Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц- связи), при участии представителей: ФГБУ ФБ МСЭ МИНТРУДА РОССИИ: Е.В. Целищевой (дов.N193/юр-24 от 05.04.2024), Е.А. Романовой (дов. N196/юр-24 от 05.04.2024), в отсутствие представителей ООО "ПО "ФОТОН ФЛАЙ", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом посредством Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ФОТОН ФЛАЙ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ФБ МСЭ МИНТРУДА РОССИИ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупка товаров (Закупка N 0373100068724000060) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 2024-17657 2 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Пп.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических 2024-17657 3 характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в извещении о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком сформировано неправомерное описание объекта закупки. Так, в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 28.03.2024 N0373100068724000060 Заказчиком закупается товар с использованием кода каталога товаров работ и услуг (далее - КТРУ) 32.50.50.190-00002657 "Светильник операционный" при этом используемой позицией КТРУ соответствует код ОКПД2 32.50.50.190, который попадает под ограничение допуска иностранных товаров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
В свою очередь вышеуказанная позиция КТРУ имеет описание, отличное сформированного Заказчиком, что в силу пп. "а" п.5 Правил и с учетом установления ограничений по Постановлению 878 является неправомерным. Так объектом закупки предусмотрено следующие описание закупаемого товара: 2024-17657 4 Код КТРУ или Един
Наименование Обоснование ОКПД2, ица Колич Инструкция для п/ товара, характеристи Значение измер ество участников п характеристики ки характерис ения тики Светильник 32.50.50.190 штук 1. 1 - операционный -00002657 а Максимальная участник закупки В 1.1 интенсивность > 140 и
указывает в заявке клк соответствии . освещенности 200 конкретное значение с КТРУ светового блока характеристики значение В 1.2 характеристики не Исполнение Потолочный соответствии . может изменяться с КТРУ участником закупки значение Регулировка В 1.3 характеристики не цветовой Да соответствии . может изменяться температуры с КТРУ участником закупки значение В 1.4 Количество характеристики не 1 соответствии . световых блоков может изменяться с КТРУ участником закупки Наличие значение В 1.5 аварийного характеристики не Да соответствии . источника может изменяться с КТРУ питания участником закупки Для обеспечения Время работы от участник закупки автономности 1.5 аварийного указывает в заявке
3 час работы .1. источника конкретное значение светильника питания характеристики во время операции участник закупки В 1.6 Цветовая Кельв указывает в заявке
3500 соответствии . температура ин конкретное значение с КТРУ характеристики 1.6 Максимальное
4500 Кельв участник закупки Для лучшей .1. значение ин указывает в заявке идентификаци настраиваемой конкретное значение и цветовой характеристики органических температуры тканей в соответствии с клиническими задачами и сокращения нагрузки на зрительный аппарат 2024-17657 5 медицинского персонала значение В 1.7 характеристики не Источник света Светодиод соответствии . может изменяться с КТРУ участником закупки ГОСТ Р 56128-2014 п.6.2.7.
Для участник закупки обеспечения 1.7 Количество указывает в заявке однородного 70 штука .1. источников конкретное значение светового характеристики поля и устранения теней в рабочей зоне хирурга ГОСТ Р 56128-2014 п.6.2.8.
Для участник закупки обеспечения 1.7 Срок службы указывает в заявке 50000 час долгосрочной .2. источника конкретное значение работы характеристики светильника без замены светящего элемента значение В 1.8 Бестеневой характеристики не Да соответствии . эффект может изменяться с КТРУ участником закупки ГОСТ Р 56128-2014 п.6.2.18.
Для распределения светового участник закупки потока и Теневое 1.8 указывает в заявке обеспечения разбавление, с 70 % .1. конкретное значение необходимого одной маской характеристики уровня освещения рабочей зоны, когда поток света закрыт головой хирурга 1.8 Теневое
48 % участник закупки ГОСТ Р .2. разбавление, с указывает в заявке 56128-2014 двумя масками конкретное значение п.6.2.18. 2024-17657 6 Для распределения светового потока и обеспечения необходимого уровня характеристики освещения рабочей зоны, когда поток света закрыт головой хирурга и ассистента ГОСТ Р 56128-2014 п.6.2.18.
Для распределения светового потока и участник закупки Теневое обеспечения 1.8 указывает в заявке разбавление, с 76 % необходимого .3. конкретное значение трубкой уровня характеристики освещения рабочей зоны, когда поток света закрыт рукой хирурга с инструментом ГОСТ Р 56128-2014 п.6.2.18.
Для распределения светового потока и обеспечения Теневое участник закупки необходимого 1.8 разбавление, с указывает в заявке уровня 36 % .4. двумя масками и конкретное значение освещения трубкой характеристики рабочей зоны, когда поток света закрыт головой хирурга и ассистента, а также рукой хирурга с инструментом 1.9 Индекс
97 участник закупки ГОСТ Р 2024-17657 7 56128-2014 п.6.2.20. указывает в заявке Для более цветопередачи . конкретное значение точной (Ra) характеристики передачи цвета при освещении значение В 1.1 характеристики не Режим ENDO Да соответствии 0. может изменяться с КТРУ участником закупки Диаметр участник закупки В 1.1 светового поля Не менее указывает в заявке мм соответствии 1. (на расстоянии 1 180 конкретное значение с КТРУ м, d10) характеристики Для обеспечения необходимой освещенности рабочей зоны Минимальное участник закупки хирурга при 1.1 значение указывает в заявке
200 мм размещении 2. диаметра конкретное значение блока светового поля характеристики освещения на расстоянии 1-м от операционног о поля Для обеспечения необходимой освещенности рабочей зоны Максимальное участник закупки хирурга при 1.1 значение указывает в заявке
350 мм размещении 3. диаметра конкретное значение блока светового поля характеристики освещения на расстоянии 1-м от операционног о поля
90 мм ГОСТ Р 56128-2014 п.6.2.16. участник закупки Для 1.1 Распределение указывает в заявке обеспечения 4. света d50 конкретное значение необходимой характеристики освещенности рабочей зоны хирурга 1.1 Диаметр
700 мм участник закупки ГОСТ Р 5. осветительного указывает в заявке 56128-2014 2024-17657 8 п.6.2.25.
Для размещения конкретное значение светильника в блока характеристики операционном блоке с учетом габаритов помещения ГОСТ Р 56128-2014 участник закупки п.6.2.26. 1.1 Масса блока указывает в заявке 16 кг Для более 6. освещения конкретное значение легкого характеристики позициониров ания ГОСТ Р 56128-2014 участник закупки п.3.6. 1.1 Стерилизуемая указывает в заявке Необходима
2 штука 7. съемная ручка конкретное значение для характеристики позициониров ания блока освещения Для создания Встроенный оптимальных пульт управления условий электронной освещения значение регулировкой рабочей зоны 1.1 характеристики не освещенности, Наличие хирурга и 8. может изменяться цветовой управления участником закупки температурой и всеми диаметром функциями и светового поля настройками светильника Для управления значение всеми 1.1 Беспроводной характеристики не Наличие функциями и 9. пульт управления может изменяться настройками участником закупки светильника дистанционно Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых 2024-17657 9 иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план- график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правила формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск 2024-17657 10 промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные 2024-17657 11 интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика указал, что извещение о проведении электронного аукциона N0373100068724000060 опубликовано в единой информационной системе 28.03.2024.
При этом Позиция КТРУ N 32.50.50.190-00002657 в последней редакции обязательна для применения с 11.04.2024.
В Письме Минфина России от 25.04.2023 N24-03-06/37712 с ответом на вопрос о применении позиций каталога товаров, работ, услуг при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд указано, что обязанность применения заказчиком информации, содержащейся в позиции каталога, наступает с установленной в позиции каталога даты начала обязательного ее применения (пункт 4 Правил использования каталога). До наступления указанной даты заказчик вправе применять соответствующую информацию (пункт 3 Правил использования каталога). В отношении вопроса о применении предыдущих редакций (версий) позиций каталога в указанном письме сообщено, что при наличии обновленной редакции (версии) позиции каталога вне зависимости от даты начала ее обязательного применения предыдущая редакция (версия) не подлежит применению заказчиком, так как внесение соответствующих изменений в позиции каталога может быть обусловлено в том числе внесением изменений либо признанием утратившими силу отдельных нормативных правовых актов, документов о стандартизации, на основании которых формировалась позиция каталога. В связи с вышеизложенным Заказчиком было подготовлено описание объекта закупки как с использованием характеристик, указанных в КТРУ, так и дополнительных характеристик, являющихся достаточными и необходимыми для работы Заказчика при проведении операций. Вместе с тем, Комиссия Управления обращает особое внимание, что п.4 Правил использования КТРУ однозначно установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Таким образом вышеуказанная норма однозначным образом вменят Закачку необходимость описания объекта закупки в соответствии с описанием, установленным КТРУ с даты его обязательного применения, при этом в рассматриваемом случае КТРУ 32.50.50.190-00002657 предыдущей версии (5) обязателен к использованию с 29.02.2024.
На основании вышеизложенного совокупность норм, установленных Постановлением N145 указывает на обязательное описание объекта закупки в соответствии с позицией КТРУ (в случае если позиция на момент размещения закупки обязательна к применению), исключений не предусмотрено.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, ввиду чего в действиях Заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 2024-17657 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПО "ФОТОН ФЛАЙ" на действия ФГБУ ФБ МСЭ МИНТРУДА РОССИИ обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: Н.А. Узкий М.В. Сорбучева Исп.Узкий Н.А. тел.8(495)784-75-05 2024-17657
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2024 г. N 077/06/106-5101/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024