Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А., Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В. ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш. В присутствии представителей посредством системы видеоконференции "trueconf": прибывших лично от заказчика - Кананов К.С. участвующих по средствам системы (программы) "trueconf": от ООО "Эндолайн" - Усачев В.Л., Епишин Я.А.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Эндолайн" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок N 0321200022024000678 "Поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края". Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 23.04.2024 г. с вызовом сторон по делу. Вместе с тем, в ходе заседания комиссии был объявлен перерыв до 24.04.2024 г. в 16:00.
После перерыва, 24.04.2024 г. комиссия, выслушав пояснения заказчика, заявителя, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки
установила
следующее: 11.04.2024 г. заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0321200022024000678 "Поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края". НМЦК 1 360 411,02 \x{20bd} Согласно извещению к поставке требовалось Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования Идентификатор: 148468101.
С применением КТРУ: 32.50.13.190-00007434, кассеты со скобами, клипса для лимитирования, металлическая. Основные доводы заявителя сводятся к тому, что закупаемый товар описан заказчиком таким образом, что совокупность всех характеристик товара соответствует товару единственного производителя - Этикон Эндо-Серджери, Эл- Эл-Си, а также то что в одном лоте указаны как степлеры производства Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си, так и кассеты к этим степлерам. Блокирующими характеристиками к товару "Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования", по мнению подателя жалобы явились: Цифровая индикация положения лезвия в 3-х позициях Индикация блокировки аппарата Блок управления артикуляцией и ротацией ствола Функция принудительного возврата лезвия в исходное положение и принудительного раскрытия браншей Аппарат имеет три рукоятки: упорную рукоятку, рукоятку закрытия браншей и рукоятку прошивания На одной из браншей - индикатор положения лезвия, сантиметровая шкала, маркировка дистального/проксимального краев прошивания и дистального края разреза. Интегрированный механизм снижения усилия для прошивания. Узел артикуляции интегрирован в ствол аппарата. Возможность пассивной артикуляции об органы и инструменты с 2024-6364 2 последующей фиксацией браншей в выбранном положении артикуляции. Артикуляция 45° в каждую сторону. Цикл прошивания: полное прошивание кассеты за 3-кратное нажатие рукоятки для прошивания, и возврат лезвия 4-м нажатием рукоятки для прошивания по окончании прошивания. Возможность прошивания части кассеты. Возврат лезвия в исходное положение контролируемое. Раздельное смыкание рукояток сведения браншей и прошивания. Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные и устные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной, Комиссия контролирующего органа, изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей 2024-6364 3 и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно статье 8 Закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, но при этом не совершая действий, которые влекут ограничение числа участников закупок. Вместе с тем, Заказчиком на заседание комиссии доказательства, документы, свидетельствующие о том, что возможна поставка товаров иных производителей, помимо которого указал заявитель - не представлены. Включение заказчиком в извещении требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, а так же доказательств отсутствия аналогичных товаров иных производителей, является нарушением положений статей 8, 33 Закона N44-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, включение заказчиком в извещении требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) Указанный выводы подтверждены так же Определением Верховного Суда РФ от 03.09.2021 N 308-ЭС21-19597 по делу N А63-5786/2020, Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА63-5786/2020.
Таким образом, данный довод обоснован.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика установлены нарушения требований ст. 8, ст. 33 Закона N44-ФЗ. Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 2024-6364 4 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эндолайн" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок N 0321200022024000678 "Поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая больница" нарушившими ст. 8, ст. 33, ст. 42, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.А. Соколов Члены комиссии: Е.В. Вишневская Б.Ш. Карпель Исп.Карпель Б.Ш. тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285 2024-6364 5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 апреля 2024 г. N 026/06/106-845/2024 (ключевые темы: участники закупок - контрактная система в сфере закупок - характеристика - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024