Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБПОУ "Пожарно-спасательный колледж "Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Рудсервис" (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10778-ЭП/24 от 23.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) в учреждении в 2024 году (извещение N 0372200198323000125),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) в учреждении в 2024 году (извещение N 0372200198323000125) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 793 775,28 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.11.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Рудсервис".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Рудсервис" заключен государственный контракт N 0372200198323000125 от 11.12.2023 на сумму 87 408,79 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.12 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Рудсервис".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в Санкт-Петербургском Пожарно-спасательном колледже в 2024 году. (далее - Услуги).
29.02.2024 Исполнитель, с использованием ЕИС разместил документ о приемке, приложив к нему счет на оплату N 29 от 29.02.2023 на сумму 7 284,06 рублей и Акт N 27 от 29.02.2023 за отчетный период - февраль 2024.
В результате проведенной в соответствии с условиями Контракта экспертизы результата оказанных услуг, Заказчиком выявлены факты ненадлежащего исполнения Контракта Исполнителем, в связи с чем 18.03.2024 в адрес Исполнителя был направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке, в котором Заказчик установил перечень выявленных недостатков, а также срок их устранения - 10 (десять) рабочих дней с момента получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке.
В установленный Заказчиком срок выявленные недостатки Исполнителем не были устранены, результат оказанных услуг не представлен Заказчику.
01.04.2024 Исполнитель, с использованием разместил документ о приемке, приложив к нему счет на оплату N 48 от 31.03.2024 на сумму 7 284,06 рублей и Акт N 47 от 31.03.2024 за отчетный период - март 2024.
В результате проведенной в соответствии с условиями Контракта экспертизы результата оказанных услуг, Заказчиком повторно выявлены факты ненадлежащего исполнения Контракта Исполнителем, в связи с чем 04.04.2024 в адрес Исполнителя был направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке, в котором Заказчик установил перечень выявленных недостатков, а также срок их устранения - 5 (пять) рабочих дней с момента получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке.
Однако, в установленный Заказчиком срок выявленные недостатки Исполнителем снова не были устранены, результат оказанных Услуг не представлен Заказчику.
Согласно п. 3.1 Контракта, Исполнитель обязан оказать Услуги в порядке, объеме, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, и приложениями к нему, являющимися его неотъемлемой частью, а также обеспечить за свой счет устранение недостатков, выявленных при приемке Заказчиком услуг/результатов исполнения отдельных этапов исполнения Контракта.
Согласно пункту 3.4. Контракта, Заказчик вправе:
- требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств по Контракту и надлежащим образом оформленных документов, указанных в настоящем Контракте и подтверждающих исполнение обязательств по настоящему Контракту;
- отказаться от приемки и оплаты услуг, не соответствующих условиям Контракта;
- требовать от Исполнителя своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки оказанных услуг, так и в течение гарантийного периода;
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в соответствии с положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с главой 11 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении Контракта не освобождает стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Стороны вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем порядке в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 11.12 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
- неоднократного нарушения Исполнителем обязательств по Контракту;
- существенного нарушения требований к качеству оказываемых услуг (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем порядке в случаях, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в случае, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ).
В связи с существенным нарушением договора Исполнителем, а именно - неоднократным нарушением Исполнителем обязательств по Контракту, а также неустранением недостатков результата работы в установленный Заказчиком срок, руководствуясь п. 3 ст. 723 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 11.12 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 12.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Согласно п. 2.5 Контракта 2.5. объект передается Заказчиком в работу Исполнителю в течение 3 (трех) дней с даты заключения Контракта, по акту передачи Объекта в работу, составленному в произвольной форме.
Заказчик в срок не позднее 1 календарного дня до даты передачи объекта извещает Исполнителя о дате, времени и месте передачи объекта.
Заказчик уведомил письменно через электронную почту о готовности передачи объекта в работу только 11.01.2024.
По словам Участника, на вопрос почему уведомление о дате, времени и месте передачи объекта, ответили, что что системы находятся в частично исправном состоянии после организации, которая осуществляла монтаж систем КСОБ.
В соответствии с полученным письменным уведомлением 11.01.2024 представители ООО "РУДСЕРВИС" прибыли для приемки объектов в работу.
Так же 15.01.2024 было проведено первичное обследование объектов и составление актов в соответствии с Приложение N 3 к Описанию объекта закупки по Контракту Исполнитель не позднее 25 (Двадцати пяти) рабочих дней с момента заключения Контракта обязан провести первичное обследование КСОБ на объектах для определения технического состояния оконечного оборудования и систем в целом.
По результатам первичного обследования было установлено что системы КСОБ, подлежащие техническому обслуживанию в соответствии с заключенным Контрактом находятся частично в рабочем состоянии и требуют большого объема работ по комплексной проверке всех линий, шлейфов, систем КСОБ, доработке и настройке программного обеспечения, перенос извещателей и оповещателей с установкой их по нормам пожарной безопасности и приведению их в рабочее состояние. Данный объем работ соответствует полной пусконаладке систем на объектах. Ознакомившись с результатами первичного обследования состояния систем, ответственный представитель Заказчика пояснил, что организаци, осуществлявшая монтаж и пусконаладку в рамках гарантийного срока на выполнение работ должна приступить к исправлению всех недоработок допущенных при монтаже и пусконаладке.
18.03.2024 Заказчик направил мотивированный отказ в подписании документов и приемке выполненных работ N 229 от 15.03.2024.
25.03.2024 ООО "РУДСЕРВИС" был направлен ответ, в котором сообщалось, что для устранения всех неисправностей и приведения систем в рабочее состояние в автоматическом режиме потребуется провести масштабную работу.
Потребуется провести программирование приборов, проверить правильность подключения шлейфов, а также проверить звуковое оповещение на соответствие нормам по звуковому давлению.
Фактический объем работ не совпадаете объемами, отраженными в Контракте, а также в извещении.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Рудсервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно Актам проведения первичного обследования от 15.01.2024 системы КСОБ, подлежащие техническому обслуживанию в соответствии с заключенным Контрактом находятся частично в рабочем состоянии.
Таким образом, Заказчиком не предоставлены в полном объеме системы КСОБ для их обслуживания.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО " Рудсервис" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Рудсервис" (ИНН: 4205262886), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 апреля 2024 г. N РНП-78-653/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024