Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, А.А. Михарская, рассмотрев дело N061/06/42-1445/2024 по жалобе Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358300191124000033 "Оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий" (далее - аукцион, закупка), выразившиеся в нарушении норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) при участии представителей: Заказчика - Дрюковой М.А. (доверенность от 03.05.2024 б/н), Яковлевой Е.В. (доверенность от 03.05.2024 г. б/н); Заявителя - Васильева Р.В. (доверенность от 12.01.2024 б/н),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при:
- описании объекта закупки;
- установлении требований к участникам закупки. Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона; представил пояснения по доводам жалобы.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 18.04.2024 г. размещено извещение о проведении закупки, согласно которого:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 26.04.2024 13:00 (МСК);
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 169 734,65 рублей. 1.1 Заявитель полагает, что описание объекта закупки сформировано Заказчиком в нарушение Закона, так как энтомологическое обследование зданий не относится к предмету закупки. В обоснование своей позиции Заявитель указал, что услуги, перечисленные в пунктах 1655, 1656 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21) оказываются исключительно учреждениями Роспотребнадзора.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Из совокупного толкования п. 1,2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара (работ, услуг), обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
В силу п. 88 СанПиН 3.3686-21 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят: профилактические (организационные, инженерно-технические, санитарно-гигиенические) мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами и членистоногими; обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими; истребительные мероприятия против грызунов и членистоногих; профилактическую и очаговую (текущую и заключительную) дезинфекции по эпидемиологическим показаниям; контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.
Согласно п. 99 СанПиН 3.3686-21 д е зинсекционные мероприятия включают организацию и проведение: определения видовой принадлежности членистоногих; учета численности, определения заселенности членистоногими объектов и территории; истребительных мероприятий с использованием механических, химических и биологических методов; контроля эффективности истребительных мероприятий своими силами или силами исполнителей дезинсекционных работ или сторонних организаций. При отсутствии эффективности проверяют качество препарата, а дезинсекционные обработки повторяют, используя инсектициды из других групп химических веществ.
В силу п. 2.1. Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001 (далее - СП 1.1.1058- 01) производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно п. 4.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов:
г) общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность. При осуществлении фармацевтической и медицинской деятельности с целью профилактики инфекционных заболеваний, в том числе внутрибольничных, следует предусматривать контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий.
д) при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий. Учитывая изложенное, производственный контроль предусматривает контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемических требований, дезинфекционных и стерилизационных мероприятий, а также контроль при оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий. В обоснование своих доводов Заявитель ссылается по положения СанПиН 3.3686-21 об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в целях предупреждения возникновения и распространения клещевого вирусного энцефалита:
- п. 1655.
В целях предупреждения возникновения и распространения клещевого вирусного энцефалита органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, проводятся следующие санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия: оценка эпидемиологической ситуации и прогнозирование тенденций ее развития; выявление и инвентаризацию природных и антропургических очагов КВЭ и прогнозирование их активности. ретроспективный и оперативный анализ динамики заболеваемости КВЭ по условиям заражения, тяжести клинического течения, осложнений, летальности. оценка своевременности выявления больных КВЭ и проведения лабораторно- диагностических исследований. наблюдение, оценка и прогнозирование заболеваемости населения, инвалидности и летальности. плановое эпидемиологическое обследование населения на эндемичных по КВЭ административных территориях методами опроса и серологического обследования. анализ иммунной структуры населения. наблюдение за организацией профилактических прививок населению, проживающему на эндемичных по КВЭ административных территориях и профессиональным группам риска. организация профилактических и противоэпидемических мероприятий, оценка их эффективности, в том числе контроль за качеством акарицидных обработок. наблюдение за размещением жилых, производственных и общественных зданий, выделении участков под садоводческие хозяйства на территории природных очагов КВЭ. оценка обеспечения профессиональных групп риска заражения КВЭ средствами индивидуальной защиты. учет организаций, работники которых осуществляют деятельность, связанную с угрозой заражения КВЭ. обоснование объемов и сроков проведения мероприятий по подавлению активности очагов. зоолого-энтомологическое обследование на эндемичных территориях; выявление и учет групп населения, имеющих риск инфицирования вирусом КЭ.
- п. 1656.
Учреждения Роспотребнадзора при осуществлении зоолого-энтомологического обследования на эндемичных территориях проводят: определение зоолого-энтомологической обстановки на эндемичных территориях природных очагов по сезонам года, изучение видового состава клещей, сезонного хода численности клещей и мелких млекопитающих (их прокормителей), мест их расселения и характер контакта с человеком. ландшафтно-географическое районирование эндемичной территории с учетом геоботанических особенностей обследованных местностей с целью выявления и локализации наиболее активных природных очагов КВЭ. прогнозирование численности клещей и их прокормителей (мелких млекопитающих). ежегодный сбор клещей и их исследование на зараженность вирусом КЭ. Объектом закупки является оказание услуг по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. Следовательно, указание Заказчиком в описании объекта закупки о необходимости проведения, в том числе, энтомологического обследования зданий, строений, сооружений, помещений на наличие бытовых членистоногих и других насекомых, не противоречит объекту закупки. Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что необходимость в оказании услуг, указанных в пунктах 1655, 1656 СанПиН 3.3686-21, в рамках оспариваемой закупки, Заявителем не доказана. Довод жалобы - необоснованный. 1.2 Согласно доводу жалобы, требование Заказчика о наличии у участника закупки лицензии "на осуществление деятельности по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, аккредитация на проведение указанных услуг" противоречит нормам действующего законодательства.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Положениями ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) определены виды деятельности, подлежащие лицензированию. "Осуществление деятельности по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, аккредитация на проведение указанных услуг" в перечне, предусмотренном ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании отсутствует. В ходе заседания Комиссии представители Заказчика не смогли пояснить, с каким из лицензируемых видов деятельности Заказчик соотносит услуги, указанные в описании объекта закупки. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что для осуществления услуг, являющихся объектом закупки, специальная правоспособность не требуется. В случае если услуги, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав услуг, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии неправомерно в связи с тем, что повлечет ограничение количества участников закупки. Так, при исполнении контракта исполнитель может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. Аналогичная правовая позиция отражена в письме ФАС России от 28.09.2017 г. N РП/66917/17.
Учитывая изложенное, Заказчиком нарушены положения ч. 6 ст. 31 Закона. Довод жалобы - обоснованный.
2. В рамках проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 5 ст. 42 Закона любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. 19.04.2024 г., 24.04.2024 г. в ЕИС Заказчиком размещены разъяснения положений Извещения об осуществлении закупки без указания предмета запроса, в нарушение ч. 5 ст. 42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лаборатория ВДЦ" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст. 42 Закона. 3.
Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об отмене сформированных протоколов и внесении изменений в извещение.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова А.А. Михарская Исп.Михарская А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-139
2024-8302
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 мая 2024 г. N 061/06/42-1445/2024 (ключевые темы: производственный контроль - санитарные правила - участники закупок - характеристика - товарный знак)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024