Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи),при участии представителей: ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России: : Е.И. Мальцевой (дов. N395 от 25.09.2023) ООО "ТОПОПТ": А.А. Августовой (дов.б/н от 11.04.2024), рассмотрев жалобу ООО "ТОПОПТ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта выполнение работ на поставку медицинских расходных материалов (Закупка N0373100059324000197) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-18181 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки Заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением 2024-18181 3 соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
Заявителем в составе жалобы обжалуется неправомерное установление требований к закупаемому товару по п.2 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" совокупности которых соответствует продукция "Manual NA317" единственного производителя "Heliomed Handelsges.m.b.H" Австрия, что существенно ограничивает количество участников закупочной процедуры. При этом ограничивающим возможность поставки продукции иных производителей является требование: "Внутреннее полимерное синтетическое абсорбирующее покрытие усиливает барьерные свойства перчаток и обеспечивает абсорбцию и отведение влаги при продолжительных манипуляциях, не содержит натуральные и растительные/природные компоненты, примеси и красители для профилактики контактного дерматита и аллергических реакций при продолжительных манипуляциях". Кроме того, в составе жалобы Заявитель также указывает на наличие неправомерного требования "Перчатки смотровые из нитрила, неопудренные" по вышеуказанному товару, поскольку для обеспечения абсорбции влаги и предотвращения мацерации кожи используют именно опудренные перчатки, что вводит участников закупки в заблуждение.
Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (далее - ГОСТ Р 52239-2004) различают четыре вида отделки:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) опудренная поверхность;
г) поверхность без опудривания. При этом, указанный государственный стандарт не предусматривает возможность обработки/изготовления внутреннего синтетического покрытия. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки предусмотрено следующее описание товара по п.2 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Внешняя поверхность перчатки контрастного цвета по отношению к внутренней поверхности 2024-18181 4 перчатки, для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и своевременной индикации места прокола (перфорации) перчатки за счет цветовой индикации для продолжительных манипуляций, для манипуляций с заведомо инфицированными биологическими жидкостями и манипуляций с высоким риском механических повреждений. Внутренняя поверхность перчаток белого или бежевого цвета, без красителей и иных примесей для профилактики контактного дерматита и аллергических реакций. Внутреннее полимерное синтетическое абсорбирующее покрытие усиливает барьерные свойства перчаток и обеспечивает абсорбцию и отведение влаги при продолжительных манипуляциях, не содержит натуральные и растительные/природные компоненты, примеси и красители для профилактики контактного дерматита и аллергических реакций при продолжительных манипуляциях. Текстурный рисунок по всей поверхности перчаток для улучшенного захвата инструментов и оборудования".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика указал, что а Разделе 4 ГОСТ Р 52239-2004 однозначным образом указано, что для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие. Кроме того, при установлении требований к абсорбирующему покритию Заказчик руководствовался, в том числе, положениями Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях", в п4.2 которых указано, что перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. При этом в пункте 3.4 указанных методических рекомендаций в зависимости от способа обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся на:
- опудренные;
- неопудренные;
- обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.).
Также, под воздействием перчаточного сока, учитывая надетые перчатки, кожа рук медицинского персонала находится в условиях повышенной влажности. Указанные условия приводят к мацерации кожи рук медицинского персонала. Мацерация в клинической практике сопоставляется с интертригенозным дерматитом (Интергрито). Интертриго появляется, в результате избытка влаги, которая смягчает и раздражает кожу, и, вследствие этого, вызывает ее разрушение. Разрушение ткани часто приводит к появлению грибковой или бактериальной инфекции. На пораженном участке может появиться покраснение, раздражение, зуд или сочетание вышеперечисленных симптомов. Чаще всего опрелости появляются в теплых, влажных местах. Одним из способов исключения условий возникновения мацерации кожи рук медицинского персонала - является использование перчаток с абсорбирующим 2024-18181 5 покрытием, в том числе обработанных полимерным покрытием, что и требуется в составе технической части закупочной документации. Представитель Заказчика также отметил, что требованиям описания объекта закупки, помимо товаров производителя указанного в жалобе, для товара по п.2 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" соответствует продукция нескольких производителей, помимо указанного в жалобе, например:
1. "ВРП Азия Пасифик СДН БХД" регистрационное удостоверение ФСЗ 2010/07612 от 18.08.2014. о чем свидетельствует технический паспорт на "Перчатки смотровые (диагностические) синтетические нестерильные неопудренные с внутренним абсорбирующим покрытием", где в разделе "Обработка поверхности" оговорено, что внутренняя поверхность хлорированная с синтетическим абсорбирующим покрытием на основе полиакрилата натрия нанесенного способом флокирования.
2. "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй., Инк." Регистрационное удостоверение ФСЗ 2011/10956 от 23.09.2020 о чем свидетельствует коммерческое предложение, направленное ООО "ФармХимКомплект". Доказательств обратного Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы. 2.
В жалобе Заявитель также указывает на установление неправомерных требований для товаров по п.12 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные", п.14 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Форма перчатки универсальная с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев для профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений", поскольку положениями нормативной документации, в том числе ГОСТ Р 52239-2004 такое значение не предусмотрено. Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что требование к форме перчатки с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев вызвано необходимостью профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений. При организации медицинской деятельности работодатель обязан оценивать профессиональные риски, связанные с возможным причинением вреда здоровью работника в процессе его трудовой деятельности. П 2.6 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 указано, что медицинские работники должны знать основные свойства и эксплуатационные характеристики различных типов/видов перчаток, понимать, как их правильно применять с учетом функциональных свойств и наличия эпидемиологического риска. Указанные перчатки закупаются, в том числе для проведения лабораторных исследований, при которых имеются длительные манипуляции требующие точности действий медицинского персонала. В указанных обстоятельствах, очевидна, статическая нагрузка на пальцы рук. В совокупности указанные манипуляции в большом количестве проводятся ежедневно на систематической основе. 2024-18181 6 Кроме того, представитель Заказчика также отметил, что оспариваемым Заявителем требованиям соответствует продукция нескольких производителей, а например: "Heliomed Handelsges m.b.H" с регистрационным удостоверением NФСЗ 2009/04144 от 11.06.2014 о чем свидетельствует письмо уполномоченного представителя производителя "Heliomed Handelsges m.b.H" ООО "Атекс групп" N417 от 15.04.2024 г., согласно которому перчатки, закупаемые заказчиком в рамках рассматриваемой закупочной процедуры, соответствуют перчаткам по регистрационному удостоверению NФСЗ 2009/04144 от 11.06.2014. "WRP Asia Pacific Sdn Bhd" с регистрационным удостоверением ФСЗ 2010/07612 от 18.08.2014 о чем свидетельствует Технический паспорт на "Перчатки смотровые (диагностические) латексные нестерильные неопудренные DERMAGRIP",а также Технический паспорт на "Перчатки смотровые (диагностические) синтетические нестерильные неопудренные регистрационное удостоверение ФСЗ 2010/07612 от 18.08.2014 DERMAGRIP NITRILE".
Представитель Заказчика также дополнил, что по мнению Заказчика, помимо вышеуказанной продукции также соответствуют товары производства ООО "Ройал Краун" с регистрационным удостоверением РЗН 2023/21857 от 29.12.2023 - для нестерильных нитриловых перчаток и ООО "Ройал Краун" с регистрационным удостоверение РЗН 2023/21856 от 29.12.2023 - для нестерильных латексных перчаток, где непосредственно в регистрационных удостоверениях указаны варианты исполнения с анатомическими расширениями в соответствии с потребностью медицинского учреждения. Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Также Заявителем не представлено ни одного доказательства того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно того комплекса товаров, с теми техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в описании объекта закупки. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено. При этом, доводы Заявителя сводились к тому, что у производителей "Heliomed Handelsges m.b.H" и "WRP Asia Pacific Sdn Bhd" один и тот же представитель, а именно ООО "Атекс Групп", что по мнению Заявителя указывает на то, что данных производителей нельзя признать разными. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что сам по себе факт того, что одна организация является представителем нескольких производителей не указывает на то, что такие представители не являются различными. В данном случае, согласно представленным Заказчиком регистрационным удостоверениям, именно производители являются различными. 2024-18181 7 Кроме того, Комиссия также отмечает, что предъявленные Заказчиком требования к необходимым к поставке товарам в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью предложить свои товары. Каких-либо доказательств невозможности совершения данных действий Заявителем не представлено, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что доводы Заявителя являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТОПОПТ" на действия ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукционов, наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Д.С. Грешнева Члены комиссии: Н.А. Узкий М.В. Сорбучева Исп.Узкий Н.А. тел.8(495)784-75-05 2024-18181
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 апреля 2024 г. N 077/06/106-5273/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024