Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, 2 при участии в дистанционном режиме рассмотрения жалобы представителей:
- уполномоченного органа: Пестряковой О.Л. (доверенность N22 от 01.04.2024);
- заявителя: Макаровой Е.А. (доверенность N51 от 05.04.2024); в отсутствие представителя заказчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалробы; рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 N 75/14 и приказом Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N 19/23, в дистанционном режиме жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДЗМ" (далее также Заявитель) и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России 04.04.2024 поступила жалоба ООО "ДЗМ" на неправомерные действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ и оказание услуг, связанных с одновременной подготовкой проектной документации, выполнением работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ярцевская центральная районная больница", (здание инфекционного отделения ОГБУЗ "Духовщинской УБ") расположенного по адресу: 216200, Смоленский район, Духовщинский район, г. Духовщина, ул. Советская, д.10" (извещение N0163200000324001363), которые выразились в неправомерном отклонении заявки Общества из-за отсутствия выписки из реестра СРО в области архитектурно - строительного проектирования, требование о предоставлении которой было незаконно установлено Заказчиком в Извещении. Государственным заказчиком по данному открытому конкурсу в электронной форме является - Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ярцевская центральная районная больница" (далее - Заказчик), уполномоченным органом - Главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы (далее - уполномоченный орган). Заказчик, уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы, с доводами жалобы не согласились. На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, Комиссией установлено следующее. 14.03.2024 уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено Извещение N0163200000324001363 о проведении открытого конкурса в электронной форме. 3 Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 28 333 636,64 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2024 NИЭОК1 на участие в закупке заявку подал единственный участник закупки, которому было отказано в допуске по следующему основанию: "Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Участник закупки не подтвердил членство саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ было установлено извещением об осуществлении закупки (реестровый номер 0163200000324001363), а также п. 1.13 Требований к составу заявки и инструкции по заполнению. Подтверждением, что участник закупки является членом саморегулируемой организации является наличие информации о нём в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. На дату окончания подачи заявок на участие в закупке, информация об участнике в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах отсутствует.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 11.07.2023 NМШ/54828/23 по вопросу проверки у участников закупки членства в саморегулируемой организации комиссией по осуществлению закупок сказано следующее: комиссия по осуществлению закупок самостоятельно осуществляет проверку сведений об участнике закупки в Реестре, при этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки в Реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе". Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении 4 об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено данной статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено данным Кодексом.
В соответствии с письмом ФАС России от 11.07.2023 NМШ/54828/23 "Об установлении требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации и о проверке у участников закупок членства в саморегулируемой организации" при проведении закупки, предметом которой являются одновременно проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчиком должно быть установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации 5 в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ). С учетом изложенного, по мнению ФАС России, в целях обеспечения конкуренции заказчик должен устанавливать требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, область регулирования которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона (пункт 1);
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (пункт 3).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Объектом закупки является выполнение работ и оказание услуг, связанных с одновременной подготовкой проектной документации, выполнением работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ярцевская центральная районная больница", (здание инфекционного отделения ОГБУЗ "Духовщинской УБ") расположенного по адресу: 216200, Смоленский район, Духовщинский район, г. Духовщина, ул. Советская, д.10; НМЦК - 28 333 636,64 руб. Описание объекта закупки (далее - Техническое задание), Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке (далее - Требования) содержатся в Извещении.
В соответствии с Техническим заданием в рамках контракта будут осуществляться выполнение работ и оказание услуг, связанных с одновременной подготовкой проектной документации, выполнением работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ярцевская центральная районная больница", (здание инфекционного отделения ОГБУЗ "Духовщинской УБ") расположенного по адресу: 216200, Смоленский район, Духовщинский район, г. Духовщина, ул. Советская, д.10.
В соответствии с пунктом 2 Извещения к участникам закупки установлены требования, в соответствии с которым участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 6 Настоящие требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в части 2.1, части 2.2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ. Подтверждением соответствия участника закупки указанному требованию является наличие информации об участнике закупки в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 10 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Настоящие требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в части 4.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса РФ. Подтверждением соответствия участника закупки указанному требованию является наличие информации об участнике закупки в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
В соответствии с пунктом 3 Технического задания подрядчик или привлекаемая им субподрядная организация (проектная организация) должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и строительства. Подрядчик предоставляет Заказчику сведения о соблюдении требований, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ по подготовке проектной документации (далее - Требования) в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения контракта, либо, в случае привлечения Подрядчиком субподрядной организации, в течение 1 (одного) рабочего дня со дня такого привлечения. Несоответствие Подрядчика или привлекаемой им субподрядной организации Требованиям, либо не предоставление сведений, подтверждающих их соответствие Требованиям, является основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссией Управления установлено, что участник закупки ООО "ДЗМ" в реестре СРО в области архитектурно-строительного проектирования не состоит. При таких обстоятельствах, конкурсная комиссия, отклоняя данного участника закупки, действовала в соответствии с Извещением. В этой связи, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения. В тоже время, как указано выше, при проведении закупки, предметом которой являются одновременно проектные и строительно-монтажные работы, в Извещении должно устанавливаться требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в случае если НМЦК больше 10 000 000,00 рублей. В рассматриваемом случае, НМЦК закупки превышает 10 000 000,00 рублей, требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства правомерно установлено. При этом, Заказчиком в Извещении установлено требование к участникам закупки о 7 членстве саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона, что привело к отклонению заявки участника закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДЗМ" на действия конкурсной комиссии, государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ярцевская центральная районная больница", уполномоченного органа - Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Выполнение работ и оказание услуг, связанных с одновременной подготовкой проектной документации, выполнением работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ярцевская центральная районная больница", (здание инфекционного отделения ОГБУЗ "Духовщинской УБ") расположенного по адресу: 216200, Смоленский район, Духовщинский район, г. Духовщина, ул. Советская, д. 10) необоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ярцевская центральная районная больница" нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать конкурсной комиссии, государственному заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель председателя Комиссии Члены Комиссии
2024-1681
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 11 апреля 2024 г. N 067/06/48-224/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024