Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Центр патриотического воспитания молодежи "Дзержинец" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ТД ТЕНЕФ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10860-ЭП/24 от 24.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку авиационного масла для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр патриотического воспитания молодежи "Дзержинец" (извещение N 0372200268623000033),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку авиационного масла для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр патриотического воспитания молодежи "Дзержинец" (извещение N 0372200268623000033) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 857 699,96 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТД ТЕНЕФ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТД ТЕНЕФ" заключен государственный контракт N АМ-2023 от 02.05.2024 на сумму 1 209 115,01 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТД ТЕНЕФ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку авиационного масла для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Центр патриотического воспитания молодежи "Дзержинец" (далее - Товар).
В соответствии с п. 3.2 Контракта Товар был поставлен 05.07.2023. Согласно пункту 3.3 Контракта приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
В силу пункта 3.4 Контракта Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
Пунктом 3.8 Контракта установлено, что для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В силу требований Закона о контрактной системе и условий Контракта Заказчик провел проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в документах. По результатам проведенной экспертизы поставленного Товара и представленных документов об оценке соответствия экспертной комиссией установлено, что поставленный Товар не соответствует характеристикам Товара, указанных в Спецификации, которая является Приложением к Контракту, что отражено в заключении Экспертной комиссии Заказчика по проведению экспертизы предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям Контракта.
На основании результатов экспертизы, проведенной Заказчиком своими силами и в соответствии с п. 3.7 Контракта Поставщику был направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке от 13.07.2023 N 01-02-645/23-0-0.
Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия от 13.07.2023 N 01-02-641/23-0-0 в соответствии с которой Поставщик в течение трех рабочих дней должен был заменить поставленный Товар на Товар, соответствующий условиям Контракта. По настоящее время Поставщик Товар не заменил.
Заказчиком был заключен Договор от 23.03.2024 N ПР-2024/223 на оказание услуг по отбору проб и проведению испытаний авиационного масла. В присутствии Поставщика были отобраны пробы поставленного масла МС-20П (Акт отбора проб от 27.03.2024 N 1), пробы были запечатаны в сейф пакеты. Пробы масла МС-20П отобраны согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 2517-2012 "Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб" от 29.11.2012 года N 1448-ст. Лабораторные испытания поставленного масла МС-20П были проведены сертифицированной экспертной организацией - Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западный Центр Экспертизы. Сертификат соответствия от 15.02.2023 N КК100123.235, зарегистрирован в Реестре СДС ОГА КК-02 от 15.02.2023 N 2023005. Протоколами испытаний от 01.04.2024 за NN 6640, 6641, 6642, 6643, 6644, 6645 подтверждено несоответствие поставленного масла МС-20П техническим характеристикам Товара, указанным в Контракте.
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 10.4 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 12.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с УПД N 4231 от 11.07.2023 Поставщик и во исполнение обязательств по Контракту поставил в адрес Заказчика Товар.
Заказчиком соответствующий Товар не был принят, в связи с тем, что, как указал Заказчик в Мотивированном отказе от подписания документа о приемке от 13.07.2023 N 01-02-645/23-0-0, было установлено несоответствие поставленного Товара условиям Контракта. При этом Заказчиком были указанные следующие основания для отказа в приемке товара:
1. В предоставленном паспорте продукции от производителя "НПП Ладога" N 2725-06-2023 отсутствует указание на соответствие данной партии заявленным в контракте стандартам SAE J-1899 (сорта SAE 50), SAE J- 1899, MIL-L-22851 D;
2. В паспорте отсутствует указание, что данное масло является авиационным;
3. В паспорте отсутствуют обязательные данные для авиационных масел в соответствии с ГОСТ 21743-2021 "Масла авиационные. Технические условия", а именно:
содержание селективных растворителей;
содержание водорастворимых кислот и щелочей;
термоокислительная стабильность при температуре 250 градусов Цельсия;
температура самовоспламенения;
массовая доля серы;
показатель коррозионности; - сортность масла.
В паспорте данной партии масла отличаются показатели от заявленных и требуемых в соответствии с контрактом:
- кинематическая вязкость 100 градусах - превышает заявленную; - кинематическая вязкость при 40 градусах - превышает заявленную; - температура вспышки в открытом тигле - превышает заявленную; - коксуемость - превышает заявленную.
В сопроводительных документах отсутствует сертификат Евразийского экономического союза на соответствие данного масла требованиям авиационного.
Отсутствует одобрение использования данного масла (присадок) для авиационных двигателей от Гос НИИ ГА т.к. масло изготовлено не по ГОСТ 21743-2021 , а по ТУ 19.20.29004-69212721-2016.
При этом экспертиза масла на предмет его соответствия условиям Контракта Заказчиком не осуществлялась.
В ответ на указанный Мотивированный отказ 18.07.2023 Поставщиком были даны разъяснения (возражения) в отношении заявленных Заказчиком несоответствий и предоставлены дополнительные документы, в связи с чем, а также в связи с тем, что поставленное Поставщиком в рамках Государственного контракта масло полностью соответствовало Государственному контракту, Паспорту продукции, Декларации о соответствии, Поставщик потребовал принять поставленное авиационное масло и подписать соответствующий универсальный передаточный документ.
Ответ на указанное требование от Заказчика не поступил, масло не было принято.
В связи с чем, а также в целях защиты своих интересов, Поставщик, полагающий, что поставленное им масло полностью соответствовало установленным требованиям к качеству, 08.08.2023 обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением об обязании Заказчика исполнить условия Контракта от 02.05.2023 и принять поставленный согласно УПД N 4231 от 11.07.23 товар.
В процессе судебного разбирательства по делу N А56-75005/2023 судом устанавливалось соответствие поставленного масла условиям Контракта. В результате указанного рассмотрения 23.04.2024 судом было вынесено Решение об удовлетворении исковых требований Поставщика и обязании Заказчика принять соответствующий Товар.
В рамках рассмотрения указанного судебного дела 23.03.2024 сторонами был осуществлен отбор проб по результатам которого 01.04.2024 ООО "Северо-Западный Центр Экспертизы" были осуществлены испытания масла. При этом было также было установлено ненадлежащее хранение масла.
Таким образом, с учетом того, что Товар поступил 11.07.2023 Экспертиза поставленного товара должна была быть проведена не позднее 25.07.2023.
При этом следует отметить, что 23.03.2024 в результате отбора проб Поставщиком установлено ненадлежащее хранение поставленного Заказчику масла, что не может являться достаточным подтверждением того, что по результатам проведенных более чем через 8 месяцев испытаний, в момент поставки (11.07.2023) масло не соответствовало установленным критериям качества.
По результатам испытаний ООО "Северо-Западный Центр Экспертизы", Заказчик вынес Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Судебным решением по делу А56-75005/2023 фактически установлено, что нарушение условий Контракта со стороны Поставщика в виде поставки Товара несоответствующего требованиям отсутствует. Из указанного следует, что у Заказчика отсутствовали правовые основания для принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТД ТЕНЕФ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ТД ТЕНЕФ" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ТД ТЕНЕФ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТД ТЕНЕФ" (ИНН: 7810350976), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 мая 2024 г. N РНП-78-659/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024