Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителя Администрации поселения Рязановское: Г.В. Кабанова (по доверенности от 10.11.2023 N 1242/1-7), Г.Н. Ермакова (по доверенности от 10.04.2024 N 310/1-7), в отсутствие представителей ООО "Экодом", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "Экодом" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Рязановское (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству тротуаров и металлических переходов в поселении Рязановское в городе Москве (Закупка N0148300038324000011) (далее - электронный конкурс, конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-17868 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного конкурса.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупочной процедуры в соответствии с п.18 приложения "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приложение) к Постановлению Правительства N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571), в то время как, по мнению Заявителя, закупаемым работам соответствует п.9 Приложения. В обоснование своей позиции Заявитель отмечает, что закупаются сопоставимые виды работ по благоустройству, ввиду чего Заказчику надлежит установить соответствующие дополнительные требования к участникам конкурса в соответствии с п.9 приложения к Постановлению N2571.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Вместе с этим пп."а" п.1 Постановления N2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно Приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными Приложением.
Согласно пп."а" п.3 Постановления N2571 положения Постановления N2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиция Приложения применяется с учетом положений п.3 Постановления N2571 в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых 2024-17868 3 товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок";
- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;.
Согласно п.9 Приложения при проведении закупочной процедуры, объектом которой являются работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования.
В соответствии с п.18 Приложения при проведении закупочной процедуры, объектом которой являются работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги к участникам закупочной процедуры предъявляются дополнительные требования.
Согласно п.9 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, информацию о начальной (максимальной) цене контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). Комиссией Управления установлено, согласно извещению о проведении электронного конкурса, объектом закупочной процедуры является выполнение работ по устройству тротуаров и металлических переходов, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 956 961,64 руб.
Согласно ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении 2024-17868 4 закупочной процедуры установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п.18 приложения к Постановлению N2571.
Согласно п.1 ст.3 Федеральный закон от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. П.5 ст.3 Закон об автомобильных дорогах установлено, что элементы обустройства автомобильных дорог это - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Комиссией Управления установлено, что в извещении для рассматриваемой закупки установлен код ОКПД2 42.99.29.100 "Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки, кроме работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия". П.6 технического задания установлена следующая цель выполняемых работ: Обеспечение безопасности дорожного движения на объектах дорожного хозяйства. Вместе с тем в п.7 технического задания отражено, что услуги должны быть выполнены в соответствии с требованиями СНиП 11-02-96, Отраслевого Дорожного Методического Документа - Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, СНиП 35-01-2001, СНиП 12-04-2002, ВСН 62-91.
Работы по ремонту асфальтобетонного покрытия должны выполняться с использованием материалов, имеющих соответствие с ГОСТом или иметь сертификат качества.
Также работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями СНиП 12-01-2004, СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, ТР 103-07, ТР 164-07, СНиП 12-04-2002, Том II СЭД "Ремонт и содержание автомобильных дорог" СНиП III- 10-75, СНИП 2.07.01-89, Постановления Правительства Москвы 762-ПП от 16 декабря 2014 года "Об утверждении Требований к санитарно- 2024-17868 5 техническому содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы и Порядка выполнения работ по капитальному ремонту, текущему ремонту, разметке и содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы". Подрядчик обязан осуществить выполнение работ в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими их.
Также п.8 технического задания установлено, что Подрядчик обязан осуществить выполнение работ в последовательности, установленной нормативами и правилами для данного вида работ с соблюдением соответствующих технологических процессов работ. Перед началом производства работ Подрядчику необходимо проинформировать жителей и установить информационный стенд со сроками выполнения работ, а также временные дорожные знаки, информирующие участников дорожного движения о проведении ремонтных работ, с креплением на стойках. В Приложение N1 к Технического задания определен следующий перечень объекта закупки:
- "Устройство тротуара и металлического перехода:
г. Москва, поселение Рязановское, вблизи СНТ "Луч";
- "Устройство тротуара и металлического перехода:
г. Москва, поселение Рязановское, вблизи дер. Андреевское". В перечне объектов закупки Приложения N2 к Техническому заданию обжалуемой закупочной процедуры "Спецификация" конкретизированы виды закупаемых работ:
-"Устройство покрытия асфальтобетонного в рамках благоустройства территории" КПГЗ "02.03.03.11 Обустройство покрытий и элементов сопряжения территорий";
-"Устройство лестницы в рамках благоустройства территории" КПГЗ "02.03.03.11 Обустройство покрытий и элементов сопряжения территорий";
-"Устройство покрытия асфальтобетонного в рамках благоустройства территории" КПГЗ "02.03.03.11 Обустройство покрытий и элементов сопряжения территорий";
-"Устройство лестницы в рамках благоустройства территории" КПГЗ "02.03.03.11 Обустройство покрытий и элементов сопряжения территорий".
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что финансирование на данную закупку выделено в рамках дорожного хозяйства, при этом сами по себе доводы жалобы безосновательны, поскольку Заявитель исходит исключительно из наименования объекта закупки отраженного в спецификации, где содержится словосочетание "в рамках благоустройства территории", а также из указания НПА в том числе на благоустройство, вместе с тем Заказчик проводит закупку исключительно с целью обслуживания дорожных объектов и связанных с ними прилежащих объектов, которые относятся к объектам дорожного хозяйства. Представитель Заказчика обратил внимание, что вся детализация (перечень) 2024-17868 6 работ и требования к их выполнению, предусмотренные Техническим заданием, относятся исключительно к объектам дорожного задания. Доказательств обратного Заявителем не представлено. Ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик правомерно
установил
дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п.18 Приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2.В составе жалобы Заявитель также указывает на установление в извещении об осуществлении закупки неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "общая количество исполненных участником закупки договоров" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки". Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсными документациями извещений оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
Абз.1 п.1 Постановления Постановление N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии 2024-17868 7 по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки, в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно пп."в" п.28 Положения порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Комиссией Управления определено, что согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки": "К оценке принимаются исключительно исполненные договоры, предусматривающие выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, капитальному ремонту автомобильной дороги, строительству, реконструкции автомобильной дороги". В составе жалобы Заявитель указывает, что в порядке оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлены неправомерные условия сопоставимости принимаемых к учету контрактов (договоров). На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленный порядок оценки не противоречит требованиям Постановления N2604, в свою очередь, установленный сопоставимый опыт в полной мере 2024-17868 8 соответствует закупаемым работам по ремонту, содержанию автомобильной дороги, а также работам, предусмотренным п.18 приложения к Постановлению N2571.
Доказательств обратного Заявителем не представлено.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экодом" на действия Администрации поселения Рязановское необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: Н.А. Узкий М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-17868
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 апреля 2024 г. N 077/06/106-4855/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024