Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе: председателя Комиссии: председателя Комиссии: С.И.М.
- врио заместителя руководителя управления, членов комиссии: Д.А.В.
- главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торгов, Г.И.З.
- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов, 2 рассмотрев обращение ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушением зрения" (далее - Заказчик), поступившее 03.05.2024 (вх.N 3739-ЭП/24 от 06.05.2024) и содержащее сведения об ООО ЧОП "СПАРТА+", с которым заключен контракт по закупочной процедуре "Оказание охранных услуг" (извещение N 0865200000323002071), в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков (исполнителей) (далее - Реестр), без участия представителей Заказчика и Общества, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
03.05.2024 Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Исполнителе для включения в Реестр. Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта
установила
следующее: 10.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение об электронном аукционе ""Оказание охранных услуг" (извещение N 0865200000323002071) с начальной (максимальной) ценой 2 069 492,88 руб. 12.12.2023 Заказчик и Общество заключили государственный контракт N Ф. 2023.2071 (далее - Контракт) с ценой Контракта 2 069 492,88 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги:
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта Сроки оказания услуг: с 10:00 "15" января 2024 по 10:00 "30" сентября 2024. Начало оказания услуг: 10:00 часов местного времени 15.01.2024.
Окончание оказания услуг: 10:00 часов местного времени 30.09.2024.
Пунктом 1.3. Контракта установлено, что с момента начала оказания услуг Стороны подписывают Акт принятия объектов под охрану по форме, согласованной 3 Сторонами (приложение N 3 к настоящему контракту), а с момента окончания срока оказания данных услуг - Акт о снятии охраны по форме, согласованной Сторонами (приложение N 4 к настоящему контракту). По пункту 1.4. Контракта Место оказания услуг: Российская Федерация, 634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81В (далее - объект).
Согласно пункту 3.1. Контракта Услуги по настоящему контракту оказываются поэтапно. Этапом оказания услуг является календарный месяц. Исполнитель ежемесячно по окончании оказания услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет Заказчику документ о приемке. В день готовности оказываемых услуг к сдаче Исполнитель формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке. Приемка оказанных охранных услуг в соответствии с контрактом осуществляется Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней, включая проведение экспертизы (в течение 5 (пяти) рабочих дней) с момента предоставления Исполнителем документа о приемке.
Согласно пункту 4.1. Контракта Цена контракта составляет 794404,80 (Семьсот девяносто четыре тысячи четыреста четыре) рубля 00 копеек без НДС (в соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 10.4 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения контракта в соответствии положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. 18.04.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в 4 соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 18.04.2024 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе.
Согласно сведениям из ЕИС указанное решение было получено Обществом 18.04.2024 В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 03.05.2024 - дата вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 03.05.2024 Заказчиком в Томское УФАС России направлена информация (вх.N 3739-ЭП/24 от 06.05.2024) для рассмотрения вопроса о включении сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта. Заказчиком не нарушены сроки направления информации об Поставщике в Томское УФАС России, установленные частью 16 статьи 95 Закона 44-ФЗ.
В ходе заседания Комиссия Томского УФАС России изучила документы, предоставленные Заказчиком, сведения из ЕИС и
установила
следующее. 12 декабря 2023 г. между Областным государственным казенным общеобразовательным учреждением "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения" и ООО ЧОП "Спарта+" был заключен государственный контракт N Ф.2023.2071к на оказание охранных услуг. 5 В ходе исполнения контракта Заказчиком неоднократно выявлялись нарушения условий его выполнения, о чем в адрес Исполнителя были составлены и направлены претензии: Претензия N67 от 22.02.2024 г из содержания, которой следует, что 22.02.2024 г. Заказчиком была проведена проверка антитеррористической защищенности, безопасности и состояния охраны, и выявлены следующие нарушения:
- отсутствие у сотрудника охраны удостоверения частного охранника, - отсутствие у сотрудника охраны личной карточки охранника, - внешний вид сотрудника охраны не соответствует части 7 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1, у сотрудника охраны нет специальной форменной одежды, позволяющей определить их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
Также установлено, что Исполнителю начислен штраф в размере 3000 рублей (по 1000 рублей за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, п. 6.8 Контракта). В данной претензии Заказчик требует Исполнителя:
- оплатить штраф в размере 3000 (Три тысячи) рублей в срок до 11.03.2024 г, - в течение 3 (Трех) рабочих дней предоставить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов: удостоверение частного охранника, выданное территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в случае оказания услуг организацией, осуществляющей частную охранную деятельность), личная карточка охранника, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (в случае оказания услуг организацией, осуществляющей частную охранную деятельность), а также обеспечить Работников специальной форменной одеждой, определяющей их принадлежность к конкретной охранной организации. В претензии N72 от 26.02.2024 г Исполнителю сообщается, что 26.02.2024 г. Заказчиком была проведена проверка антитеррористической защищенности, безопасности и состояния охраны, и выявлены следующие нарушения:
- отсутствие у сотрудника охраны удостоверения частного охранника, - отсутствие у сотрудника охраны личной карточки охранника, - внешний вид сотрудника охраны не соответствует части 7 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1, у сотрудника охраны нет специальной форменной одежды, позволяющей определить их принадлежность к конкретной частной охранной организации.
Также установлено, что Исполнителю начислен штраф в размере 3000 рублей (по 1000 рублей за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, п. 6.8 Контракта). В претензии Заказчик требует Исполнителя: 6 - оплатить штраф в размере 3000 (Три тысячи) рублей в срок до 11.03.2024 г, - в течение 3 (Трех) рабочих дней предоставить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов: удостоверение частного охранника, выданное территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в случае оказания услуг организацией, осуществляющей частную охранную деятельность), личная карточка охранника, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (в случае оказания услуг организацией, осуществляющей частную охранную деятельность), а также обеспечить Работников специальной форменной одеждой, определяющей их принадлежность к конкретной охранной организации. Из содержания Претензии N83 от 05.03.2024 г следует, что 05.03.2024 г. Заказчиком была проведена проверка антитеррористической защищенности, безопасности и состояния охраны, и выявлены следующие нарушения:
- отсутствие у сотрудника охраны удостоверения частного охранника, - отсутствие у сотрудника охраны личной карточки охранника, - внешний вид сотрудника охраны не соответствует части 7 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1, у сотрудника охраны нет специальной форменной одежды, позволяющей определить их принадлежность к конкретной частной охранной организации. Установлено, что Исполнителю начислен штраф в размере 3000 рублей (по 1000 рублей за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, п. 6.8 Контракта). В претензии Заказчик требует Исполнителя:
- оплатить штраф в размере 3000 (Три тысячи) рублей в срок до 20.03.2024 г, - в течение 3 (Трех) рабочих дней предоставить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов: удостоверение частного охранника, выданное территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в случае оказания услуг организацией, осуществляющей частную охранную деятельность), личная карточка охранника, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (в случае оказания услуг организацией, осуществляющей частную охранную деятельность), а также обеспечить Работников специальной форменной одеждой, определяющей их принадлежность к конкретной охранной организации. Комиссией Томского УФАС России установлено, что Исполнителем меры по устранению нарушений приняты не были.
Таким образом Комиссия Томского УФАС приходит к выводу о том, что поставщик не совершал, не предпринимал никаких мер для надлежащего 7 исполнения условий контракта, на контакт с Заказчиком ООО ЧОП "Спарта+" так и не выходит. На дату принятия решения Исполнитель уже включен в реестр недобросовестных поставщиков. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305- КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил. Применительно к Закону о контрактной системе лицо, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта.
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), являющихся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими 8 недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. В связи с вышеизложенным Комиссия сообщает следующее:
1. Нарушения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением N1078, в действиях Заказчика в ходе заседания Комиссии не установлены. Требования к порядку и принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его Поставщику и размещению в единой информационной системе Заказчиком соблюдены;
2. Факты существенного нарушения Поставщиком условий контракта находят свое подтверждение. Указанные факты отражены Заказчиком в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3. Поставщиком не предоставлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие неисполнения обязательств по контракту лежит именно на подрядчике, поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии недобросовестного поведения Поставщика при исполнении Контракта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок обязательств. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения 9 контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений. Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Управление отмечает, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, Общество становится участником данной закупки и несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям законодательства, в том числе, приведших к невозможности исполнения обязательств по контракту. Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию по существу государственных, публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из данного конкретного контракта. Как следует из пункта 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года), необоснованный отказ антимонопольного органа во включении указанных участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции. Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных в Постановлении от 24 июня 2009 года N 11-П, следует, что в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных 10 обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Комиссией Томского УФАС России установлено, что Общество не предприняло все необходимые и разумные меры с целью исполнения Контракта, и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков. Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о необходимости включения сведений об ООО ЧОП "Спарта+" (ИНН 7536176707) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения об ООО ЧОП "Спарта+" (672016, забайкальский край, г.о. город. Чита, ул. Ремизова ИНН 7536176707) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об Обществе в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 11 Дата I раздел Дата II раздел III раздел Общая итоговая событ регистрации просрочка в днях ия контрольны (I + II + III м органом разделы) Регламен Фактическ Ит обращения Регламе Фактиче Итого Регламент Фактическ Итого тированн ая дата ог заказчика нтирова ская проср ированный ая дата просро ая дата направлен о нная дата очка в срок изготовлен чка в направле ия пр дата приняти днях изготовлен ия днях ния заказчико ос приняти я по II ия решения и по III заказчик м ро я решения раздел решения и размещени раздел ом сведений чк решения у размещени я сведений у сведений а в я сведений в ЕИС в дн в ЕИС контроль ях ный по орган I ра зд ел у 03.05. 03.05.202 03.05.2024 06.05.2024 07.05.20 07.05.20 03.05.2024 08.05.2024 2024 4 24 24 Председатель Комиссии И.М.С.
Члены Комиссии: А.В.Д. И.З.Г.
2024-3396
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 7 мая 2024 г. N 070/10/104-426/2024 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - частная охранная деятельность - исполнитель - личная карточка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024