Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе: председателя Комиссии: С.И.М.
- врио заместителя руководителя, членов комиссии: Д.А.В.
- главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торгов, Г.И.З.
- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов, рассмотрев обращение, поступившее 27.04.2024 (вх.N3629-ЭП/24 от 02.05.2024) от Департамента финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области (далее - Заказчик), содержащего сведения об ФГАОУ ВО "ТУСУР" 2 - победителе открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) государственных гражданских служащих по теме "Техническая защита информации. Организация защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну" (извещение N 0165200000124000067), в связи с уклонением участника от заключения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участии посредством ВКС представителя ФГАОУ ВО "ТУСУР" - С.А.С. (доверенность от 02.05.2024), без участия представителя Заказчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
02.05.2024 Заказчик направил в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения о ФГАОУ ВО "ТУСУР" для включения в Реестр. Комиссия Томского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, проведенного в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в ходе внеплановой проверки
установила
следующее. 29.03.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) государственных гражданских служащих по теме "Техническая защита информации. Организация защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну" (извещение N 0165200000124000067) с начальной (максимальной) ценой контракта - 476 500,00 руб.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика от 16.04.2024 NИЭА1 для закупки N 0165200000124000067 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки с идентификационным N 116347998 (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 3 СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ") В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
На основании пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона. 18.04.2024 Заказчиком был сформирован и размещен в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки: 4 а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона. 18.04.2024 г. в 12 часов 49 минут (по московскому времени) ФГАОУ ВО "ТУСУР" опубликован протокол разногласий по проекту Контракта.
Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Регламентированный срок подписания проекта контракта 19.04.2024.
Вместе с тем, согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки 5 в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении. 27.04.2024 15:34 (МСК+4) Заказчиком в ЕИС размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.04.2024 NППУ20 1" для закупки N0165200000124000067.
Сроки направления информации об участнике закупки в Томское УФАС России, установленные частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчиком не нарушены. В ходе заседания Комиссия изучила документы и пояснения, предоставленные Заказчиком, Победителем закупки, сведения ЕИС и
установила
следующее. 29.03.2024 г. государственным заказчиком - Департаментом финансово- ресурсного обеспечения администрации Томской области на электронной площадке "РТС-тендер" http://www.rts-tender.ru/ опубликовано извещение N 0165200000124000067 на "Оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации) государственных гражданских служащих по теме "Техническая защита информации. Организация защиты информации 6 ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну". Протоколом подведения итогов от 16.04.2024 г. победителем открытого конкурса в электронной форме признан ФГАОУ ВО "ТУСУР". 18.04.2024 г. в 08 часов 20 минут (по московскому времени) Заказчиком размещен на электронной площадке без своей подписи проект контракта для подписания его со стороны ФГАОУ ВО "ТУСУР" 18.04.2024 г. в 12 часов 49 минут (по московскому времени) ФГАОУ ВО "ТУСУР" был опубликован протокол разногласий по проекту Контрата. 18.04.2024 г. в 13 часов 30 минут (по московскому времени) Заказчиком был повторно направлен проект Контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий участника закупки, с которым заключается Контракт. 19.04.2024 г. регламентированный срок для подписания ФГАОУ ВО "ТУСУР" усиленной электронной подписью проекта Контракта и внесения обеспечения исполнения контракта. Представитель ФГАОУ ВО "ТУСУР" на заседании Комиссии Томского УФАС России пояснил, что заключить Контракт в сроки, установленные законодательством, не представлялось возможным по независящим от ТУСУР причинам. В связи с изменением типа существующего федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники" и создания федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники" на основании приказа Минобрнауки от 01.04.2024 г. N 243, зарегистрированного в установленном законом порядке в Управлении Федеральной налоговой служба России по Томской области (подтверждается Листом записи Единого государственного реестра юридических лиц от "15" апреля 2024 г. за государственным регистрационным номером (ГРН) 2247000071965).
С момента внесения изменения статуса организации в ЕГРЮЛ, у ТУСУР не было технических возможностей для внесения обеспечения исполнения Контракта в размере 142 500 рублей на счет Заказчика, вызванных тем, что были заблокированы доступы в личные кабинеты в электронных системах организации (ЕИС, Электронный бюджет). ФГАОУ ВО "ТУСУР" неоднократно обращался с запросами в Службу технической поддержки Федерального казначейства для решения проблемы связанной с отсутствием доступа во все старые личные кабинеты организации. 7 ФГАОУ ВО "ТУСУР" проходил процедуру переоформления лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства и открытия нового лицевого счета в установленном законом порядке во исполнение пункта 5.8 Приказа Минобрнауки России от 01 апреля 2024 г. N 243.
Письмо Финансового департамента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в адрес Управления Федерального казначейства по Томской области о закрытии лицевых счетов ФГАОУ ВО "ТУСУР" за номером МН-17/598/ 24.04.2024 г. Победителем закупки в рабочем порядке на эл. почту ответственного должностного лица: kopylova@tomsk.gov.ru, было направлено уведомление об изменении банковских реквизитов ФГАОУ ВО "ТУСУР".
Посредством деловой переписки был согласован проект Дополнительного соглашения об изменении банковских реквизитов ФГАОУ ВО "ТУСУР" для возможности его подписания через электронную площадку "РТС-тендер" в день подписания Контракта со стороны Заказчика. 24.04.2024 г. информация о внесении обеспечения была направлена Заказчику, проект Контракта со стороны ФГАОУ ВО "ТУСУР" на площадке "РТС-тендер" был подписан. Проанализировав представленную информацию и документы, Комиссия не усматривает в действиях ФГАОУ ВО "ТУСУР" признаков недобросовестного поведения. Комиссия Томского УФАС отмечает, что термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя запроса котировок в электронной форме. На заседании Комиссией Томского УФАС России было установлено, что ТУСУР имеет исполненные контракты в рамках Закона о контрактной системе, участвует в закупках, всегда добросовестно исполняет обязательства, предусмотренные контрактами, недобросовестных действий никогда не допускало. Принимая во внимание пояснения ТУСУР, Комиссия Томского УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения, намеренного уклонения от заключения контракта в действиях индивидуального предпринимателя отсутствуют. Из имеющихся в материалах обращения документов и пояснений представителя, не усматривается наличие умысла у Исполнителя, направленного на не заключение контракта. 8 При этом, предоставление обеспечения исполнения контракта, заключение контракта и взаимодействие с Заказчиком, служит подтверждением намерений исполнения ФГАОУ ВО "ТУСУР" обязательства по контракту. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица, в связи с чем Комиссия Томского УФАС России не находит достаточных оснований для включения ФГАОУ ВО "ТУСУР" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта. Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений. Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения, либо не заключения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков. Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа 9 включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем электронного запроса котировок и нарушающих права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу об отсутствии необходимости во включении сведений ТУСУР (ИНН 7021000043) в реестр недобросовестных поставщиков. Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об ФГАОУ ВО "ТУСУР" (634050, ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г.
ТОМСК, ПР-КТ ЛЕНИНА, Д. 40, ИНН 7021000043) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Председатель комиссии И.М.С. Члены комиссии А.В.Д. И.З.Г.
2024-3336
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 6 мая 2024 г. N 070/10/104-409/2023 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - электронная торговая площадка - обеспечение исполнения контракта - протокол разногласий)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024