Резолютивная часть объявлена 03 мая 2024 г. Изготовлено в полном объеме 08 мая 2024 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
.. |
председатель Комиссии, |
|
_ |
член Комиссии, |
||
_ |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Индивидуальный предприниматель .. |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заявителя |
_ |
||
Заказчики |
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 7", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 52", Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 50 имени Юрия Алексеевича Гагарина" |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заказчика |
.. |
||
Уполномоченный орган |
Министерство имущества Курской области |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) уполномоченного органа |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия; ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя; поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя уполномоченного органа) |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0144200002424000066 |
||
Объект закупки |
Поставка оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования детских техпарков "Кванториум" (лот 1). |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
48 559 801 руб. 23 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
15.04.2024 г. |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
25.04.2024 г. |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
1 (одна), с идентификационным номером заявки А-175182 |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
1 (одна), с идентификационным номером заявки А-175182 |
||
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
"Образование" |
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/9307722694, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
по мнению заявителя, извещение об осуществлении закупки сформировано заказчиком с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
- заказчиком неверно определен код ОКПД2 по позиции "Цифровые лаборатории" (26.20.40.190), в то время как следовало выбрать код ОКПД2: 32.99.53.130;
- заказчиком в один лот объединены не связанные между собой товары (робототехника и цифровая лаборатория);
- требованиям технического задания соответствует товар только одного производителя.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представитель заказчика возражала против доводов жалобы, указала, что извещение об осуществлении закупки не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- уполномоченный орган в письменных пояснениях, представленных в материалы дела, возражал против доводов жалобы, также указал, что извещение об осуществлении закупки не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представители заявителя доводы жалобы поддержали в полном объеме.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. Частью 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ "О контрактной системе..." конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...".
Согласно п. 1 ч.2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе электронный документ с описанием объекта закупки в соответствии со ст. 33 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 ФЗ "О контрактной системе..." порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).
При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе...", указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 ФЗ "О контрактной системе..." соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.
Как следует из позиции ФАС России, изложенной в письме N ИА/19176/19 от 13.03.2019, код ОКПД 2 определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является - Поставка оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования детских техпарков "Кванториум" (лот 1), включающая в себя 24 наименования товара.
Как подтверждается материалами дела, заказчиком в том числе закупаются цифровые лаборатории (Цифровая лаборатория "ХИМИЯ" профильная для педагога, Цифровая лаборатория "ФИЗИКА" профильная для педагога, Цифровая лаборатория по физиологии, Цифровая лаборатория по экологии).
Согласно извещению о закупке Заказчиком по позициям цифровые лаборатории установлен код ОКПД 2 - 32.99.53.130 (Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные), код по КТРУ: 26.20.40.190-00000016, 26.20.40.190-00000017, 26.20.40.190-00000018, 26.20.40.190-00000023, 26.20.40.190-00000012 (Цифровая лаборатория для школьников).
Учитывая, что позиция каталога может соотноситься с несколькими кодами ОКПД2 и иными классификаторами, в каждой позиции каталога предусмотрена справочная информация, которая содержит относящиеся к ней коды ОКПД2, иных классификаторов.
В соответствии со справочной информацией к вышеуказанным позициям КТРУ относятся несколько кодов ОКПД2, в том числе 32.99.53.130
Представитель Заказчиков на заседании Комиссии пояснил, что "Заказчиками код ОКПД2: 26.20.40.190 не указан по позициям цифровые лаборатории, а указан код ОКПД2 32.99.53.130, который наиболее точно подходит их потребностям. Так, целевым назначением закупаемых лабораторий в образовательных процессах является проведение исследовательских проектов, практикумов, лабораторных и демонстрационных экспериментов, что полностью соответствует выбранному коду ОКПД2".
Учитывая изложенное, установленный Заказчиками код ОКПД2: 32.99.53.130 с учетом их потребностей, не противоречит требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, довод жалобы N1 не нашел подтверждения материалами дела.
2. Как следует из устных и письменных пояснений заявителя, объединение в один лот позиций по робототехнике и позиций по цифровой лаборатории неправомерно.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ "О контрактной системе..." конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ, услуг.
При этом, заказчик при формировании объекта закупки не должен совершать действий, влекущих ограничение конкуренции.
Приказом Министерства образования и науки Курской области N1-2245 от21.12.2023 г. "Об утверждении перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования детского технопарка "Кванториум", создаваемого в 2024 году в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", на основании письма ФГАУ "Центр просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации" от 12.12.2023 N 100/1212-16 "О соответствии инфраструктурных листов единой технологической среде НПО" утвержден перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования детских технопарков "Кванториум", создаваемых на базе МБОУ ""Средняя общеобразовательная школа N 50 им. Ю. А. Гагарина" г. Курска, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 52" г. Курска, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" г. Железногорска в 2024 году.
Письмом Минпросвещения России от 1 декабря 2022 г. N ТВ-2662/02 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, направлены методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций.
Согласно Приложению N6 к указанным методическим рекомендациям и цифровые лаборатории, и робототехника заявляются под единым кодом ОКПД2: 32.99.53.130 (Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные).
Представитель заказчиков на заседании Комиссии указал, что "Цифровые лаборатории и робототехника являются демонстрационным оборудованием, с помощью которого организуются и проводятся учебные занятия в школах по утвержденным образовательным программам.
И цифровые лаборатории, и робототехника представляют собой наборы компонентов (датчиков, коннекторов, проводов и иных деталей, и инструментов), позволяющих проводить теоретические и практические занятия в школах по утвержденным образовательным программам.
Оборудование связано учебно-образовательной программой и методическими рекомендациями, привязанными к программе, поэтому если из списка оборудования убрать любую позицию или поменять ее на не соответствующую по основным характеристикам, то исключается возможность проводить часть работ, связанных с этой позицией, а это, в свою очередь, приводит к невозможности полноценной реализации образовательной программы и федерального проекта. Также оборудование, не используется как самостоятельные приборы, закупаемое оборудование будет установлено в одном учреждении и будет использоваться в пределах одного здания".
Как подтверждается материалами дела, закупаемое оборудование необходимо для оснащения технопарка "Кванториум" на базе МБОУ ""Средняя общеобразовательная школа N 50 им. Ю. А. Гагарина" г. Курска, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 52" г. Курска, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" г. Железногорска в 2024 году, которое призвано функционировать в одном технологическом (учебном) процессе при реализации программ естественно-научной направленности.
Таким образом, оборудование, являющееся объектом закупки, закупается для наполнения и оснащения лаборатории современных естественно-научных исследований (оборудование необходимо для функционирования одной лаборатории и является взаимосвязанным). Оборудование не используется по прямому назначению в отдельности, а предназначено в образовательных целях, и указывается под одним ОКПД2 32.99.53.130 (Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные).
При таких обстоятельствах, действия заказчика по объединению в один лот позиций по робототехнике и позиций по цифровой лаборатории не противоречат требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
В связи с чем, довод жалобы N2 не нашел подтверждения материалами дела.
3. Статьей 33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки.
Из положений законодательства РФ о контрактной системе следует, что определение характеристик товара и их показателей относится к компетенции заказчика в соответствии с целями обеспечения нужд заказчика.
Как подтверждается материалами дела, в описании объекта закупки извещения об осуществлении закупки заказчиком установлены как обязательные характеристики, предусмотренные КТРУ, так и дополнительные, с обоснованием причины их установления, а также установлены максимальные и/или минимальные значения показателей требуемого к поставке товара (например, 800, 0 и т.п.), значения показателей, которые не могут изменяться (например, наличие, соответствие и т.п.), отсутствуют указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, как то предусмотрено требованиями законодательства РФ о контрактной системе.
Представитель заказчиков не согласившись с доводом жалобы, указал, что, по его мнению, заявленным характеристикам в описании объекта закупки, соответствуют товары как минимум 2 производителей по каждой позиции. В подтверждение своей позиции, заказчиками в материалы дела был представлен анализ эквивалентных товаров в виде таблицы.
Кроме того, на запрос коммерческих предложений, заказчикам поступили по три коммерческих предложения от различных поставщиков, что свидетельствует о наличии товара с свободном обороте на рынке аналогичных товаров.
В соответствии с п. 1 Обзора судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, характеристики и показатели закупаемого товара установлены заказчиком с учетом конструктивных и технологических особенностей, необходимых и имеющих принципиальную значимость для заказчика с учетом специфики его деятельности.
Заявитель не доказал тот факт, что требования к товару (его характеристики и показатели), включенные в извещение об осуществлении закупки являются излишними и создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Оценив в совокупности, всесторонне и взаимосвязи обстоятельства дела, документы и сведения, предоставленные сторонами в материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя N3 не нашел своего подтверждения материалами дела.
Учитывая изложенное, сформированное заказчиком извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
По результатам внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России на данном этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в действиях (бездействиях) субъектов контроля иных нарушений ФЗ "О контрактной системе_" не выявлено.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя ..необоснованной.
2. Дело N046/06/42-290/2024 производством прекратить
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии: _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 8 мая 2024 г. N 046/06/42-290/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024