Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: К.Д. Киняшовой - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУЗ "ГКБ N 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ": Киричковой М.И. (доверенность Nб/н от 02.10.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "РИО МЕД": Ткач М.В. (доверенность Nб/н от 08.04.2024), рассмотрев обращение ГБУЗ "ГКБ N 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ" о включении сведений об ООО "РИО МЕД" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-17451 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУЗ "ГКБ N 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "РИО МЕД" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку панелей для анализатора Phoenix (ПОВТОР) (реестровый N0373200011423000964). 05.09.2023 между Заказчиком и ООО "РИО МЕД" заключен государственный контракт N0373200011423000964 49167 (реестровый N2773409151923000971) на поставку панелей для анализатора Phoenix (ПОВТОР) (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. 14.11.2023 Заказчиком принято первое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ООО "РИО МЕД" существенных условий Контракта. По состоянию на 24.11.2024 Заказчиком было отменено первое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 25.03.2024 Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "РИО МЕД" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен 2024-17451 3 поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 25.03.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта: "поставка Товара осуществляется Заказчику на условиях и в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием: в течение 280 календарных дней с момента заключения контракта. Поставка товара осуществляется c учетом фактической потребности ЛПУ в соответствии с письменной заявкой Заказчика с указанием даты поставки, каталожного номера, наименования и количества ТМЦ, посредством электронной почты labsklad67@mail.ru.
Дата поставки назначается Заказчиком не ранее 3-х рабочих дней с момента заявки. Прием ТМЦ осуществляется лабораторным складом по адресу: 121500, г. Москва, ул. Новорублёвская, д.2 к.1". Представитель Заказчика пояснил и указал, что Исполнитель не выполнял обязательства по Контракту надлежащим образом.
В соответствии с п. 5.4.1 Контракта: "Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить товары в соответствии с условиями Контракта и выполнить сопутствующие работы, услуги в соответствии с требованиями Технического задания". Однако Исполнитель обязательства по Контракту не выполнил, а именно: 06.09.2023 Заказчик в адрес Исполнителя направил заявку Nб/н на поставку товара со сроком исполнения по 11.09.2023.
Вместе с тем товар по вышеуказанной заявке Исполнителем не поставлен. 15.09.2023 Заказчик в адрес Поставщика направил претензию N7118 с требованием поставить товар в соответствии с направленной заявкой от 06.09.2023 в кратчайшие сроки. Товар по вышеуказанной претензии Заказчика поставлен не был, в связи с чем 24.10.2023 Заказчик в адрес Исполнителя направил повторную претензию N8664 с требованием о поставке товара в соответствии с направленной ранее заявкой от 06.09.2023 в срок по 10.11.2023. 2024-17451 4 Товар Заказчику поставлен не был, в связи с чем 14.11.2023 Заказчик было принято первое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 20.11.2023 Исполнитель в адрес Заказчика осуществил частичную поставку товара по заявке Заказчика, в связи с чем 24.11.2023 Заказчиком принято решение об отмене первого решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 30.01.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил заявку на поставку товара. Однако товар по вышеуказанной заявке был поставлен Исполнителем не в полном объеме, а именно по позиции 3 в заявке Исполнителем поставлено 3 единицы товара из запрошенных 18. В связи с вышеизложенным 09.02.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил претензию N970 с просьбой о допоставке товара в срок по 13.02.2024.
Товар по вышеуказанной претензии не был допоставлен Исполнителем. 14.02.2024 Заказчик в адрес Исполнителя направил повторную претензию N1097 с требованием допоставить товар по заявке Заказчика в срок по 21.02.2024.
На вышеуказанную претензию 16.02.2024 Заказчиком со стороны Исполнителя получено ответное письмо N26-02/2024-р с указанием срока допоставки товара до 11.03.2024.
По состоянию на 25.03.2024. товар Заказчику надлежащим образом поставлен не был. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил и указал, что Исполнителем осуществлялись направленные на надлежащее выполнение Контракта действия, намерения уклониться от выполнения Контракта отсутствовали. Перед участием в электронном аукционе и подачей заявки Исполнитель запрашивал предложения на поставку товара у компаний, которые занимаются реализацией продукции производства Бектон Дикинсон энд Компани" и информация о которых доступна в сети интернет и реестре контрактов единой информационной системы. После получения предложений по цене и срокам Исполнитель принял решение принять участие в аукционе. После того как единственную заявку Общества признали соответствующей требованиям извещения и в период заключения контракта с Заказчиком, Общество подписало Договор на поставку товара N 09/2023 от 01.09.2023 с субпоставщиком на поставку товара, необходимого для поставки по Контракту. 06.09.2023 Исполнителем со стороны Заказчика получена заявка на поставку товара.
На основании полученной заявки Исполнителем был размещен заказ у субпоставщика на поставку товара. 12.09.2023 Исполнитель в адрес Заказчика направил письмо исх.N131-09/2023-Р по поставке товара в рамках полученной заявки, согласно которому требуемый к поставке товар задерживается и Исполнитель просил Заказчика рассмотреть возможность направления графика поставки товара для своевременного удовлетворения нужд Заказчика в силу того, что Заказчиком ежегодно размещаются электронные аукционы на поставку данного товара, и он обладает информацией по приблизительной потребности. 13.09.2023 Исполнителем с стороны Заказчика получено письмо исх.N 7034 с отказом в предоставлении графика поставки и требованием поставить товар по заявке от 06.09.2023. 2024-17451 5 15.09.2023 Исполнителем со стороны Заказчика получена претензия исх.N7118.
Между тем, представитель Исполнителя пояснил, с сентября 2023 года началось увеличение субпоставщиками сроков поставки товара производства "Бектон Дикинсон энд Компани" (компания США), что начало сказываться на исполнении обязательств Исполнителем. В связи с вышеизложенным Исполнитель начал прорабатывать альтернативные варианты покупки товара для поставки его Заказчику и связываться с компаниями, занимающимися поставкой продукции "Бектон Дикинсон энд Компани" для уточнения информации по наличию и срокам поставки.
Также 20.09.2023 Исполнитель направил официальные запросы в коммерческие компании, которые занимаются реализацией требуемого товара, а также представителю производителя товара (копии писем представлены к материалам дела). На направленные запросы Исполнителем получены отрицательные ответы по поставке от Группы Компаний "Р-ФАРМ", ООО "МРК", ООО "Лабораторная Диагностика", ответы от представительств Бектон Дикинсон Б.В. (Нидерланды), ООО "Медиком", ООО "Герда Мед" и ООО "Адванта" Исполнителем не получены. По состоянию на 10.11.2023 Исполнитель в адрес Заказчика направил письмо N180-11/2023-Р с уведомлением что товар прибыл на территорию Российской Федерации и проходил таможенные процедуры, а также о готовности поставить товар по заявке от 06.09.2023.
После принятия Заказчиком первого решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта 14.11.2023 Исполнитель в адрес Заказчика направил письмо исх.N187-11/2023-Р в ответ на первое решение Заказчика об одностороннем отказе с объяснением обстоятельств, воспрепятствовавших надлежащему выполнению Контракта, а также о готовности отгрузить товар в период с 16.11.2023 по 17.11.2023. 16.11.2023 Исполнитель осуществил отгрузку товара по заявке Заказчика 06.09.2023 с уведомлением Заказчика. По состоянию на 22.11.2023 Заказчик осуществил частичную приемку товара (документ о приемке N159 от 16.11.2023 (испр. N 2 от 22.11.2023)).
Восполнение поставки произведено Исполнителем 05.12.2023 (документ о приемке N 163 от 05.12.2023). 27.12.2023 Исполнителем получена вторая заявка со стороны Заказчика. Исполнитель осуществил размещение заказа у субпоставщика. 08.01.2023, 10.01.2024 Исполнитель осуществил отгрузку товара Заказчика, что подтверждается документами о приемке N169 от 08.01.2024, N 174 от 10.01.2024. 30.01.2024 Исполнителем получена третья заявка со стороны Заказчика. Исполнитель разместил заказ у субпоставщика, однако необходимый товар в полном объеме отсутствовал на распределительном складе производителя в Европейском союзе, в связи с чем субпоставщик отгрузил в адрес Исполнителя только часть необходимого по Контракту товара. 02.02.2024 Исполнитель осуществил частичную отгрузку товара по заявке Заказчика от 30.01.2024.
По состоянию на 06.02.2024 товар был доставлен на склад Заказчика и 07.02.24 принят Заказчиком (документ о приемке N 2 от 06.02.2024). 09.02.2024 Исполнителем со стороны Заказчика получена претензия исх.N 970 с требованием допоставить товар. 12.02.2024 Исполнитель в адрес Заказчика 2024-17451 6 направил ответное письмо на претензию исх.23-02/2024-Р, согласно которому недопоставленный товар заказан и находится в пути на распределительный склад производителя в Европейском союзе и предварительно будет поставлен Поставщику в течении 30 календарных дней. 14.02.2024 Исполнителем со стороны Заказчика получена претензия исх.N1097. 16.02.2024 Исполнитель в адрес Заказчика направил ответное письмо N26-02/2024-Р, согласно которому в предыдущем ответе на претензию Исполнитель указал предварительный срок, в течение которого Исполнитель постарается восполнить недопоставленное количество товара.
Также Исполнитель сообщил Заказчику, что у Заказчика запрашивался график поставки товара во избежание задержек в поставке.
Также в адрес Заказчика было направлено информационное письмо производителя товара. 22.03.2024 Исполнитель уведомил Заказчика, что недопоставленный товар поступил на московский таможенный склад временного хранения и производится таможенное оформление, после выпуска товара товар будет поставлен в адрес Заказчика. После принятия Заказчиком второго решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта 28.03.2024 Исполнитель в адрес Заказчика направил письмо исх.N47-03/2024-Р, согласно которому требуемый к поставке товар растаможен и выпущен в свободное обращение на территории Российской Федерации, Исполнитель планировал поставить товар до 03.04.2024.
По состоянию на 28.03.2024 Исполнитель произвел отгрузку товара со склада субпоставщика в адрес Заказчика. Восполнение недопоставленного количества товара, а именно реагенты на панели для исследования чувствительности возбудителей мочевых болезней к антибиотикам (BD Phoenix UNMIC), каталожный номер 449052, в количестве 15 упаковок, произведено Исполнителем 29.03.2024 (документ о приемке N 30 от 29.03.2024), в тот же день товар был принят Заказчиком. 02.04.2024 Исполнителем со стороны Заказчика получено письмо исх.N2513 с требованием об оплате неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств с списанием в бесспорном порядке при оплате за поставленный товар. 02.04.2024 Исполнителем, в связи с исполнением обязательств по Контракту, в адрес Заказчика направил письмо исх.N 51-04/2024-Р с просьбой отменить не вступившее в силу Решение. Рассмотрев представленные сведения и ознакомившись с доводами Комиссия Управления пришла к выводу, что Исполнителем были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в Контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к 2024-17451 7 исполнению Контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено 92 2024-17451 8 государственных контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУЗ "ГКБ N 67 им. Л.А. Ворохобова ДЗМ" во включении сведений в отношении ООО "РИО МЕД" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: К.Д. Киняшова Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков А.А. Белолипецкая Исп. Поляков И.А. 2024-17451
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 апреля 2024 г. N 077/10/104-5052/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024