Резолютивная часть решения оглашена 03.05.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 06.05.2024.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, при участии представителей:
- ООО "Липецкгеология" (далее также -заявитель) посредством видеоконференцсвязи: А.О. Григорьевой (по доверенности), - муниципального казенного учреждения Долгоруковского муниципального района "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа" (далее также - уполномоченное учреждение): Н.Е. Жучковой (по доверенности), - администрации Долгоруковского муниципального района (далее также - заказчик): Д.Н. Думова (по доверенности), И.Ю. Ильиной (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "Липецкгеология" на действия комиссии по осуществлению закупок муниципального казенного учреждения Долгоруковского муниципального района "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Бурение разведочно-эксплуатационной скважины с установкой водонапорной башни в д. Екатериновка Долгоруковского района Липецкой области" (реестровый номер 0846600001124000018) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России посредством ЕИС поступила жалоба ООО "Липецкгеология" на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона. Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в ЕИС. Представитель заявителя по доводам жалобы указал, что считает неправомерными действия комиссии по осуществлению закупок по отклонению заявки заявителя. Представленный договор субподряда полностью по видам выполненных работ соответствует объекту закупки и свидетельствует об опыте заявителя. Представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что постановление Правительства Российской Федерации N2571 устанавливает требования к участникам о наличии опыта выполнения работ, который подтверждается договорами (контрактами). Договор субподряда не подтверждает наличие опыта, поскольку субподрядчик не выполнял весь спектр работ на объекте, не сдавал объект в эксплуатацию. Правомерность отклонения заявки подтверждается и сложившейся административной и судебной практикой. Извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 11.04.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта 14 258 179,96 рублей. 19.04.2024 в ЕИС размещен протокол подачи ценовых предложений NЦПА1, из которого следует, что участие в закупке приняли 3 участника.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.04.2024 NИЭА1 заявки с идентификационными номерами 20 и 77 признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона; заявка с идентификационным номером 233 (заявитель) отклонена в связи со следующим: "При осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному позицией 8 "Работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд)". В извещении о проведении электронного аукциона на основании позиции 8 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 установлено дополнительное требование к участникам: Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Согласно ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Из представленных оператором электронной площадки документов и сведений, направленных заявителем для участия в электронном аукционе, следует, что им в качестве документов, предусмотренных позицией 8 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, представлены:
- договор субподряда от 13.06.2023 N22/06/01-Л на строительство разведочно- эксплуатационной скважины в д. Красногорка Грязинского района Липецкой области на сумму 9 504 965,56 рублей, заключенный между ООО "Липецктеплострой" и ООО "Липецкгеология", - акты о приемке выполненных работ, - справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-2, - письмо заявителя от 18.04.2024 о том, что в договоре субподряда N22/06/01-Л от 13.06.2023 не предусмотрено требований получить разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. ООО "Липецкгеология" не предоставляет копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в связи с тем, что документ не выдается в соответствии с п. 6 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. В позиции 8 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 установлен перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации;
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. Представленный заявителем договор не связан со случаем, обозначенным в п. 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" рассматриваемой позиции постановления. Следовательно, перечень документов должен соответствовать опыту, обозначенному в п. 1 данной позиции. Обязательным в таком случае является предоставление акта приемки объекта капитального строительства. Однако заявителем акт приемки объекта капитального строительства не представлен. Кроме того, из сведений ЕИС следует, что строительство разведочно- эксплуатационной скважины в д. Красногорка Грязинского района Липецкой области проведено на основании контракта с реестровым номером 3480200183123000024, заключенного между администрацией Грязинского муниципального района ООО "Липецктеплострой" на сумму 12 108 236,40 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), в этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, в соответствии с положениями ГК РФ договор на выполнение строительных работ - это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком. При этом статус генерального подрядчика предусматривает его особенное правовое положение, отличающего его от субподрядчика. Так, пунктом 3 статьи 706 ГК РФ установлено, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, статьей 754 ГК РФ установлена ответственность перед заказчиком за качество работ, а в соответствии со статьей 755 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком гарантийные обязательства. Приведенные положения закона свидетельствуют, что постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 установлено требование к наличию опыта исполнения договора на выполнение строительных работ участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика. Лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные виды строительных работ, не имеет опыта строительства самого объекта капитального строительства, поскольку выполнил определенный вид (виды) строительных работ, то есть часть всех работ, необходимых для строительства объекта капстроительства. Так же субподрядчик не имеет опыта по сдаче и вводу капитального объекта в эксплуатацию, а также не несет гарантийных обязательств по объекту в целом. Из изложенного можно сделать вывод о том, что договоры субподряда не могут являться подтверждением наличия опыта в полном объеме, поскольку лицо, которое выполняло отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика, не обладает опытом выполнения работ по объекту в целом. Комиссия считает возможным применить к рассматриваемому делу позицию Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), изложенной в письме ФАС России N МЕ/51304/19В от 19.06.2019, согласно которой наличие договора субподряда не может являться подтверждением опыта в целях применения Постановления N 2571.
Аналогичная позиция в отношении подтверждения участником закупки соответствия дополнительным требованиям о наличии опыта выполнения соответствующих работ отражена в письме Минфина России N 24-05-05/105842 от 03.12.2020.
С учетом вышеизложенного, представленные заявителем документы не подтверждают, в силу требований позиции 8 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, опыт выполнения работ, установленный заказчиком.
В силу п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системы, заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, поскольку представленные заявителем документы не подтверждают наличие опыта выполнения работ, соответствующего позиции 8 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, действия комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки заявителя соответствуют ст. 49, п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе. Руководствуясь ст.ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Липецкгеология" на действия комиссии по осуществлению закупок муниципального казенного учреждения Долгоруковского муниципального района "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Бурение разведочно-эксплуатационной скважины с установкой водонапорной башни в д. Екатериновка Долгоруковского района Липецкой области" (реестровый номер 0846600001124000018) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии Член Комиссии Т.С. Рябкова
2024-3581
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 3 мая 2024 г. N 048/06/106-302/2024 (ключевые темы: участники закупок - объекты капитального строительства - договор субподряда - линейный объект - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024