Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена" (далее - Заказчик), ООО "СПИРОНИКА" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 10889-ЭП/24 от 24.04.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0372100030624000529) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Аукциона размещено 17.04.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100030624000529.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 492 869,20 рублей.
В жалобе Заявитель указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в объединение в одну закупку медицинский изделий включенных и не включенных в перечень Постановления от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не применении информации, изложенной в позиции КТРУ.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 Постановления N 102 утверждены перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1), а также перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции, при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрено, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Формирование описания объекта закупки осуществляется Заказчиком в первую очередь с учетом принципов эффективности и результативности. Заказчик принимает решение и устанавливает соответствующие требования к объекту закупки, исходя из своей потребности с учетом специфики деятельности, а именно оказание медицинских услуг надлежащего качества. Аналогичная правовой подход сформулирован Верховным Судом РФ в Определении от 10.04.2019 N 301-ЭС19-4478 по делуN А38-2827/2018.
Действующим законодательством Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Так же Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее- ОКПД2).
Заказчики самостоятельно определяют код по ОКПД2 путём соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учётом специфики закупки в области применения (письмо ФАС от 13.03.2019 NИА/19176/19).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий.
Извещение содержит требования, в том числе, к таким товарам как: позиция "Фильтр механический".
Из жалобы Заявителя следует, что, по его мнению, в Перечень N 2 включены вышеуказанные медицинские изделия.
Перечень N2 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 содержит примечание, согласно которому при применении настоящего перечня следует руководствоваться указанными в соответствующих подразделе и пункте данного перечня классификационными признаками медицинского изделия, применимыми к закупаемому медицинскому изделию, а также кодами Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) OK 034-2014 (КПЕС 2008) и (или) кодами вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (НКМИ). Классификационные признаки медицинского изделия, указанные в каждом подразделе данного перечня, распространяются на все пункты данного подраздела. Для медицинских изделий, соответствующих классификационным признакам, указанным в настоящем перечне, допускается классификация кодами ОКПД 2, указанными в применимом к продукции подразделе.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым Классификационными признаками фильтров дыхательных по Постановлению N 102 относятся изделия, предназначенные для удаления микроорганизмов из медицинских газов, воздуха или обогащенной кислородом газовой смеси для предотвращения воздействия на пациента в процессе дыхания или анестезии. Фильтр помещен в пластиковый корпус и может также фильтровать другие мелкие частицы. Может содержать тепловлагообменник для поддержания нормального состояния слизистых оболочек дыхательных путей и захвата образовавшегося в результате выдоха пациента тепла и влаги для их использования с целью нагрева и увлажнения терапевтических газов, вдыхаемых пациентом. Изделие выпускается в стерильном и нестерильном исполнениях. Это изделие одноразового использования. В данный подраздел не входят фильтры с внутренним объемом 15 куб. см (мл)
Классификационными признаками кода вида 322250 является: Стерильное фильтрующее устройство, предназначенное для удаления микроорганизмов из медицинских газов для предотвращения воздействия на пациента в процессе дыхания, анестезии и/или других хирургических вмешательств (например, инсуффляции); оно не имеет других дополнительных функций, не связанных с фильтрацией. Фильтр помещен в небольшой пластиковый корпус и может также задерживать другие мелкие частицы (например, частицы минеральных отложений). Это изделие для одноразового использования.
Заказчиком же закупается фильтр механический для защиты аппаратуры искусственной вентиляции легких и анестезиологических контурах и кислородных концентраторов Air-Guard Clear (имеются у Заказчика)".
Данный продукт противопоказан для использования на стороне подключения дыхательной системы к пациенту
Согласно инструкции по эксплуатации на данные фильтры, расположенной на сайте Росздравнадзора по РУ ФСЗ 2009/04975 Фильтр с гидрофобной фильтрующей мембраной серии
Air-Guard Clear - антимикробный фильтр предназначенный для использования с кислородным концентратором и с дыхательным оборудованием. Создан, чтобы защитить кислородный концентратор и дыхательное оборудование от микробной инфекции. Этот фильтр должен подключаться только с той стороны системы, где она подключается к вентилятору, нельзя подключать фильтр к системе со стороны пациента. Данные фильтры запрещено устанавливать между дыхательным контуром и эндотрахеальной трубкой/ларингеальной маской.
Таким образом, назначение фильтра - защита дыхательного оборудования, а не удаление микроорганизмов из медицинских газов, воздуха или обогащенной кислородом газовой смеси для предотвращения воздействия на пациента в процессе дыхания или анестезии. Описанный фильтр в Постановлении N 102 и закупаемый заказчиком фильтр по своим назначениям - это два разных вида медицинских изделий, имеющие разный функционал и назначение.
Таким образом, товар, указанный в позициях N 7 Технического задания не соответствует квалификационным признакам, установленным в Постановлении N 102, не включен в Перечень N 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, а значит совокупность всех условий, установленных в примечании к перечню N 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 не установлена, в связи с чем, ограничения, установленные Постановление N 102 не применимы.
В части второго довода о том, что заказчик нарушил требование постановления Правительства РФ N 145 и не применил позицию КТРУ 32.50.13.190-00007301 Заказчик пояснил:
В силу пунктов 2 и 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145), заказчиками подлежат применению включенные в позицию каталога наименование и описание (содержащее характеристики) товаров, работ, услуг. В соответствии с подпунктом "д" пункта 10, пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога, утвержденных 7 постановлением Правительства Российской Федерации N 145 (далее - Правила формирования каталога), код ОКПД 2 учитывается в коде позиции каталога и включается в справочную информацию, содержащуюся в позиции каталога. Вместе с тем, указанная справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закон о контрактной системе и указывается в целях реализации соответствующих положений Правил формирования каталога. Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 11.06.2020 N 24-06-05/51015, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.03.2022 по делу N А40- 68881/ 2021
Постановлением Правительства РФ от 07.06.2019 N 733 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации" установлено, что определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. То есть, законодательство не регламентирует порядок указания заказчиком в извещении о закупке кода ОКПД 2 и его выбор осуществляется заказчиком самостоятельно. Необходимость указания конкретного кода ОКПД 2 обусловлена техническими особенностями заполнения соответствующей позиции в единой информационной системе в сфере закупок при формировании извещения об осуществлении закупки. И тем более, неправильный его выбор не ведет к привлечению заказчика к административной ответственности.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Указанный закон не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требований к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, вопреки его потребностям.
Код ОКПД2 заказчиком определяется исходя из характеристик закупаемого товара и возможности обеспечения единого лечебного процесса.
Законодательно в настоящее время не закреплено положение о том, что заказчик обязан руководствоваться положениями классификатора при определении технологической и функциональной связи товаров при формировании заявки (лота).
Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД или код позиции КТРУ, как наиболее подходящий с учетом специфики закупки, области применения.
Заказчик не мог применить КТРУ к закупке, поскольку в КТРУ квалификационные признаки кода вида медицинского изделия не соответствуют назначению закупаемого фильтра.
Производитель или официальный представитель производителя (заявитель) при подаче заявления на государственную регистрацию медицинских изделий самостоятельно определяет код ОКПД2 и код вида медицинского изделия (п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий"), а значит может указать фактически любой код ОКПД2 и код вида медицинского изделия, который видится ему подходящим.
Согласно письма Росздравнадзора от 28.11.2016 N 01И-2375/16 "О присвоении вида номенклатурной классификации медицинских изделий" присвоение медицинскому изделию вида номенклатурной классификации осуществляется на основании информации, имеющейся в комплекте регистрационной документации, находящейся в Росздравнадзоре.
Следовательно, присвоение кода вида медицинского изделия носит заявительный характер и при необходимости такой код может быть изменен по заявлению производителя или его официального представителя.
Таким образом, данные официального сайта Росздравнадзора, данные регистрационного удостоверения не могут нарушать права заказчика на самостоятельное определение как кода ОКПД2, так и кода вида медицинского изделия.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 24, 48, 49, 51, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СПИРОНИКА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 мая 2024 г. N 44-1861/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024