Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "АМК" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ЛИНТЕХПРО" (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10776-ЭП/24 от 23.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку товаров для обеспечения деятельности учреждения (многофункциональные устройства) (извещение N 0372100015524000007),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.01.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку товаров для обеспечения деятельности учреждения (многофункциональные устройства) (извещение N 0372100015524000007) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 612 810,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЛИНТЕХПРО".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЛИНТЕХПРО" заключен государственный контракт N 0007 от 19.02.2024 на сумму 226 739,70 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 111.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЛИНТЕХПРО".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку товаров для обеспечения деятельности учреждения (многофункциональные устройства) (далее - Товар).
Товар должен быть поставлен в течение 20 рабочих дней с момента подписания Контракта, т.е. не позднее 20.03.2024 (п. 4.1 Контракта).
12.03.2024 Поставщик поставил на адрес Заказчика Товар без документов о приемке. При этом, согласно требованиям п. 5.1 Контракта, Поставщик вместе с поставкой Товара формирует документ о приёмке с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает его в ЕИС.
Электронные документы о приемке Поставщик разместил в ЕИС только 26.03.2023 после письма Заказчика (исх.N500 от 21.03.2024).
В данном письме Заказчик сообщил о том, что поставленный Товар не соответствует требованиям по Контракту, а именно при проверке Товара было установлено, что в поставленном МФУ Катюша M130 отсутствует возможность двухстороннего сканирования.
Заказчиком в извещении о закупке и приложениях к нему установлены характеристики товара согласно КТРУ 26.20.18.000-00000069 - Многофункциональное устройство (МФУ).
Одной из установленных заказчиком характеристик является "Возможность двухстороннего сканирования: да".
На официальном сайте производителя размещено руководство пользователя МФУ Катюша М130. Так, в разделе 2.1. Технические характеристики МФУ (стр. 14) в описании функций сканирования отсутствует какая-либо информация о наличии/отсутствии возможности двухстороннего сканирования.
Поставщик предлагает считать двухсторонним сканированием сканирование одной стороны документа с переворачиванием листа вручную и сканированием второй стороны документа.
В ответ на претензию Заказчика, 25.03.2024 Поставщик направил письмо (вх. N704 от 27.04.2024), в котором считает претензию необоснованной и требует завершить приемку Товара.
Также, данным письмом Поставщик прилагает письмо производителя ООО "КАТЮША ПРИНТ", адресованного широкому кругу заинтересованных лиц, в котором производитель сообщает следующее: "Устройства Катюша М130 позволяют производить сканирование с сохранением многостраничного документа .pdf (mpdf). В этом режиме возможно последовательно сканировать страницы, в том числе и обе стороны одного оригинала. Таким образом реализуется поддержка двустороннего сканирования в ручном режиме".
28.03.2024 в ответ на письмо Поставщика, Заказчик повторно в письме (исх.N 565) настаивает на вывозе привезенного и не принятого оборудования и надлежащем исполнении обязательств по Контракту. Также, Поставщику было дополнительно сообщено, что на вопрос Заказчика в техническую поддержку производителя "Предусмотрена ли в МФУ Катюша М130 возможность двустороннего сканирования" получен ответ: "Функции двустороннего сканирования нет, только одностороннее".
При этом, на размещенные 26.03.2024 в ЕИС документы о приемке, Заказчиком подготовлен мотивированный отказ с приложением соответствующего решения о внутренней экспертизе с указанием причин отказа от приемки Товара.
02.04.2024 Заказчиком выставлена претензия с начислением штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом. Выставленный штраф оплачен Поставщиком в полном объеме.
Одновременно с оплатой начисленного штрафа, Поставщик направил письмо (вх. N796 от 04.04.2024), в котором ссылается на многократное представление официального письма производителя о возможности двустороннего сканирования в модели Катюша М130.
По состоянию на 11.04.2024 замена Товара Поставщиком не осуществлена, Товар, не соответствующий требования Контракта не вывезен с территории Заказчика и в связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 11.9 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 450 ГК РФ, принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 11.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
12.03.2024 ООО "Линтехпро" поставило в адрес Заказчика МФУ Катюша М130 в количестве 9 штук. Документы были предоставлены в печатном вице согласно п. 6.3. контракта. Документы и устройства Катюша М130 были предоставлены в полном объеме, а так же подписаны ответственным сотрудником Заказчика.
Однако, Заказчик сообщил о том, что поставленный Товар не соответствует требованиям по Контракту, а именно при проверке Товара было установлено, что в поставленном МФУ Катюша M130 отсутствует возможность двухстороннего сканирования.
ООО "ЛИНТЕХПРО" в письмах от 25.03.2024 N 18, 29.03.2024 N 20, 04.04.2024 N 22, направленных в адрес Заказчика, неоднократно указывало на то. что возможность двустороннего сканирования заявляется производителем Товара. Именно такое пояснение было получено от ООО "КАТЮША ПРИНТ" (письмо от 26.02.2024 N 588), в связи с чем, Участник, учитывая позицию производителя, осуществило поставку партии Товара для печати в адрес Заказчика.
Согласно письма Заказчика от N 590 от 02.04.2024 начислена неустойка в размере 1000,00 рублей, выставленный штраф за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, оплачен Поставщиком в полном объеме.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЛИНТЕХПРО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Спецификацией Товара (Приложение N 2 к Контракту) не установлено автоматического способа двустороннего сканирования.
При этом, в письме производителя ООО "КАТЮША ПРИНТ" от 26.02.2024 N 588 указано, что устройства МФУ Катюша M130 позволяют производить сканирование с сохранением в формате многостраничного документа .pdf (mpdf), в котором можно последовательно сканировать страницы, в том числе и обе стороны одного оригинала.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ЛИНТЕХПРО" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ЛИНТЕХПРО" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЛИНТЕХПРО" (ИНН: 7801702332), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 апреля 2024 г. N РНП-78-651/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024