическими поверхностями;
- поверхностями из текстильных материалов и кожи;
- отделочными материалами;
- поверхностями корпусной мебели. 3.3.3 Мероприятий по дезинфекции поверхностей, включающих в себя:
- обеззараживание поверхностей, наиболее подверженных микробиологическому загрязнению, с которыми возможен контакт открытых участков кожных покровов человека;
- дезинфекцию унитазов, раковин и другого санитарно-технического оборудования;
- промывку мусорных корзин дезинфицирующим раствором. 3.4 Приемка оказанных услуг производится представителем Заказчика с участием Исполнителя на основании документально зафиксированных видов 2024-17402 6 оказанных услуг, оформленных с учетом требований Контракта и настоящего Технического задания. Для осуществления сдачи-приемки оказанных услуг представитель Заказчика и Исполнитель совместно ведут учет фактически отработанного времени работников Исполнителя по форме, определенной Приложением 4 "Ведомость учета фактически отработанного времени работников" к настоящему Техническому заданию. Пункт 6 Требования к используемым материалам и оборудованию в техническом задании: 6.1 Приборы и инструменты, материалы и оборудование, запасные части и комплектующие, необходимые для осуществления своих трудовых функций, работникам Исполнителя предоставляются Заказчиком. Все приборы и инструменты, необходимые для оказания услуг, должны быть исправны, иметь соответствующие сертификаты и технические паспорта, а их использование не должно представлять опасности для окружающих. 6.2 Материалы и оборудование, используемые при оказании услуг, по своим характеристикам должны соответствовать техническим параметрам материалов и оборудования, предусмотренных технической документацией, и иметь паспорта заводов-изготовителей, технические описания и инструкции по эксплуатации на русском языке. 6.3 Расходные материалы, запасные части и комплектующие, применяемые для оказания услуг, должны быть разрешены к использованию на территории Российской Федерации.
Согласно доводам жалобы Техническое задание содержит требования к оказываемым услугам по уборке, а не должностные обязанности сотрудников. Объем услуг по уборке не прописывается и не принимается по Техническому заданию на аренду персонала, следовательно, Заказчиком объект закупки неправомерно отнесен к коду ОКПД 2 - 78.30.19.000 "Услуги в области трудовых ресурсов по обеспечению персоналом прочие, не включенные в другие группировки", что вводит в заблуждение участников закупки и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках данной закупочной процедуры посредством функционала ЕАИСТ выбран код КПГЗ 03.04.03.03 - "Услуги/реабилитация (адаптация), трудоустройство, обеспечение персоналом/услуги в области трудовых ресурсов по обеспечению персоналом/услуги в области трудовых ресурсов по обеспечению уборщиками помещений", который соответствует предмету закупки и полностью отражает потребность Заказчика.
Таким образом, услуги описаны с использованием кода ОКПД2 78.30.19.000 "Услуги в области трудовых ресурсов по обеспечению персоналом прочие, не включенные в другие группировки" с учетом выбранных позиций СПГЗ "Услуги по 2024-17402 7 предоставлению персонала, уборщик помещений", "Услуги по предоставлению персонала, дворник".
Также представитель Заказчика пояснил, что объектом данной закупки, согласно стандарту услуг (п.2 Технического задания), является оказание услуг по предоставлению труда работников (персонала) для временного (в соответствии с требованиями акта, указанного в пункте 7.7 Технического задания) исполнения профессиональных обязанностей, предусмотренных требованиями Технического задания. Исполнитель обеспечивает выполнение работниками трудовых функций в интересах, под управлением и контролем Заказчика на основании должностных инструкций, соответствующих Приложению 5 "Должностная инструкция работника", в объемах, установленных в Приложении 1 "Перечень объектов закупки", и в сроки, соответствующие Приложению 2 "Адресный перечень" к Техническому заданию. Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с Контрактом и Техническим заданием с периодичностью, указанной в Приложении 3 "Перечень объектов, подлежащих обслуживанию работник Техническому заданию. Комиссией Управления также установлено, что согласно Приложению 5 к Техническому заданию Заказчиком определена должностная инструкция работника (дворника, уборщика помещений), согласно которой, в том числе, установлено, что дворник подчиняется непосредственно руководителю структурного подразделения, осуществляющего хозяйственное обслуживание закрепленной территории, а в его отсутствие - лицу, исполняющему его обязанности, следовательно, должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность дворника при оказании услуг по уборке закрепленной за ним территории, предоставленной Заказчиком, что отражено в составе перечня услуг Технического задания. Комиссия Управления отмечает, что из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных услуг, вести речь о необоснованном ограничении им количества 2024-17402 8 потенциальных участников размещения закупки не приходится.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе на заседании в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что установленные требования извещения и Технического задания необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-17402 9
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия ГБУ ДО г. Москвы спортивная школа олимпийского резерва "Московская академия фигурного катания на коньках" Департамента спорта г. Москвы необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко М.О. Мацнева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-17402
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 апреля 2024 г. N 077/06/106-5031/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024