Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе: Заместитель председателя комиссии - Иванова А.В.
- Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; Члены комиссии: Стрижова И.М.
- заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Колпакова А.Ю.
- старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии Курганского УФАС России посредством видео-конференц-связи: представителя Заказчика - Государственное казенное учреждение "Курганская областная психоневрологическая больница" (далее - ГКУ "КОПНБ", Заказчик) Панфиловой М.Э., действующей на основании доверенности N б/н от 27.12.2023, при участии в заседании Комиссии Курганского УФАС России: представителей 2 Общества с ограниченной ответственностью "Молоко Глинки" (далее - ООО "Молоко Глинки", Победитель закупки) Гладковой Н.В., действующей на основании доверенности N б/н от 09.04.2024, Шипициной О.А., действующей на основании доверенности N б/н от 09.04.2024, рассмотрев обращение ГКУ "КОПНБ" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Молоко Глинки", директоре ООО "Молоко Глинки" Бубнове Вячеславе Владимировиче (далее - Бубнов В.В.) в связи с уклонением победителя запроса котировок в электронной форме от подписания Контракта согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами 3 государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Порядок ведения реестра, рассмотрения обращения заказчика, принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)". В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 08.04.2024 поступило обращение ГКУ "КОПНБ" (вх. N 1421-ЭП/24) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об ООО "Молоко Глинки", директоре ООО "Молоко Глинки" Бубнове В.В. в связи уклонением победителя запроса котировок в электронной форме от подписания контракта на поставку молока (извещение N 0843500000224001546).
В обоснование обращения Заказчик указал, что ГКУ "КОПНБ" принято решение о проведении закупки на поставку молока при начальной (максимально) цене 311 600 руб. 4 Далее Заказчик указал, что 01.04.2024 был завершен прием заявок поставщиков на участие в закупке, а 02.04.2024 сформирован протокол подведения итогов определения поставщика. При подготовке проекта контракта Заказчиком было установлено, что Победителем закупки - ООО "Молоко Глинки" указана цену контракта - 70, 00 руб. Далее Заказчик указал, что поскольку понижение закупки составило 99, 98 % ГБУ "КОПНБ" связалось с ООО "Молоко Глинки", и выяснило, что указанная цена контракта заявлена ошибочно за единицу товара. 03.04.2024 в адрес Заказчика от ООО "Молоко Глинки" поступило письмо о невозможности заключения контракта, представлена информация о добросовестности Общества. Заказчик также указал, что не усматривает в действиях Победителя закупки ООО "Молоко Глинки" недобросовестности, поскольку не подписание контракта произошло в связи с технической ошибкой. Комиссия Курганского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления 5 заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается. 03.04.2024 в соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, Заказчиком направлен проект контракта для подписания со стороны ООО "Молоко Глинки". 04.04.2024 (23:59) - регламентированный срок подписания контракта со стороны ООО "Молоко Глинки", однако в указанный срок проект контракта Победителем закупки не был подписан.
Таким образом, в связи с тем, что Победителем запроса котировок в электронной форме не подписан в установленный срок контракт, чем нарушены требования статьи 51 Закона о контрактной системе, ООО "Молоко Глинки" признано уклонившимся от заключения контракта. 05.04.2024 Заказчиком сформирован и размещен в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта. Комиссия Курганского УФАС России заслушав пояснения представителей ООО "Молоко Глинки", Заказчика, проанализировав представленные документы,
установила
следующее. Как следует из письменных пояснений ООО "Молоко Глинки", в ходе проведения запроса котировок в электронной форме ООО "Молоко Глинки" признано Победителем закупки на поставку молока. Общество указало, что ознакомившись с протоколом подведения итогов определения поставщика по данному запросу котировок в электронной форме 03.04.2024 ООО "Молоко глинки" была обнаружено ненамеренная техническая ошибка в указании ценового предложения, в соответствии с которым Общество должно было поставить 3895 литров молока по цене контракта 70, 00 руб. и сообщило Заказчику об ошибке при установлении цены контракта на площадке с пояснением о невозможности заключения Контракта на таких условиях. На заседании Комиссии Курганского УФАС России установлено, что проект контракта Заказчиком направлен в регламентированный срок, однако ООО "Молоко Глинки" не были исполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, 05.04.2024 Заказчиком сформирован и размещен в ЕИС протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта. 6 Из пояснений ООО "Молоко Глинки" следует, что Общество не стало подписывать контракт в регламентированный срок поскольку при формировании структурированной заявки на электронной площадке ООО "Молоко Глинки" ошибочно указало вместо цены контракта цену за единицу товара (70, 00 руб. за 1 литр молока). В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России представитель Заказчика на включении сведений об ООО "Молоко Глинки" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивал. В настоящее время проект контракта направлен второму по очереди участнику закупки. Комиссия Курганского УФАС России проанализировав все документы и сведения представленные в материалы дела, не оспаривая факта не подписания контракта с Заказчиком, отмечает, что ошибочное указание вместо цены контракта цены товара за единицу не свидетельствует о намерении Общества предоставить недостоверную информацию либо намеренно уклониться от подписания и исполнения контракта. Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 25.03.2024 Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" опубликовано извещение N 0843500000224001546 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку молока.
В силу части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), 7 предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0843500000224001546) от 02.04.2024 установлено, что по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем электронного запроса котировок признается участник закупки с идентификационным номером - 65 (ООО "Молоко Глинки").
В соответствии с положениями статей 50, 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком 03.04.2024 размещен в ЕИС и на электронной площадке проект контракта для подписания его со стороны ООО "Молоко Глинки". Комиссией установлено, что в регламентированный срок до (23:59) 04.04.2024 ООО "Молоко Глинки" действия, предписанные положениями статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнило. В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника 8 закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении (часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе). Во исполнение требований пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком 05.04.2024 сформирован и размещен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта. В рамках проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России были проанализированы документы и сведения, представленные со стороны Заказчика, размещенные в ЕИС. Нарушений со стороны субъектов контроля в рамках данной внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России не установлено. Проанализировав все представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителя Заказчика Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. Комиссия отмечает, что в регламентированный срок ООО "Молоко Глинки" проект контракта подписан не был, следовательно, у Заказчика имелись законные основания признать Победителя закупки уклонившимся от подписания контракта. Рассматривая вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки контрольный орган оценивает поведение участника закупки (поставщика, подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на заключение и фактическое исполнение контракта. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что ООО "Молоко Глинки" не имело умысла уклоняться от заключения контракта, данное обстоятельство произошло ввиду неосмотрительности последнего в части корректного указания цены контракта, что повлекло невозможность заключения контракта. Законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении подписанного проекта контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков. При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, 9 когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. Комиссией Курганского УФАС России оценены сведения, подтверждающие невозможность подписать контракт с Заказчиком в при сложившихся условиях, а также наличие возможности исполнить его надлежащим образом, в том числе сообщение в адрес Заказчика о невозможности исполнить контракт и намерении участвовать в повторном запросе котировок в электронной форме. При указанных обстоятельствах Комиссия контрольного органа в сфере закупок приходит к выводу об отсутствии у ООО "Молоко Глинки" намерения уклоняться от заключения и исполнения Контракта. Из подпункта "б" пункта 14 Правил N 1078 следует, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской 10 Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, намерение ООО "Молоко Глинки" заключить контракт, а также представленные сведения, Комиссия Курганского УФАС России считает возможным не включать сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Молоко Глинки", директоре ООО "Молоко Глинки" Бубнове Вячеславе Владимировиче в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с тем, Курганское УФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоятельно рекомендует предпринять меры по недопущению данных фактов в будущем.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13, пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Молоко Глинки", директора Общества с ограниченной ответственностью "Молоко Глинки" Бубнова Вячеслава Владимировича в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель председателя Комиссии: А.В. Иванова
Члены Комиссии: И.М. Стрижова А.Ю. Колпакова 11
2024-1181
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 11 апреля 2024 г. N 045/10/104-163/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024