Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
---;
в присутствии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "----" - -------------, действующей на основании доверенности N2 от 01.04.2024 года (со сроком действия до 31.05.2024 года);
Министерства здравоохранения Республики Мордовия - ------------, действующей на основании доверенности N26 от 24.04.2024 года (со сроком действия до 30.05.2024 года), -------------, действующего на основании доверенности N25 от 24.04.2024 года (со сроком действия до 30.04.2024 года);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ----------, действующего на основании доверенности б/н от 20.06.2023 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 27 апреля 2024 года в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "---------" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Республики Мордовия (далее - Заказчик) и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000324001039 на закупку медицинских изделий - роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 21.04.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N2044-ЭП/24 от 22.04.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 24.04.2024 года NЕГ/1609/24 рассмотрение жалобы назначено на 26.04.2024 года в 12 часов 15 минут.
24.04.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202400109157000157).
26.04.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 00 минут 27.04.2024 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0809500000324001039 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 12.04.2024 09:09 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 11 600 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 22.04.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 22.04.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 24.04.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2024 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 22.04.2024 года (время московское) поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами: 1A-176218, 2A-176380. На основании направленных оператором электронной площадки заявок (все части заявки) на участие в закупке, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены указанные заявки, поданные на участие в закупке, и принято решение о признании всех заявок, соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно доводу жалобы Заявитель указывает на нарушение Заказчиком и Уполномоченным учреждением требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении требований к закупаемому товару таким образом, что их совокупности соответствует медицинское изделие единственного производителя - роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации "E---------" (производитель общество с ограниченной ответственностью -------- "---------", Россия).
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по жалобе (вх.N2204/24 от 25.04.2024 года).
Уполномоченным учреждением представлены письменные пояснения по жалобе (вх. N2207-ЭП/24 от 26.04.2024 года), согласно которым Заказчиком в составе заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) было представлено письмо производителя медицинского изделия об уникальности закупаемого оборудования и об отсутствии на открытом рынке товара с аналогичными функциональными, техническими и качественными характеристиками.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что из приведенных выше норм Закона о контрактной системе следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не сокращают количество потенциальных участников закупок. Кроме того, Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) в качестве одних из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашены соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Согласно статье 18 Закона об основах охраны здоровья каждый имеет право на охрану здоровья, а также на оказание доступной и качественной медицинской помощи.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является медицинское изделие - роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
В своей жалобе и ходатайстве (вх.N 2187-ЭП/24 от 25.04.2024 года) Заявитель указывает, что совокупности характеристик соответствует медицинское изделие единственного производителя - роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации "E-------" (производитель общество с ограниченной ответственностью ------------- "---------", Россия) (регистрационное удостоверение N РЗН --------), при этом Заказчиком не обоснована необходимость приобретения товара именно с такими характеристиками (ряд спорных характеристик приведен в жалобе, например, наличие функции откидывания (отведения) конечностей экзоскелета в стороны для удобства размещения пациента, количество каналов электростимуляции (не менее 16 штук), показатели комплекта поставки и другие), что ограничивает круг поставщиков и не позволяет предложить продукцию других производителей, марок.
Представители Заказчика поддержали позицию, изложенную в своих письменных возражениях (вх.N2204/24 от 25.04.2024 года), и пояснили следующее. При подборе необходимого медицинского оборудования для нужд Заказчика (на основе запросов получателей медицинского оборудования) согласно Приказа Минздрава России от 31.07.2020 N 788н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых" Заказчиком был произведен мониторинг характеристик и функционала представленных на российском рынке и зарегистрированных в установленном законодательством порядке моделей экзоскелетов.
В адрес Министерства здравоохранения Республики Мордовия поступили письма (ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница имени С. В. Каткова", ГБУЗ Республики Мордовия "Краснослободская центральная районная больница"), согласно которым дынными учреждениями произведено сравнение медицинского оборудования "E-------", "-----------", "-------" и выделены технические преимущества "E--------" (с обоснованием) по ряду показателей таких как: максимальный вес и минимальный рост пациента, механизм отведения (откидывания) ног, увеличенное время работы в условиях медучреждений, функциональная электростимуляция (16 каналов) и другие (данные письма получателей медицинского оборудования и сравнительные характеристики вышеперечисленных моделей экзоскилетов представлены в материалы дела).
Кроме того, в адрес Мордовского УФАС России в составе возражений Заказчика поступила сравнительная таблица технических характеристик Роботизированного тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляции "Экзоскелет для реабилитации ----", Модульного роботизированного экзоскелета медицинского назначения ------------ и Роботизированного тренажера с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляции "Экзоскелет для реабилитации E---------".
Таким образом, на основании вышеизложенного Заказчик пришел к выводу, что некоторые модели экзоскелетов более оснащены опционально и имеют функциональные преимущества, наиболее широкий спектр функционала имеет экзоскелет "E--------" (производитель общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Реабилитационные технологии", Россия).
В части одной из спорных характеристик - количество каналов электростимуляции (не менее 16 штук), в письмах получателей медицинского оборудования отмечено, что максимально возможное количество каналов, стимулирующих различные группы мышц, обеспечивает более эффективное восстановление и задействует большую площадь волокон различных участков мышечных групп пациента.
Наличие "функции откидывания (отведения) конечностей экзоскелета в стороны для удобства размещения пациента" основана на необходимости тренировки навыка пересаживания с поверхности на поверхность исключения, исключения задействования дополнительных средств для подъема пациентов и снижении усилий персонала учреждений. Кроме того, положительный реабилитационный эффект данной функции зафиксирован в заключении специалиста ООО "--------" N68-22; экспертном заключении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова" Министерства Здравоохранения Российской Федерации доктором медицинских наук -----------, согласно которому функция "Отведения конечности" дает новые возможности при проведении двигательной реабилитации, что повышает качество оказываемых реабилитационных процедур, повышают безопасность для пациента и персонала. В целом данная функция делает использование экзоскелета проще, эргономичнее и комфортнее (представлены Заказчиком в материалы дела).
Кроме того, Комиссия отмечает, что наличие "функции откидывания (отведения) конечностей экзоскелета в стороны" неоднократно оспаривалось Заявителем в Арбитражных судах различных регионов Российской Федерации (в ходе судебных заседаний заслушивались, в том числе пояснения специалистов в области реабилитации) его доводы не нашли своего подтверждения (Решение Арбитражного суда Пермского края от 29.08.2022 года по делу NА50-15036/2022 оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10315/22 от 28.02.2023 года по данному делу; Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.02.2024 года по делу NА07-32339/2022).
Заказчик на заседании комиссии также пояснил, что спорные характеристики комплекта поставки, которые были указаны Заявителем в составе своей жалобы, были сформированы ими исходя из необходимой комплектации, запрашиваемого к поставке оборудования, согласно его регистрационному удостоверению.
Также Заказчиком при подготовке извещения о проведении Аукциона были отправлены запросы на предоставление коммерческих предложений в общество с ограниченной ответственностью ---------- "----------" (письмо Министерства здравоохранения Республики Мордовия от 05.04.2024 года N 1-8/3454), в общества с ограниченной ответственностью "--------", "---------" "--------" (письмо Министерства здравоохранения от 08.04.2024 года N 1-8/3507). В ответ на указанные запросы поступили коммерческие предложения о поставке товара, соответствующего описанию объекта закупки (Роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляции "Экзоскелет для реабилитации E------" по ТУ ---------). Кроме того, обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Реабилитационные технологии" в составе своего коммерческого предложения было приложено информационное письмо об уникальности своего роботизированного тренажера с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляции "Экзоскелет для реабилитации E---------" (регистрационное удостоверение N РЗН ----------).
На основании всего вышеизложенного, принимая во внимание пояснения представителей Заказчика, представленные им документы (письма получателей медицинского оборудования, экспертные заключения, решения Арбитражных судов и т.п.), правоприменительную практику, Комиссия Мордовского УФАС России считает, что в рассматриваемом случае заказчик при описании объекта закупки исходил из своих потребностей, в целях защиты жизни и здоровья пациентов, оказания эффективной медицинской помощи. В данном случае Комиссия не ставит под сомнение потребность Заказчика и медицинских учреждений в оборудовании с определенными техническими и функциональными характеристиками.
Учитывая изложенное, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что довод, изложенный в жалобе Заявителя, не нашел подтверждения.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "------------" на действия Министерства здравоохранения Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000324001039 на закупку медицинских изделий - роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 27 апреля 2024 г. N 013/06/42-210/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024