рассмотрев обращение (вх.N 6209/24) ГБУЗ ПК "Городская клиническая поликлиника г. Перми" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО Агентство "Экспресс" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на восстановление остановочных павильонов (изв.N 0356500001424000959),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001424000959 Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на восстановление остановочных павильонов. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 382 250,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 25.04.2024 N 4379/24) рассмотрение обращения было назначено на 26.04.2024 в 15:30 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 02.05.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
18.03.2024 г. между Заказчиком и ООО Агентство "Экспресс" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на восстановление остановочных павильонов (далее - Контракт). Цена контракта - 2 540 080,00 руб.
В связи с нарушением Поставщиком условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 12.04.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 8 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что Подрядчик осуществляет монтаж стекол по заданию Заказчика. Заказчик направляет в адрес Подрядчика задания с указанием адреса или адресов остановочных павильонов, на которых необходимо произвести установку стекол. Подрядчик обязан в течение 7 календарных дней после поступления задания осуществляет работы по монтажу. Так, в адрес Подрядчика 21.03.2024 г. была направлена заявка N 1 (письмо N СЭД-059-12/2-01- 06/2-1174) со сроком исполнения заявки 28.03.2024 г. Вместе с тем, по состоянию на 31.03.2024 г. работы выполнены не были, Подрядчик к работам не приступил. Аналогичным образом, Подрядчиком не были выполнены работы по заявке N 2 от 04.04.2024 г. (письмо N СЭД-059-12/2-01- 06/2-1425). Срок исполнения заявки 11.04.2024. По состоянию на 12.04.2024 г. работы выполнены не были, Подрядчик к работам не приступил.
Поскольку на 12.04.2024 г. Подрядчиком к выполнению работ по заявкам не приступил, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 12.04.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3590408259924000006 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 12.04.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В регламентированный ч. 14 ст. 96 Закона о закупках срок Поставщиком нарушения условий контракта не устранены. Оснований для отмены Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеется.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 23.02.2024 г. Информация об ООО Агентство "Экспресс" была направлена в адрес Пермского УФАС России 23.02.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель ООО Агентство "Экспресс" указал, что согласно п. 2.5 Контракта, аванс в размере 30.00% от цены Контракта выплачивается Подрядчику в течение 14 календарных дней с даты заключения Контракта. 04.04.2024 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 219 с требованием о выплате аванса, согласно условиям Контракта. Ответа на данное письмо от Заказчика не последовало. 11.04.2024 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо N 225 с повторным требованием о выплате аванса, а также сообщил о приостановке выполнения работ по Контракту до выполнения Заказчиком условий Контракта, в части выплаты аванса. Заказчик на указанное письмо не ответил. Как пояснил представитель Подрядчика в ходе заседания Комиссии, Подрядчик при заключении контракта рассчитывал на получение аванса, так как собственных денежных средств на исполнение контракта не хватало поскольку был закуплен материал для исполнения условий Контракта. Не перечисление аванса повлияло на незамедлительное исполнение условий Контракта, поскольку необходимо было оплачивать перевозку необходимых материалов, а также заработную плату работников.
Проанализировав материалы обращения, пояснения сторон, ответы на запрос Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, Подрядчиком не представлено.
Так, п. 4.4.1 Контракта, п. 15 Технического задания в обязанности Подрядчика входит обязанность своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, осуществить монтаж стекол по заданию Заказчика в течение 7 календарных дней после поступления задания.
Согласно п. 2.5 Контракта аванс в размере 30.00% от цены Контракта выплачивается Подрядчику в течение 14 календарных дней с даты заключения Контракта, то есть до 01.04.2024 г.
Как было указано выше, первая заявка Заказчика на выполнение работ была направлена в адрес Подрядчика 21.03.2024 г. со сроком исполнения - 28.03.2024 г. Заявка исполнена не была.
Комиссия обращает внимание, что исходя из представленных Подрядчиком документов (Счет-фактура N 10 от 05.03.2024 г.), на момент поступления первой заявки Заказчика Подрядчик имел в распоряжении материалы необходимые для выполнения работ. Следовательно, имел возможность для выполнения работ. Представленные в материалы обращения документы Подрядчика не подтверждают довод Подрядчика в необходимости аванса для оплаты услуг по перевозке материалов, заработной платы работников на момент поступления первой заявки Заказчика.
Кроме того, как указал Подрядчик, при заключении контракта рассчитывал на получение аванса, так как собственных денежных средств на исполнение контракта не хватало поскольку был закуплен материал для исполнения условий Контракта. Вместе с тем, счет-фактура N 10 датирована 05.03.2024 г., в то время как результаты закупки N 0356500001424000959, по итогом которой Подрядчик был признан победителем, стали известны лишь 13.03.2024 г. Доказательств того, что материалы, указанные в счет-фактуре N 10 предназначались именно для исполнения Контракта, в адрес Комиссии не представлены.
Относительно довода Подрядчика о том, что Заказчик обязан был выплатить аванс для выполнения Подрядчиком работ по Контракту, Комиссия отмечает, что условия Контракта не налагают на Заказчика обязанность по выплате аванса по требованию Подрядчика, равно как невыплата такого аванса по требованию Подрядчика не является основанием для невыполнения работ по заданию Заказчика.
Так, регламентированным сроком выплаты аванса по Контракту - 01.04.2024 г., срок выполнения заявки от 21.03.2024 г. - 28.03.2024 г. Соответственно, указанная заявка, в силу принятых Подрядчиком обязанностей по исполнению Контракта, должна была быть исполнена.
Комиссия отмечает, Подрядчик подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о закупках порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие общества свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об обществе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО Агентство "Экспресс" (453266, Республика Башкортостан, г. Салават, ул. 30 лет Победы, д. 14, кв. 35, ИНН: 0266033244, КПП: 026601001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о единственном учредителе ООО Агентство "Экспресс", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО Агентство "Экспресс", Исаеве Евгении Александровиче (ИНН 027708910394) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО Агентство "Экспресс", о единственном учредителе ООО Агентство "Экспресс", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО Агентство "Экспресс", Исаеве Евгении Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 мая 2024 г. N РНП-59-154
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024