Резолютивная часть решения оглашена 03.05.2024 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрела жалобу ООО "Открытый урок" (далее заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку наборов по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (нейротехнология) для комплектования детского технопарка "Кванториум" для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" (извещение N 0128300005324000045) в присутствии представителей заказчика - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" уполномоченного органа - администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области заявителя - ООО "Открытый урок"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/42-287/2024 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
25.04.2024 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Открытый урок" (далее заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку наборов по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (нейротехнология) для комплектования детского технопарка "Кванториум" для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" (извещение N 0128300005324000045).
По мнению заявителя, в нарушение требований статьи 23, 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком неверно применен код КТРУ 32.99.53.130-00000047 для предметной области Нейротехнология. В данном случае применению подлежит иной код КТРУ 26.20.40.190-00000022, который соответствует как в части описания, так и технических характеристик. Также действия заказчика повлекли нарушения в части применения ОКПД2, так как нормы Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 под кодом КТРУ понимают систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе ОКПД2 и включающий в себя информацию, обязательную для применения. То есть код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД2, что создает прямую взаимосвязь кода КТРУ с кодом ОКПД2 для последующего применения кода ОКПД2 согласно кода КТРУ в виду специализации нормы и обязательности ей исполнения над общим правилом применения кода ОКПД2.
Действия заказчика по неприменению кода КТРУ имеющегося в наличии повлекли прямое нарушение правила применения ограничительных мер согласно статьи 14 Закона N 44-ФЗ, так как для кодов ОКПД2 - 32.99.53.130 применимо Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, а для кода ОКПД2 - 26.20.40 применимо Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 взаимно исключающие друг друга.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку действий заказчика, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика по существу доводов жалобы пояснил следующее.
В извещении о проведении спорной закупки размещена следующая информация об объекта закупки, в том числе следующие коды позиций КТРУ/ОКПД2 для закупаемого товара: 32.99.53.130-00000047 (Набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования).
Во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении установлено ограничение допуска по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" включен в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе в сфере закупок, правила использования КТРУ не ставят выбор позиции КТРУ в зависимость от наполненности характеристиками той или иной позиции. Из смысла законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе самостоятельно определить код КТРУ (ОКПД2), объективно описывающий объект закупки. При этом позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения. В данном случае объектом закупки являются Цифровые лаборатории для школьников, код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" наибольшим образом соответствует объекту закупки. Подтверждением соответствия кода ОКПД2 предмету закупки является наличие не менее 192 записей в реестре промышленной продукции соответствующих предмету закупки "Цифровая лаборатория" и коду ОКПД2 32.99.53.130.
Таким образом, заказчик, пользуясь данным ему правом, в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок определил верный код ОКПД2 в соответствии со своими потребностями.
По позиции КТРУ по коду ОКПД2 26.20.40.190 "Цифровые лаборатории для школьников" в справочной информации содержится указание на следующие коды по ОКПД2 для данных товаров:
- 26.20.40.190 Комплектующие и запасные части для вычислительных машин прочие, не включенные в другие группировки;
- 26.51.43.119 Приборы цифровые электроизмерительные прочие;
- 26.51.52.130 Приборы для измерения или контроля давления жидкостей и газов;
- 32.99.53.130 Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные.
С учетом изложенного, применение указанных позиций КТРУ не ограничило бы заказчика в использовании кода по ОКПД2 32.99.53.130 и не гарантировало бы распространение на объект
закупки иных условий национального режима, то есть положений иного постановления.
В силу изложенного, представитель заказчика полагает, что при осуществлении закупки заказчиком нормы действующего законодательства не нарушены и просит признать жалобу ООО "Открытый урок" необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
16.04.2024 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку наборов по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (нейротехнология) для комплектования детского технопарка "Кванториум" для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" (извещение N 0128300005324000045).
Начальная (максимальная) цена контракта 3 075 000,00 рублей.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться
Исходя из смысла п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Постановление Правительства N 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Постановления Правительства N 145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее- Постановление Правительства 616), при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской
Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств; б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства N 145 использование КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка наборов по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (нейротехнология) для комплектования детского технопарка "Кванториум" для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" с кодом КТРУ 32.99.53.130-00000047.
Заказчик вправе самостоятельно определить код КТРУ (ОКПД2), объективно описывающий объект закупки. При этом позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения. В данном случае объектом закупки являются Цифровые лаборатории для школьников, код ОКПД2 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные" наибольшим образом соответствует объекту закупки. Подтверждением соответствия кода ОКПД2 предмету закупки является наличие не менее 192 записей в реестре промышленной продукции соответствующих предмету закупки "Цифровая лаборатория" и коду ОКПД2 32.99.53.130.
Согласно п. 12 Постановления Правительства N 145 код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.
В силу п.п. "д" п. 10 Постановления Правительства N 145 в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
Соответственно, код ОКПД 2 указывается как в коде позиции каталога, так и в справочной информации, включенной в позицию каталога. При этом указанная справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе, указанный вывод содержится в Письме Минфина России от 12.02.2020 N 24-06-07/9329.
При этом позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
Товар с кодом ОКПД2 32.99.53.130 входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 171, "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные").
Согласно Извещению, Заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С учетом правил п. 5 Постановления Правительства N 145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 Постановления Правительства N 616, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с Извещением ограничения и запреты, предусмотренные Постановлением Правительства N 616 и Постановлением Правительства N 878 в закупке не установлены, следовательно, п.5 Постановления Правительства N 145 не распространяется на рассматриваемую закупку.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, в позиции КТРУ 32.99.53.130-00000047 по кодам указание дополнительных характеристик не запрещено.
Таким образом, действия Заказчика при описании объекта закупки и установлении запретов и ограничений, установленных ст. 14 Закона о контрактной системе не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Открытый урок" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку наборов по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (нейротехнология) для комплектования детского технопарка "Кванториум" для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" (извещение N 0128300005324000045) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 3 мая 2024 г. N 033/06/42-287/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024