Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Cпециалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Сорбучева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя ГБУ "Автомобильные Дороги ЮЗАО", в отсутствие представителей ООО "Ремстрой", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Ремстрой" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги ЮЗАО" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству элементов ландшафтного дизайна для нужд ГБУ "Автомобильные дороги ЮЗАО" (Закупка N 0373200594924000077) (далее - запрос котировок), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-18001 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к составу заявки на участие в закупке о необходимости предоставления сведений в отношении поставляемого товара, в то время как в рамках данной закупки поставка товара не осуществляется.
В силу п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.3 или п.4, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных 2024-18001 3 документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системе, не допускается. Комиссией Управления установлено, что в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", размещенном в составе извещения, Заказчиком установлены в том числе следующие требования к составу заявки на участие в закупке: "1.
Для участия в электронном запросе котировок заявка на участие в закупке должна содержать:
а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в техническом задании в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (в случае если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением о закупке). Заказчик не вправе требовать представления указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром: не требуется".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках обжалуемой закупочной процедуры осуществляется поставка товаров, в частности малых архитектурных форм, указанных в электронном документе "Макеты", размещенном в составе извещения. 2024-18001 4 Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
На основании п.1, 5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, проект контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 2024-18001 5 муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки, размещенном в составе электронного документа "Техническое задание", а также в электронных архивах "Приложения к Техническому заданию", содержащих электронных документы "Локальная смета", "Макеты", не содержится указания на то, что в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой процедуры, осуществляется поставка товара. Кроме того Комиссия Управления отмечает, что в структурированной форме извещения, сформированной в соответствии с ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, отсутствуют требования к характеристикам поставляемых товаров и указано лишь на вид закупаемых работ "Установка скульптуры в рамках благоустройства территории".
Также Комиссия Управления отмечает, что в проекте контракта, размещенном в составе извещения отсутствуют положения, указывающие на факт осуществления поставки товара при оказании закупаемых Заказчиком услуг (работ).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что извещение об осуществлении закупки не содержит положений, указывающих на необходимость поставки товара при исполнении контракта, заключаемого по результатам 2024-18001 6 обжалуемой процедуры. Комиссия Управления отмечает, что положения извещения, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, должны носить однозначный характер и не допускать двоякого трактования. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что наличие в перечне требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке указани я на необходимость предоставления определенной информации, в то время как, фактически, предоставление установленной в таких положениях информации не требуется в составе заявки на участие в закупке, равно как и установление требования о необходимости предоставления информации, которое применяется в зависимости от исполнения определенных условий, указанных в извещении об осуществлении закупки, отсутствие конкретизации запрашиваемых в составе заявки на участие документов, свидетельствует о нарушении Заказчиком положения Закона о контрактной системе при формирования требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке, так как не позволяет участникам закупки однозначным образом определить сведения, необходимые к представлению в составе заявке на участие в закупке, без осуществления дополнительного поиска в составе извещения условий применения требования, что, в свою очередь, может повлечь за собой введение участников закупочной процедуры в заблуждение и отклонение заявок таких участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что положения описания объекта закупки сформированы противоречивым образом и вводят участников закупки в заблуждение. В частности Заявитель указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком предусмотрены следующие положения:
- "2.1 Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству территории в соответствии с Приложением 1 "Перечень объектов закупки", Приложением 3 "Сметная документация" (далее - сметная документация) к настоящему Техническому заданию в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом и настоящим Техническим заданием", при этом электронном документе "Макеты", размещенном в составе извещения в в электронном архиве "Приложения к Техническому заданию", содержит указание "Приложение N1 к Техническому заданию", однако данный электронном документе отсутствует указание на необходимые к выполнению работы;
- "2.15.2.1 Требования к параметрам оборудования и его отдельным частям устанавливаются согласно Приложению 4 "Макеты элементов благоустройства" к 2024-18001 7 настоящему Техническому заданию и в соответствии с актом, указанным в пункте 7.11 настоящего Технического задания", при этом в составе извещения отсутствует Приложению 4 с наименованием "Макеты элементов благоустройства". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные в спорных положениях описания объекта закупки приложения присутствуют в составе извещения, при этом содержание таких приложений в полной мере соответствует указанным положениям описания объекта закупки. При этом представитель Заказчика отметил, что указание в электронном документе "Макеты" слов "Приложение N1 к Техническому заданию" является технической ошибкой Заказчика. Комиссия Управления отмечает, что, вопреки доводам жалобы, в электронном документе "Техническое задание" содержится Приложение 1 к Техническому заданию "Перечень объектов закупки", которое содержит в своем составе указание на необходимые Заказчику работы, в частности указано: "Установка скульптуры в рамках благоустройства территории". Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что, согласно структурированной форме извещения, а также визуально отображению размещенных документов, электронные архивы, размещенные Заказчиком в составе извещения, поименованы как "Приложения к Техническому заданию", при этом, в случае загрузки таких архивов содержится иное наименование архивов, например "Приложение N 4 к ТЗ (Макеты элементов благоустройства)". Кроме того электронный документ, размещенный в архиве "Приложения к Техническому заданию" ("Приложение N 4 к ТЗ (Макеты элементов благоустройства)") поименован как "Макеты" и содержит в своем составе соответствующее наименование и указание "Приложение N1 к Техническому заданию". Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что, ввиду наличия формального различия в наименовании размещенных архивов и приложений, извещение об осуществлении закупки сформировано Заказчиком неоднозначным, противоречивым образом.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что 11.04.2024 Заказчиком опубликовано извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИО1 Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-18001 8
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ремстрой" на действия ГБУ "Автомобильные Дороги ЮЗАО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнение предписание Заказчику не выдавать, так как закупочная процедура отменена Заказчиком.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: С.И. Казарин Члены комиссии: А.А. Матюшенко М.В. Сорбучевой Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-18001
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 апреля 2024 г. N 077/06/106-5213/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024