Резолютивная часть решения оглашена 02.05.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 06.05.2024.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, при участии посредством видеоконференцсвязи представителя государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной перинатальный центр" (далее также -заказчик): А.С. Чичкала (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "АКСИОМЕД" на положения извещения о проведении электронного аукциона 24-ЭА-72-ТФОМС "Товары медицинского назначения (шприцы, катетеры)" (реестровый номер 0346200005424000055) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России посредством ЕИС поступила жалоба ООО "АКСИОМЕД" на положения извещения о проведении электронного аукциона. Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в ЕИС. Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечил участие своих представителей в заседании Комиссии. В жалобе заявителя указано, что заказчик включил в описание товара "Катетер для периферических сосудов" эксклюзивные характеристики (Павильон Люэр Лок с перфорированными крыльями; Инъекционный порт Люэр Лок с блокирующейся защитной крышкой, расположенный по центру над крыльями; Катетер прозрачный, с не менее четырьмя R-контрастными полосками, скругленным кончиком, совпадающим с проксимальным срезом иглы), соответствующие только товару производителя: B.Braun Melsungen.
Эти действия заказчика ограничивают количество участников закупки. Представитель заказчика не согласен с жалобой и пояснил, что крепление "Люэр Лок" не является эксклюзивным и встречается у многих производителей медицинских изделий.
Также на рынке имеются товары разных производителей, выпускающих катетеры с более четырех R-контрастных полосок. Извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 16.04.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта 867 450,32 рублей.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. П. 1 ч. 2 данной статьи определяет, что извещение о проведении закупки должно содержать электронный документы, в числе которых: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п. 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Установлено, что описание объекта закупки приведено заказчиком и с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, и в виде отдельного электронного документа. При этом заказчик применил позиции КТРУ на каждый из товаров.
В силу п. 5 Правил использования каталога, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. В данном случае запрета на указание в описании объекта закупки характеристик, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, не установлено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчик должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. По позиции "Катетер для периферических сосудов" заказчик также включил характеристики: Инъекционный порт Люэр Лок с блокирующейся защитной Значение характеристики крышкой, расположенный по не может изменяться центру над крыльями соответствие участником закупки Катетер прозрачный, с не менее четырьмя R-контрастными Участник закупки полосками, скругленным указывает в заявке кончиком, совпадающим с конкретное значение проксимальным срезом иглы соответствие характеристики Значение характеристики Павильон Люэр Лок с не может изменяться перфорированными крыльями соответствие участником закупки На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в целях государственной регистрации медицинских изделий в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, проводятся оценка соответствия в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний и экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, а также испытания в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти). Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила), установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно пункту 4 Правил техническая документация производителя (изготовителя) - документы, регламентирующие конструкцию медицинского изделия, устанавливающие технические требования и содержащие данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожения. Эксплуатационная документация производителя (изготовителя) - документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении. Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых приведены выдержки из инструкций по применению медицинских изделий. Так, в качестве опровержения представлены сведения о соответствии характеристик закупаемого катетера для периферических сосудов катетеру "MEDEREN" (регистрационное удостоверение от 04.12.2020 N РЗН N 2020/12770, выданное "Медерен Неотех Лтд.", Израиль). Проанализировав инструкцию по применению медицинских изделий (регистрационное удостоверение от 04.12.2020 N РЗН N 2020/12770), ссылку на которые приводит заказчик в качестве доказательства наличия на рынке медицинских изделий с характеристиками, установленными в извещении об осуществлении закупки, товара еще одного производителя помимо указанного в жалобе, Комиссия пришла к выводу, что сведения по спорным показателям в инструкции по применению медицинского изделия соотносятся с требованиями извещения.
Таким образом, заказчиком подтверждено, что под требования описания объекта закупки по позиции "катетер для периферических сосудов" подходят как минимум товары двух разных производителей.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе, обязанность доказывания нарушения заказчиком прав и законных интересов участника закупки лежит на подателе жалобы. Однако на заседание Комиссии заявитель не явился и не представил документов и сведений, подтверждающих, что совокупности установленных требований к товарам соответствуют медицинские изделия производства исключительно B.Braun Melsungen, а также о невозможности приобретения им товара, соответствующего требованиям извещения о проведении закупки. С учетом доказанности заказчиком факта соответствия приобретаемого товара товарам разных производителей, описания объекта закупки по правилам ст. 33 Закона о контрактной системе, доводы жалобы являются необоснованными. При проведении внеплановой проверки в действиях заказчика установлено нарушение п. 6 Правил использования каталога. Пунктом 6 Правил использования каталога предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а в случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, при формировании объекта закупки заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь заказчик при приобретении соответствующего товара, оказании услуг, выполнении работ. По ряду позиций заказчик включил в описание объекта закупки дополнительные характеристики, не предусмотренные соответствующей позицией КТРУ. В качестве обоснования необходимости использования дополнительной информации о товарах заказчик указал: "Клиническая потребность учреждения". Однако, заказчик, являясь учреждением здравоохранения, осуществляет закупки для удовлетворения потребностей граждан в получении медицинской помощи и, следовательно, все медицинские изделия, независимо от наличия тех или иных характеристик, направлены на удовлетворение клинической потребности. Комиссией установлено, что обоснование заказчика не содержит доводов о необходимости применения именно дополнительных характеристик закупаемого товара. Вместе с тем, в письменных возражениях на жалобу заявителя заказчик привел надлежащее, доказывающее его реальную потребность, в установлении оспариваемых заявителем дополнительных характеристик, отсутствующих в позиции КТРУ.
Таким образом, заказчиком приведено ненадлежащее обоснование применения дополнительных характеристиках, отсутствующих в позиции КТРУ, чем допущено нарушение п. 6 Правил использования каталога. Установленное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь ст.ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АКСИОМЕД" на положения извещения о проведении электронного аукциона 24-ЭА-72-ТФОМС "Товары медицинского назначения (шприцы, катетеры)" (реестровый номер 0346200005424000055) необоснованной.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 6 Правил использования каталога, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
3. Предписание об устранении нарушения не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии Член Комиссии Т.С. Рябкова
2024-3564
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 2 мая 2024 г. N 048/06/106-298/2024 (ключевые темы: характеристика - изделия медицинского назначения - товар. работа. услуга. - участники закупок - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024