Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГАУЗ "СП N 62 ДЗМ": А.А. Лазарева (по доверенности от 09.12.2023 Nб/н), ООО "Порт Системс": С.П. Мальцева (по доверенности от 01.03.2024 N14), рассмотрев жалобу ООО "Порт Системс" (далее - Заявитель) на действия ГАУЗ "СП N 62 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку перчаток смотровых для нужд ГАУЗ "СП N 62 ДЗМ" в 2024 г. (Закупка N0373200586824000003) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-18366 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
1.В составе жалобы Заявитель указывает, что при описании закупаемых изделий Заказчиком, в структурированной форме извещения, неправомерно указаны требования к характеристикам закупаемого изделия в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге", что затрудняет подачу структурированной заявки потенциальному участнику аукциона с достоверными сведениями необходимых Заказчику параметров.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, 2024-18366 3 должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные 2024-18366 4 характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ. П.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что в составе структурированной формы извещения, сформированной с использованием единой информационной системы, Заказчиком установлены требования к характеристикам необходимых товаров, например по п.1 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" с позицией КТРУ 22.19.60.119-00000008 указано следующее:
- раздел "Наименование товара, работы, услуги": "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" - Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: "Включение дополнительных характеристик обусловлено отсутствием в системе ЕАИСТ характеристик объекта закупки, обусловлены потребностью Заказчика и дополняют характеристики закупаемого товара, не изменяя и не противореча характеристикам, указанным в КТРУ .
Необходимо указать наименование предлагаемого товара в соответствии с регистрационным удостоверением. Смотровые диагностические для стоматологии , онкологии и для работы в агрессивной химической среде, подразделений по борьбе с вирусами, спидом, ковид. Одинарная толщина (в области пальцев) для обеспечения механической прочности и устойчивости от воздействия химически агрессивных сред, в т.ч. для продолжительных клинико-диагностических манипуляций и лабораторных работ. Усилие при разрыве не менее 7 Н (до ускоренного старения) и удлинение при разрыве более 500% (до ускоренного старения) Перчатка двухслойная, внешний слой синего или зеленого цвета (контрастного по отношению к крови), внутренний слой - белого или телесного 2024-18366 5 цвета - для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием и во время работы обеспечивая своевременную индикацию места прокола (перфорации) наружного слоя перчатки за счет цветовой индикации. Перчатки устойчивы к проникновению переносимых с кровью патогенов, для возможности применения в условиях повышенного риска и работе с кровью и биологическими жидкостями, Текстурный рисунок по всей поверхности перчаток для улучшенного захвата инструментов и оборудования";
- раздел "Характеристики товара, работы, услуги": "Одинарная толщина среднего пальца перчатки: 0.1 Миллиметр"; "Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты:
220 и
240 Миллиметр; "Назначение: Смотровые"; "Тип поверхности: Текстурированная по всей рабочей поверхности"; "Количество перчаток в упаковке:
50 Пара (2 шт.)"; "Конструктивные особенности: Манжета с валиком; Без опудривания; Двухслойные"; "Минимальный остаточный срок годности на дату поставки:
12 Месяц"; "Цвет внешнего слоя: Синий; Зеленый"; "Требования к упаковке: Одноразовый блок с окошком". При этом в отношении требований, указанных в разделе "Характеристики товара, работы, услуги", также представлена инструкция по заполнению характеристики, например "Назначение:Смотровые": "Инструкция по заполнению характеристик в заявке: Значение характеристики не может изменяться участником закупки".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика, не согласившись с данным доводом жалобы, пояснил, что вся информация и все требования Заказчика наглядно доступны для участников закупки, размещены, как в структурированной форме, так и в отдельном файле, приложенном в составе извещения. При этом, как указал представитель Заказчик, Заказчиком размещены "Обоснование дополнительных характеристик" по каждой позиции, которые описывают технические, функциональные, эргономические и др. характеристики, которые указаны в ГОСТ 32337-2013 "Перчатки медицинские диагностические нитрильные. Технические требования", что не является нарушением Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик делает вывод о правомерном формировании описания объекта закупки. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что в составе структурированной формы извещения информация о части характеристик 2024-18366 6 указана в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге", при этом в отношении таких характеристик отсутствуют графы, позволяющие представить значение по таким характеристикам посредством функционала площадки, а также отсутствует инструкция по предоставлению сведений о таких характеристик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком не исполнено надлежащим образом требование об указании требований к товарам с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку часть характеристик отсутствует в разделе "Характеристики товара, работы, услуги". Более того, раздел "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" по своей сути относится непосредственно к самому обоснованию использования характеристик не предусмотренных КТРУ по исполнение п.6 Правил пользования КТРУ. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что размещенное в составе описания объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительной информации не соответствует п.6 Правил использования КТРУ, так как содержит в себе требования к товарам, в частности требования к усилению при разрыве и цвету внутреннего слоя перчатки, которые в свою очередь отсутствуют в разделе "Характеристики товара, работы, услуги".
Таким образом, Заказчику, во исполнение требований п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и Правил пользования КТРУ, надлежало отразить все значимые характеристики закупаемых товаров в разделе "Характеристики товара, работы, услуги" с указанием в соответствующих графах наименования характеристик, значение характеристик, единицы измерения характеристик, инструкцию по заполнению характеристик в заявке, а в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" отразить исключительно обоснование таких характеристик, в случае, если они не предусмотрены используемой Заказчиком позицией КТРУ, чего Заказчиком сделано не было. Иными словами, формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм вебинтерфейса ЕИС. При формировании извещения о проведении закупки в ЕИС Заказчику надлежало указать характеристики закупаемой продукции со значениями этих характеристик в соответствующей графе для обеспечения возможности участникам закупки представить такие сведения в структурированной форме. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что положения извещения сформированы Заказчиком таким образом, что не позволяют участникам закупки представить сведения о поставляемых товарах надлежащим образом, посредством заполнения сведений, указанных в структурированной формы извещения, размещение которой обязательно в соответствии с п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия 2024-18366 7 Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования описания объекта закупки "Усилие при разрыве не менее 7 Н (до ускоренного старения) и удлинение при разрыве более 500% (до ускоренного старения)" по п.10 описания объекта закупки. Так, Заявитель отмечает, что согласно пп. 5, 6 ГОСТ 32337-2013 (Перчатки медицинские диагностические нитрильные. Технические требования), а также пп. 5, 6.3 ГОСТ Р 52239-2004 (Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора) предписывают проведения испытаний партий товара для определения характеристик усилия, необходимого для достижения удлинения, удлинение при разрыве. В свою очередь, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования Заказчика о показателях испытания определенной партии товара после его производства, затрудняют формирование заявки на участие в аукционе.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводом жалобы, Заказчик отметил, что подобные требования к перчаткам являются общими и содержатся на упаковке. Так, на участие подано 5 заявок, все из которых признаны соответствующими требованиям извещения. Кроме того, снижение составило около 42,5 %, что указывает на отсутствие ограничений количества участников закупки. Между тем Комиссия Управления отмечает, что представитель Заказчика не предоставил документов и сведений, подтверждающих его позицию, что подобные требования являются общими и содержатся на каждой партии товара. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Подобный вывод также содержится в п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют основания для признания 2024-18366 8 действий Заказчика правомерными в части установления оспариваемых требований.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений пп.1,2 ч.1,2 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, при разрешении вопроса о выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Управления исходит из того, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.04.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано 5 заявок, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, что указывает на то, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-18366 9
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Порт Системс" на действия ГАУЗ "СП N 62 ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1,2 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Матюшенко М.В.Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-18366
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 апреля 2024 г. N 077/06/106-4990/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024