На основании поступившей информации от АСО "Общественный контроль" (далее - Заявитель, Общество), положений пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576), Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия), в составе:
- Широковой О.В., заместителя руководителя управления, председатель комиссии, 2 - Лунёвой А.В., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член комиссии, - Антоновой Е.В., ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного законодательства и рекламы, член комиссии, в период с 01.04.2024 года по 12.04.2024 года проведена внеплановая проверка деятельности государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Саяногорская городская станция скорой медицинской помощи" при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку электрической энергии (мощности) (контракт N 1920881050 от 11.01.2023 года) (реестровая запись контракта 2190201704323000190).
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) посредством электронной почты поступило обращение АСО "Общественный контроль" от 14.03.2024 исх. N 030387 (вх. N 2998-ЭП/24 от 25.03.2024) в котором содержится информация о признаках нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе в части несвоевременного размещения в ЕИС информации о заключенном государственном контракте N 1920881050 от 11.01.2023 года) (реестровая запись контракта 2190201704323000190).
Кроме того, 09.04.2024 года вх. N 390-М/24 в адрес Хакасского УФАС России поступило аналогичное обращение АСО "Общественный контроль" (исх. N 030386 от 21.03.2024), направленное от Прокуратуры Республики Хакасия.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Хакасским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС в период проведения внеплановой проверки:
1) предмет Контракта - поставка тепловой энергии (мощности) и теплоносителя;
2) номер и дата Контракта - N 1920881050 от 11.01.2023;
3) цена Контракта - 829 400,00 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закупка у 3 единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
6) основание заключения контракта с единственным поставщиком - пункт 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
7) 11.04.2023 г. сторонами заключено Дополнительное соглашение, которым стороны внесли изменения в преамбулу Договора, а также в реквизиты стороны, направлено на размещение на ЕИС - 27.07.2024 г. и размещено - 27.02.2024.
8) 24.07.2023 г. сторонами заключено Дополнительное соглашение N1, которым стороны внесли изменения в приложения к контракту, направлено на размещение на ЕИС - 27.07.2024 г. и размещено - 27.02.2024.
9) на момент проведения проверки контракт находится на стадии "исполнение прекращено". В отношении довода Заявителя о несвоевременном размещении информации в реестре контрактов, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу пункта 9 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе:
- контракт (с прилагаемыми документами), заключенный в соответствии с настоящим Федеральным законом по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, 4 следующего за днем подписания документа о приемке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений, вступления в силу решения, в день подписания документа о приемке.
В соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).
В силу подпункта "т" пункта 10 Правил в реестр в соответствии с настоящими Правилами подлежат включению контракт (с прилагаемыми документами) в форме электронного документа, заключенный в соответствии с Федеральным законом по результатам проведения предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур, а также если при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с использованием единой информационной системы в соответствии с частью 14 статьи 93 Федерального закона либо в форме электронного образа бумажного документа (за исключением случаев, при которых в соответствии с настоящим подпунктом контракт подлежит включению в реестр в форме электронного документа).
В силу пункта 15 Правил информация и документы, предусмотренные пунктами 10 - 13 настоящих Правил, включаются в реестр в следующем порядке:
г) органы, предусмотренные подпунктами "б" или "в" пункта 17 настоящих Правил, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления 5 информации и документов в соответствии с абзацем пятым подпункта "в" настоящего пункта, а в случае поступления информации и документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 11 настоящих Правил, не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем их поступления: в случае выявления несоответствия представленных информации и документов настоящим Правилам формируют с использованием единой информационной системы протокол о несоответствии направленных информации и документов настоящим Правилам по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, который не позднее одного часа с момента его формирования направляется с использованием единой информационной системы заказчику.
В соответствии с пунктом 19 Правил в случаях, предусмотренных абзацем четвертым подпункта "г" пункта 15 настоящих Правил, заказчик в целях размещения в соответствии с Федеральным законом в реестре не позднее 3-го рабочего дня со дня, следующего за днем направления предусмотренного абзацем четвертым подпункта "г" пункта 15 настоящих Правил протокола, повторно направляет в соответствии с настоящими Правилами информацию и документы для проведения проверок, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил.
Согласно документов и сведений (с закрытой части ЕИС) следует:
- 11.01.2023 года между Заказчиком и ООО "АтомЭнергоСбыть Бизнес" заключен контракт;
- 16.01.2023 года информация о заключенном контракте в соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе Заказчиком направлена в Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее - УФК по РХ);
- 19.01.2023 года УФК по РХ направлен протокол N63 от 16.01.2023 о несоответствии направленной государственным заказчиком информации;
- 24.07.2023 года информация о заключенном контракте Заказчиком вновь направлена в УФК по РХ;
- 25.07.2023 года УФК по РХ направлен протокол N1051 от 24.07.2023 о несоответствии направленной государственным заказчиком информации;
- 25.07.2023 года информация о заключенном контракте Заказчиком вновь направлена в УФК по РХ;
- 26.07.2023 года УФК по РХ направлен протокол N1083 от 25.07.2023 о несоответствии направленной государственным заказчиком информации;
- 27.07.2023 года информация о заключенном контракте Заказчиком вновь направлена в УФК по РХ; 6 - 28.07.2023 года УФК по РХ направлен протокол N1093 от 27.07.2023 о несоответствии направленной государственным заказчиком информации;
- 09.08.2023 года информация о заключенном контракте Заказчиком вновь направлена в УФК по РХ;
- 10.08.2023 года УФК по РХ направлен протокол N1185 от 09.08.2023 о несоответствии направленной государственным заказчиком информации;
- 16.08.2023 года информация о заключенном контракте Заказчиком вновь направлена в УФК по РХ;
- 17.08.2023 года УФК по РХ направлен протокол N1210 от 16.08.2023 о несоответствии направленной государственным заказчиком информации;
- 17.08.2023 года информация о заключенном контракте Заказчиком вновь направлена в УФК по РХ;
- 18.08.2023 года УФК по РХ направлен протокол N1219 от 17.08.2023 о несоответствии направленной государственным заказчиком информации;
- 18.08.2023 года информация о заключенном контракте Заказчиком вновь направлена в УФК по РХ;
- 18.08.2023 года информация о заключенном контакте размещена в ЕИС.
Таким образом, после того, как 19.01.2023 УФК по РХ был направлен протокол N 63 о несоответствии направленной информации, Заказчик обязан был повторно направить информацию и документы о заключении Контракта для проведения проверок, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил, в срок не позднее 24.01.2023, тогда как фактически такая информация была направлена Заказчиком только 24.07.2023, а также после направленного от УФК по РХ 28.07.2023 протокола N1093 о несоответствии направленной информации, Заказчик обязан был повторно направить информацию и документы о заключении Контракта для проведения проверок, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил, в срок не позднее 02.08.2023, и после направленного от УФК по РХ 10.08.2023 протокола N1185 о несоответствии направленной информации, Заказчик обязан был повторно направить информацию и документы о заключении Контракта для проведения проверок, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил, в срок не позднее 15.08.2023, следовательно, Заказчиком не соблюден пункт 19 Правил, тем самым нарушен порядок ведения реестра контрактов, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, что также свидетельствует о нарушении части 6 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ. 7 Однако, в соответствии со статьей 4.5 КоАП лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, в свою очередь, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное правонарушение истек 24.01.2023, 02.08.2023, 15.08.2023.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В силу пункта 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", которым утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил в реестр в соответствии с настоящими Правилами 8 подлежат включению следующие информация и документы об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта):
а) информация и документы о приемке поставленного товара, в том числе поставленного заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, о приемке выполненной работы (ее результатов), о приемке оказанной услуги;
б) заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа;
в) информация и документы об уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) аванса, а также оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги;
г) информация о прекращении обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспеченных независимой гарантией, и дата такого прекращения;
д) информация о договорах, заключенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителями, субподрядчиками, являющимися субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (в случае заключения контракта, включающего условия, предусмотренные частью 6 статьи 30 Федерального закона);
е) информация и документы о применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта;
ж) информация и документы о возврате заказчику излишне уплаченной суммы оплаты контракта, о возврате заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) излишне уплаченной (взысканной) неустойки (штрафа, пени);
з) информация и документы о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и об исполнении гарантийных обязательств, предусмотренных частью 4 статьи 33 Федерального закона.
В силу подпункта "б" пункта 15 Правил заказчиком направляются с использованием единой информационной системы в орган, предусмотренный подпунктом "а" пункта 17 настоящих Правил, для проведения проверок, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "г" пункта 18 настоящих Правил следующие информация и документы:
- информация и документы, предусмотренные подпунктами "б", "в" (в случае 9 оплаты со счетов, открытых в кредитных организациях, а также если информация о заказчике не подлежит размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации), "г" - "з" пункта 11, подпунктом "г" пункта 12, подпунктами "б" и "в" пункта 13 настоящих Правил, а также информация и документы, касающиеся контракта, заключенного без использования единой информационной системы, - не позднее 5-го рабочего дня со дня, следующего за днем подписания заказчиком документа, формируемого (составляемого) заказчиком и подлежащего включению в реестр, или за днем получения заказчиком информации или документа, формируемых (составляемых) иными лицами и подлежащих включению в реестр.
Таким образом, в нарушение пп. "б" пункта 15 Правил, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, Заказчиком несвоевременно направлены в реестр контрактов следующие документы и информация о приемке оказанной услуги, а также об оплате оказанной услуги по контракту N 1920881050 от 11.01.2023: Реквизиты документов, подтверждающих Регламентированный срок направления Фактическая дата приемку/ дата исполнения контракта документов/ информации в реестр контрактов направления документов/ (оплаты) (включительно) информации на ЕИС Платежное поручение N 575518 от 18.01.2023 19.03.2024 11.01.2023 Платежное поручение N 575519 от 18.01.2023 19.03.2024 11.01.2023 Акт приемки-передачи 08.02.2023 19.03.2024 N1920881050/001908 от 31.01.2023 (подписан Заказчиком 01.02.2023) Платежное поручение N 647392 от 10.02.2023 19.03.2024 03.02.2023 Платежное поручение N 683383 от 21.02.2023 19.03.2024 14.02.2023 Платежное поручение N 690759 от 22.02.2023 19.03.2024 15.02.2023 Платежное поручение N 690761 от 22.02.2023 19.03.2024 15.02.2023 Акт приемки-передачи 20.03.2023 19.03.2024 N1920881050/003944 от 28.02.2023 (подписан Заказчиком 13.03.2023) Платежное поручение N 742714 от 10.03.2023 19.03.2024 02.03.2023 Платежное поручение N 794611 от 22.03.2023 19.03.2024 15.03.2023 10 Платежное поручение N 794605 от 22.03.2023 19.03.2024 15.03.2023 Платежное поручение N 794609 от 22.03.2023 19.03.2024 15.03.2023 Акт приемки-передачи 19.04.2023 19.03.2024 N1920881050/006022 от 31.03.2023 (подписан Заказчиком 12.04.2023) Платежное поручение N 894471 от 17.04.2023 19.03.2024 10.04.2023 Платежное поручение N 5386 от 19.04.2023 19.03.2024 12.04.2023 Платежное поручение N 18935 от 21.04.2023 19.03.2024 14.04.2023 Платежное поручение N 18939 от 21.04.2023 19.03.2024 14.04.2023 Акт приемки-передачи 12.05.2023 19.03.2024 N1920881050/008656 от 30.04.2023 (подписан Заказчиком 03.05.2023) Платежное поручение N 84729 от 12.05.2023 19.03.2024 03.05.2023 Платежное поручение N 139438 от 23.05.2023 19.03.2024 16.05.2023 Платежное поручение N 139435 от 23.05.2023 19.03.2024 16.05.2023 Акт приемки-передачи 08.06.2023 19.03.2024 N1920881050/010625 от 31.05.2023 (подписан Заказчиком 01.06.2023) Платежное поручение N 205874 от 09.06.2023 19.03.2024 02.06.2023 Платежное поручение N 205874 от 09.06.2023 19.03.2024 02.06.2023 Платежное поручение N 250730 от 22.06.2023 19.03.2024 15.06.2023 Платежное поручение N 250732 от 22.06.2023 19.03.2024 15.06.2023 Акт приемки-передачи 10.07.2023 19.03.2024 N1920881050/013085 от 30.06.2023 (подписан Заказчиком 03.07.2023) Платежное поручение N 323469 от 11.07.2023 19.03.2024 04.07.2023 Платежное поручение N 366821 от 20.07.2023 19.03.2024 13.07.2023 11 Платежное поручение N 371792 от 21.07.2023 19.03.2024 14.07.2023 Акт приемки-передачи 08.08.2023 19.03.2024 N1920881050/015726 от 31.07.2023 (подписан Заказчиком 01.08.2023) Платежное поручение N 430693 от 09.08.2023 19.03.2024 02.08.2023 Платежное поручение N 475796 от 21.08.2023 19.03.2024 14.08.2023 Платежное поручение N 492882 от 24.08.2023 19.03.2024 17.08.2023 Акт приемки-передачи 08.09.2023 19.03.2024 N1920881050/017882 от 31.08.2023 (подписан Заказчиком 01.09.2023) Платежное поручение N 546267 от 11.09.2023 19.03.2024 04.09.2023 Платежное поручение N 597019 от 22.09.2023 19.03.2024 15.09.2023 Платежное поручение N 610405 от 26.09.2023 19.03.2024 19.09.2023 Акт приемки-передачи 19.10.2023 19.03.2024 N1920881050/019376 от 31.08.2023 (подписан Заказчиком 12.10.2023) Платежное поручение N 672762 от 13.10.2023 19.03.2024 06.10.2023 Платежное поручение N 713721 от 23.10.2023 19.03.2024 16.10.2023 Платежное поручение N 713722 от 23.10.2023 19.03.2024 16.10.2023 Акт приемки-передачи 21.11.2023 19.03.2024 N1920881050/021881 от 31.10.2023 (подписан Заказчиком 14.11.2023) Платежное поручение N 803955 от 16.11.2023 19.03.2024 09.11.2023 Платежное поручение N 841078 от 23.11.2023 19.03.2024 16.11.2023 Платежное поручение N 841074 от 23.11.2023 19.03.2024 16.11.2023 Платежное поручение N 841080 от 23.11.2023 19.03.2024 16.11.2023 Акт приемки-передачи 19.12.2023 19.03.2024 N1920881050/023876 от 31.11.2023 12 (подписан Заказчиком 12.12.2023) Платежное поручение N 4209 от 11.12.2023 19.03.2024 04.12.2023 Платежное поручение N 58596 от 21.12.2023 19.03.2024 14.12.2023 Платежное поручение N 66823 от 22.12.2023 19.03.2024 15.12.2023 Акт приемки-передачи 22.01.2024 19.03.2024 N1920881050/027150 от 31.12.2023 (подписан Заказчиком 15.01.2024) Платежное поручение N 175111 от 24.01.2024 19.03.2024 17.01.2024 Платежное поручение N 175113 от 24.01.2024 19.03.2024 17.01.2024 В материалы дела Заказчиком представлены письменные пояснения от 11.12.2023, в которых в том числе указано следующее: "причинами задержки стали непредусмотрительность в отслеживании своевременного размещения контракта в ЕИС, а также не прохождение контроля в Казначействе. Кроме того, акты выполненных работ и платежные поручения не были размещены в установленный срок. Это произошло из-за разницы между суммами актов выполненных работ и платежных поручений, вызванной предварительными платежами. В связи с этим, все документы планировались к размещению одновременно при закрытии контракта, сумма в таком случае выравнивается.".
Таким образом, действия (бездействие) Заказчика, выразившиеся в несвоевременном направлении в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, информации и документов об оказании услуг, а также об оплате оказанной услуги, нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП. Руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе. 13 2. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке. Председатель комиссии О.В. Широкова Члены комиссии: К.А. Сизов Е.В. Антонова
2024-3826
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 12 апреля 2024 г. N 019/06/99-364/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024