Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе: Заместителя Председателя Комиссии - Ивановой А.В.
- Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Члены Комиссии: Стрижова И.М.
- заместитель начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Колпакова А.Ю.
- старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи: представителя Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" (далее - ГБУ "КОКБ", Заказчик) Каюмова В.Н., действующего на основании доверенности N б/н от 09.01.2024, представителя Индивидуального предпринимателя Седельникова Анатолия Борисовича (далее - ИП Седельников А.Б.) Багдасарова К.Г., действующего на 2 основании доверенности N б/н от 05.03.2024., рассмотрев обращение Заказчика - ГБУ "КОКБ" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об ИП Седельникове А.Б. в связи с уклонением победителя электронного аукциона от подписания Контракта согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, 3 комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Порядок ведения реестра, рассмотрения обращения заказчика, принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)". В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 05.04.2024 поступило обращение ГБУ "КОКБ" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об ИН Седельникове А.Б. (вх. N 1397-ЭП/24), в связи с уклонением победителя электронного аукциона от подписания контракта на выполнение работ по установке приточно-вытяжной системы вентиляции в режимных помещениях корпуса N 1 3 этаж ГБУ "КОКБ", расположенного по адресу:
г. Курган, ул. Томина, 63 (извещение N 0343200010724000092).
В об основание обращения Заказчиком указано, что 13.03.2024 ГБУ "КОКБ" размещено извещение об осуществлении закупки на выполнение работ по установке приточно-вытяжной системы вентиляции в режимных помещениях корпуса N 1 3 этаж ГБУ "КОКБ", расположенного по адресу:
г. Курган, ул. Томина, 63. Далее Заказчик указал, что по результатам определения поставщика победителем закупки признан ИП Седельников А.Б., предложивший наименьшую 4 цену (снижение на 34% от НМЦК) и ему направлен проект контракта для подписания.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Заказчик указал, что участником не соблюдены требования части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе в части предоставления обеспечения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 197 625, 26 руб., поскольку им предоставлено обеспечение исполнения контракта в размере 148 218, 95 руб. В связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе участник признана уклонившимся от заключения контракта. Комиссия Курганского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N 0343200010724000092) от 22.03.2024 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано две заявки, по результатам электронной процедуры контракт заключается с участником с идентификационным номером заявки - 116173907 (заявка ИП Седельникова А.Б.).
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской 5 Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 51 Зак она о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0343200010724000092 от 22.03.2024 победителем закупки предложена наименьшая цена (1 304 326, 40 руб.) со снижением на 34 % от НМЦК (1 976 252, 62 руб.).
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии счастью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта 6 составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Учитывая, что цена контракта была снижена ИП Седельниковым А.Б. на 34%, на индивидуального предпринимателя при подписании контракта распространяется действие статьи 37 Закона о контрактной системе, и сумма обеспечения исполнения контракта должна составлять 197 625, 26 руб. Регламентированный срок подписания контракта был установлен до 02.04.2024 (23:59).
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, в установленный срок - 02.04.2024 ИП Седельниковым А.Б. был подписан проект контракта с приложением в качестве доказательства обеспечения исполнения контракта платежного поручения на сумму 148 218, 95 руб. без учета положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
На основании протокола от 04.04.2024 ИП Седельников А.Б. был признан уклонившимся от заключения контракта в связи с непредставлением документа, подтверждающего надлежащее обеспечение исполнения контракта. Из пояснений ИП Седельникова А.Б. следует, что победитель закупки не имел умысла на уклонение от подписания контракта. Данная ситуация произошла в связи с неверным расчетом суммы независимой гарантии тендерным специалистом, который был нанят ИП Седельниковым А.Б., в связи с чем индивидуальный предприниматель был введен в заблуждение. Выявив ошибку, ИП Седельниковым А.Б. были приняты меры, направленные на заключение и исполнение контракта, а именно: на расчетный счет Заказчика перечислена недостающая сумма независимой гарантии; в адрес Заказчика направлено пояснительное письмо; по результатам внутренней проверки в адрес специалиста направлена претензия.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр 7 недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Вместе с тем, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном уклонении от подписания контракта. Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от подписания контракта. При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта. В данном случае Комиссия Курганского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку из анализа материалов дела следует, что у индивидуального предпринимателя отсутствовало намерение уклоняться от подписания контракта и ненадлежащее предоставление обеспечения исполнения контракта было связано с технической ошибкой при расчете суммы обеспечения контракта.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что в указанных обстоятельствах включение сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и является несоразмерным характеру допущенного нарушения, и считает возможным не включать сведения об индивидуальном предпринимателе Седельникову А.Б. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с тем, Курганское УФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоятельно рекомендует предпринять меры по недопущению данных фактов в будущем.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13, пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", 8
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Индивидуального предпринимателя Седельникова Анатолия Борисовича в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель председателя Комиссии: А.В. Иванова Члены Комиссии: И.М. Стрижова А.Ю. Колпакова
2024-1182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 11 апреля 2024 г. N 045/10/104-166/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024