Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 6176/24) ФГБОУ ВО ПГФА Минздрава России (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Претор" (далее также - Общество, Подрядчик) в связи с односторонним отказом от выполнения работ по капитальному ремонту кровли 4-этажного кирпичного здания учебного корпуса с подвалом по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, улица Крупской, д. 46 (N изв. 0356100015423000050).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту кровли 4-этажного кирпичного здания учебного корпуса с подвалом по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, улица Крупской, д. 46. Начальная (максимальная) цена контракта 8 313 395,13 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
16.05.2023 г. между Заказчиком и ООО "Претор" заключен контракт N 50/2023 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли 4-этажного кирпичного здания учебного корпуса с подвалом по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, улица Крупской, д. 46 на сумму 6 941 684,79 руб. (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 12.04.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту кровли 4-этажного кирпичного здания учебного корпуса с подвалом по адресу: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, улица Крупской, д. 46 (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: с момента заключения контракта.
1.4. Срок окончания выполнения работ: не позднее 45 календарных дней с момента заключения контракта.
1.5. Место выполнения работ: Пермский край, г. Пермь, Мотовилихинский район, улица Крупской, д. 46.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта.
8.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
8.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. неисполнение Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
8.5.3. просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.5.4. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, датой надлежащего уведомления подрядчика является 12.04.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 23.04.2024 г.
Информация об ООО "Претор" направлена в адрес Пермского УФАС России 24.04.2024 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, ФГБОУ ВО ПГФА Минздрава России приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
Согласно п. 1.4. Контракта срок окончания выполнения работ: не позднее 45 календарных дней с момента заключения контракта, т.е. 30 июня 2023 г.
В установленный срок 30 июня 2023 г. работы Подрядчиком не выполнены.
06.12.2023 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика уведомление о готовности результата работ к приемке.
Согласно п. 3.2. Контракта для проверки выполненной работы (ее результатов) Подрядчиком в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Проверка результатов выполненных работ проведена экспертной организацией ООО "ЗападУралПроект". В результате проверки выявлены недостатки, свидетельствующие о несоответствие выполненных работ условиям Контракта и проектно-сметной документации, в связи с чем Заказчик отказал в приеме выполненных работ. Заказчиком в адрес Подрядчика направлен мотивированный отказ от приемки выполненных работ N059/9 от 11.01.2024 г. с требованием устранить выявленные недостатки в срок до 01.04.2024 г.
Указанные нарушения подтверждаются размещенными в единой информационной сети уведомлениями претензионной переписки N 1 от 27.06.2023, N 2 от 28.06.2023, N 3 от 24.07.2023, N 4 от 01.08.2023, N 5 от 05.10.2023, N 6 от 04.12.2023, N 7 от 15.12.2023, N 8 от 26.02.2024, N 9 от 14.03.2024, мотивированным отказом от приемки выполненных работ и заключением проведенной экспертизы ООО "ЗападУралПроект" от 26.02.2024 г.
К 01.04.2024 г. недостатки результата работы по Контракту Подрядчиком не были устранены и выполненные работы к приему Заказчиком не предъявлены.
02.04.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и данное решение было размещено в единой информационной системе.
08.04.2024 г. Подрядчиком в единой информационной системе размещено уведомление о готовности к сдаче результата выполненных работ по Контракту.
09.04.2024 г. Заказчиком принято решение об отмене не вступившего в силу решения от 02.04.2024 г. об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
12.04.2024 г. Заказчиком совместно с Подрядчиком проведена приемка выполненных работ. В ходе приемки выявлено, что ранее выявленные недостатки полностью не устранены, а именно: профиль на крыше 4-х этажного здания переложен частично, герметизация нахлеста профнастила мастикой "РМБ-Х" выполнена частично. Кровля на переходе выполнена не качественно, нахлест профилированного листа вдоль ската не закреплен самонарезающими шурупами, не установлены водосточные желоба.
Таким образом, Заказчик поясняет, что Подрядчик не устранил ранее выявленные недостатки, свидетельствующие о несоответствие выполненных работ условиям Контракта и проектно-сметной документации.
Подрядчик относительно доводов Заказчика, указанных в материалах одностороннего отказа, в предоставленных пояснениях сообщил следующее.
ООО "Претор" были полностью выполнены работы по устранению замечаний, указанных в письмах ФГБООУ ВО ПГФА Минздрава России N 059/9 от 11.01.2024 г. (мотивированный отказ от приёмки выполненных работ), исх. N 005/144 от 01.03.2024 г. (выполнение работ по устранению выявленных фактов нарушений согласно сметы Контракта), исх. N 005/186 от 14.03.2024 г.
В письме ФГБООУ ВО ПГФА Минздрава России исх. N 005/186 от 14.03.2024 г. было указано, что оставшаяся часть кровли, не предусмотренная сметой по контракту N 50/2023 от 16.05.2023 г. остаётся не закрытой профильным листом и претензий к подрядчику выставляться не будет.
Основанием для принятия 12.04.2024 г. Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств стали выявленные им 12.04.2024 г. недостатки.
Относительно указанных в Решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.04.2024 г. недостатков Общество сообщает следующее.
1. Профиль на кровле переложен полностью в соответствии со сметой.
2. Ни материала (мастика РМБ-Х"), ни видов работ по герметизации швов профлиста мастикой Сметой к Контракту не предусмотрено. Однако, не смотря на это, ООО "Претор" выполнило герметизацию швов переложенного Подрядчиком нахлёста профнастила мастикой "РМБ-Х".
3. Кровля на переходе была выполнена качественно, нахлёст профилированного листа вдоль ската весь протянут самонарезающими винтами, при совместной приёмке работ с представителем Заказчика, указанные недостатки выявлены не были.
4. Водосточные желоба установлены, Подрядчик за свой счет приобрёл желободержатели и осуществил устройство водосточной системы.
При этом Сметой к Контракту (поз.51) предусмотрен кронштейн желоба металлического для водосточных систем, покрытие полиэстер, диаметр 185 мм, длина 350 мм только в количестве 153 шт., а Подрядчик на Объект Заказчика поставил 456 шт.
С учетом изложенного, ООО "Претор" считает не обоснованным и незаконным принятие Заказчиком 12.04.2024 г. решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что между сторонами данного Контракта возник спор относительно причин, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта.
Указанный выше спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Претор" исполнило 7 государственных контрактов.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Установленные Комиссией обстоятельства свидетельствуют о намерении Подрядчика исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчика не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ООО "Претор" направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Претор" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Претор" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 мая 2024 г. N РНП-59-160
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024