рассмотрев обращение (вх.N 6306/24) МКУ "Управление технического заказчика" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Север-Лес" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на строительство здания для размещения дошкольного образовательного учреждения МАДОУ "Легополис" г. Перми, в квартале, ограниченном улицами Хабаровской, Ветлужской, Заречной, Красноводской (изв.N 0356500001423004263),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001423004263 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на строительство здания для размещения дошкольного образовательного учреждения МАДОУ "Легополис" г. Перми, в квартале, ограниченном улицами Хабаровской, Ветлужской, Заречной, Красноводской. Начальная (максимальная) цена контракта - 464 842 797,94 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 25.04.2024 N 4410/24) рассмотрение обращения было назначено на 02.05.2024 в 15:30 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 03.05.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
10.10.2023 г. между Заказчиком и ООО "Север-Лес" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на строительство здания для размещения дошкольного образовательного учреждения МАДОУ "Легополис" г. Перми, в квартале, ограниченном улицами Хабаровской, Ветлужской, Заречной, Красноводской (далее - Контракт). Цена контракта - 457 300 000,00 руб.
В связи с нарушением Подрядчиком условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 12.04.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 10 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 10 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что согласно пункту 1.4. Контракта работы должны быть выполнены в следующие сроки: начало выполнения работ: 04.10.2023 г., окончание выполнения работ: 20.12.2025 г., не позднее 809 календарных дней с 04.10.2023 г., том числе:
- разработка проектной документации и выполнение инженерных изысканий - с 04.10.2023 г., в срок не более 361 календарного дня;
- выполнение работ по строительству Объекта - с 21.08.2024 г., в общий срок не более 809 календарных дней.
В связи с рассмотрением Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю жалобы участника закупки, повлекшим подписание Контракта 10.10.2023 (условиями Контракта начало работ установлено 04.10.2023), Заказчиком в адрес Подрядчика 07.11.2023 в ответ на его обращение направлено письмо N 059-34/1-01-02-3-2911 с предложением продлить срок выполнения этапа "разработка проектной документации" на 6 календарных дней. Ответ на вышеуказанное письмо в адрес Заказчика не поступил. Также в связи с изменением отраслевого технического задания Заказчиком подготовлено и направлено в адрес Подрядчика 23.11.2023 дополнительное соглашение N 1 к Контракту (далее - ДС), предусматривающее внесение ряда следующих изменений в задание на проектирование Объекта (снижение начального возраста обучающихся с 1,5 лет до 9 месяцев; уточнение составляющих благоустройства Объекта; распределение групп по возрастам обучающихся, детализация помещений пищеблока; уточнение отдельных составляющих инженерных систем Объекта). При этом, такие основные показатели, определяющие технико-экономические параметры Объекта, как этажность здания, численность обучающихся и количество групповых ячеек, остались неизменными. О подписании дополнительного соглашения Подрядчиком было сообщено 18.12.2023 г., оригинал документа, позволяющий зарегистрировать дополнительное соглашение в единой информационной системе в сфере закупок, поступил в адрес Заказчика лишь 29.12.2023 г. Графиком выполнения проектно-сметной документации определены сроки выполнения как всего комплекса работ по проектированию, так и отдельных видов работ. В частности, 29.11.2023 предусмотрено окончание работ по инженерным изысканиям. Отдельными пунктами Контракта предусмотрена обязанность Подрядчика по предоставлению ряда документов в определенные сроки. В соответствии с п. 4.4.16 Контракта Подрядчик обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта разработать согласно требованиям СП 47.13330.2016 и предоставить Заказчику на рассмотрение и согласование программы выполнения инженерных изысканий. Срок исполнения - до 23.10.2023. Согласно ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий. Таким образом, Подрядчик должен был до 23.10.2023: заключить договор с исполнителем инженерных изысканий, т. е. индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий; согласовать и утвердить (как заказчик инженерных изысканий) с исполнителем техническое задание и программы проведения инженерных изысканий; направить техническое задание и программы проведения инженерных изысканий в адрес Заказчика для согласования. Договор с исполнителем инженерных изысканий - ООО "НПФ Геофизика" был заключен Подрядчиком 23.11.2023 г., техническое задание поступило в адрес Заказчика 28.11.2023 г., программы проведения инженерных изысканий - 30.01.2024 г. В соответствии с и. 4 ст. 47 ГрК РФ, инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:
1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;
2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.
Как указал представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии в связи с неизменностью целей выполнения инженерных изысканий (материалы о природных условиях территории и т. д. подлежат получению в любом случае) и, тем более, в связи с неизменностью основных, определяющих технико-экономические параметры Объекта показателей, нарушение сроков выполнения инженерных изысканий свидетельствует о ненадлежащем исполнении Подрядчиком обязательств по Контракту. Работы по инженерным изысканиям Подрядчиком были закончены: инженерно-геодезические, инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические изыскания - 16.02.2024, инженерно-геологические изыскания - 26.02.2024. Период нарушения срока исполнения Подрядчиком обязательств по выполнению инженерных изысканий составил: для трёх видов изысканий - 79 календарных дней, для одного вида изысканий - 89 календарных дней. В соответствии с и. 4.4.11 Контракта Подрядчик был обязан в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта представить Заказчику оригинал приказа о назначении Главного инженера проекта (далее - ГИП), ответственного за разработку проектной документации по Контракту (с личной подписью ГИП об ознакомлении с текстом приказа). Срок исполнения - до 12.10.2023 включительно. Оригинал приказа был предоставлен Подрядчиком 18.01.2024 г. Вместе с тем, первый отчет о ходе выполнения работ поступил в адрес Заказчика 30.01.2024 г. Кроме того, Подрядчиком не был подписаны и не возвращены в адрес Заказчика соглашения о выносе инженерных сетей из пятна застройки, переданные письмом от 15.03.2024 N 059-34/1- 01-02-3-325. Также, договор о банковском сопровождении Контракта был заключен Подрядчиком с банком и представлен Заказчику с нарушением сроков, установленных пунктом 4.4.3. Контракта. В связи с непредоставлением Подрядчиком документов, либо предоставлением их со значительным отставанием от предусмотренных Контрактом сроков, отсутствием информации о ходе выполнения работ, Заказчиком в адрес Подрядчика направлен ряд писем о ненадлежащем исполнении обязательств. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно ст. 716 ГК РФ, подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи. Обращений указанного содержания от Подрядчика не поступало. Таким образом, значительные сроки определения главного инженера проекта, отсутствие систематизированной информации о ходе выполнения работ и какой-либо документации, подтверждающей процесс проектирования (1-й вариант карточки строительных конструкций и материалов поступил в адрес Заказчика 15.12.2023, планы этажей и схема "посадки" Объекта - 21.12.2023), свидетельствуют о длительном подготовительном этапе (порядка 2-х месяцев), что повлекло за собой увеличение сроков проектирования, а отсутствие обращений подрядчика с указанием на наличие обстоятельств, препятствующих выполнению им работ, - о достаточности имеющихся данных и отсутствию сколь-нибудь значимых наработок на момент направления Заказчиком дополнительного соглашения. Сметой определена стоимость строительства Объекта в сумме 327 050 675,06 руб., с учетом строительного объема здания, равного 19 874 м3. В направленной Подрядчиком документации (шифр 101-АР, письмо исх. N 12/02/2 от 12.02.2024) были указаны следующие технико-экономические показатели Объекта:
1) общая площадь - 7 388,53 м2;
2) строительный объём - 27 185 м3.
В связи со значительным превышением планируемых технико-экономических показателей Объекта над предусмотренными сметой Контракта, Заказчиком в адрес Подрядчика направлены обращения:
1) N 059-34/1-01-02-3-268 от 28.02,2024 об оптимизации проектных решений;
2) N 059-34/1-01-02-3-360 от 18.03.2024 о предоставлении информации об обосновании (со ссылкой на нормативные документы) планируемых технико-экономических показателей (далее -ТЭП).
В ответ Подрядчиком были направлены:
1) оптимизированная в части уменьшения строительного объема и общей площади документация (письмо исх. N 25/03/3 от 25.03.2024);
2) в качестве обоснования принятых ТЭП - информация о предусмотренных нормативной документацией требованиях к минимальной площади основных помещений (групповых и спален) детского сада (письмо исх. N 03/04/1 от 03.04.2024).
Как отметил представитель Заказчика в соответствии с п. 4.4.2 Контракта Подрядчик был обязан предоставлять Заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по Контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика. Направленное в адрес Подрядчика обращение N 059- 34/1-01-02-3-2774 от 13.10.2023 содержало, в том числе, запрос о еженедельном предоставлении информации о ходе выполнения работ; указаны форма отчета и дата его очередного предоставления - 18.10.2023. После оптимизации, за счет исключения помещений подвала (оставлены только технические помещения и технический коридор), ТЭП Объекта составили: общая площадь - 5 868,65 м2, строительный объём - 25 064 м3. Вместе с тем, суммарная площадь 1-го и 2-го этажей, содержащих основные и вспомогательные помещения Объекта, увеличилась на 158,59 м2.
Поскольку на 12.04.2024 г. часть обязательств по Контракту была несвоевременно выполнена, исполненная документация имела низкое качество и необходимость внесения постоянных корректировок, а также отсутствие договоренности по технико-экономическим показателям Объекта, что несло высокие риски несоблюдения Подрядчиком предусмотренных Контрактом сроков выполнения работ, на основании ст. 95 Закона о закупках, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 12.04.2024 г. решение размещено в реестровой записи контракта N 3590229305823000037 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 12.04.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В регламентированный ч. 14 ст. 96 Закона о закупках срок Подрядчиком нарушения условий контракта не устранены. Оснований для отмены Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имеется.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 23.04.2024 г. Информация об ООО "Север-Лес" была направлена в адрес Пермского УФАС России 24.04.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представители Подрядчика указали, что на момент публикации извещения о проведении конкурса в электронной форме, равно как и в момент заключения контракта Подрядчику не было известно о намерении Заказчика изменить отраслевое техническое задание. Подрядчик в силу своей добросовестности заключил Контракт и начал выполнение работ по отраслевому заданию, которое являлось неотъемлемой частью Контракта и извещения к конкурсу. Однако, предпроектные работы в части подготовки технического задания на проведение инженерных изысканий были отклонены Заказчиком ввиду внесения изменений в отраслевое задание на проектирование. Данное положение было отражено в письме от Заказчика N 059-34/1-01-02- 3-3012 от 23.11.2023 г. В указанном письме Заказчик подтверждает два важных фактора, на которые в дальнейшем не обращал внимание или игнорировал, а именно:
- ожидались изменения к технико-экономическим показателям объекта,
- данным письмом отменилось ранее направленное Заказчиком дополнительное соглашение N 1 от 01.11.2023 г. и направилось новое дополнительное соглашение.
26.03.2024 г. Подрядчик направил письмо N 26/03/4 с просьбой уточнения состава комбинированных детских групп, а именно дети с ограниченными возможностями развития. В ответ на данное письмо Заказчик направил письмо N 059-34/1-01-02-3-452 от 01.04.2024, где уточнил количество детей в составе комбинированных детских групп с ограниченными возможностями развития. Тем самым Заказчик подтвердил тот факт, что в нескольких технических заданиях не было точной и корректной информации и только с обеспокоенностью Подрядчика были внесены необходимые уточнения. Указанное допущение отражается на объемно-планировочных решениях, с учетом мало мобильности групп детей проектировщику необходимо верно определить ширину коридоров, дополнительный туалет, грузовые лифты (и все иное необходимое для детей с ограниченными возможностями развития в соответствии с действующими нормами). В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик утверждает, что технико-экономические показатели Объекта не были изменены и Подрядчик мог выполнить инженерные изыскания в срок. Однако в письме N059-34/1-01-02-3-436 от 28.03.2024 г. Заказчик написал следующее: "...сообщаем, что выбор вариантов отделки фасадов будет возможен после согласования технико-экономических показателей Объекта". Дополнительное соглашение N 1 от 29.12.2023 г. было выложено в ЕИС 09.01.2024 г. В связи с этим Подрядчик предположил, что сроки исполнения обязательств Заказчика переносятся, поскольку было изменено техническое задание Заказчика. В соответствии с приложением N3 Контракта срок проведения инженерных изысканий составляет 56 (пятьдесят шесть) календарных дней (с 04.10.2023 - 29.11.2023 г.). Учитывая тот факт, что дополнительное соглашение N1 было размещено 09.01.2024 г. то соответственно начиная с этой даты 56-ти дневный срок оканчивается 05.03.2024 г. В своем письме N 059-34/1-01-02-3-283 от 29.02.2024 г. Заказчик подтверждает тот факт, что следующие изыскания были выполнены Подрядчиком в срок, а именно:
1) инженерно-геодезические, инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические - 16.02.2024 г.;
2) инженерно-геологические - 26.02.2024 г.
Относительно отсутствия оригинала приказа главного инженера представители Подрядчика указали, что приказ N57 от 15 ноября 2023 г. был нарочно передан Заказчику, о чем свидетельствует отметка Заказчика о принятии им письма в тот же день. Фактически вопрос предоставления оригинала или копии не влиял на ход исполнения Контракта.
В части довода Заказчика о непредставлении отчетов о проделанной представители Подрядчика указали, что Подрядчик своевременно реагировал на письма Заказчика о предоставлении отчета по проделанной работе. Более того в устном порядке Подрядчик уведомлял о ходе исполнения Контракта, что также подтверждается протоколами. Помимо предоставленных отчетов, протоколов и сопроводительных писем Подрядчик принимал участие в совещаниях, проводившихся в присутствии министра строительства Пермского, заместителя главы Администрации города Перми, главы города Перми.
Также представители Подрядчика отметили, что Подрядчиком не изъявлялось о невозможности исполнения Контракта в срок. Подрядчик был намерен исполнить Контракт, невзирая на то, что Заказчик изменял данные об Объекте, изменял технико-экономические показатели, вносил новое дополнительно соглашение, отменял его, переносил сумму авансирования на более поздний срок. В данном случае желание и исполнение Контракта со стороны Подрядчика не может быть расценено как нарушение обязательств по Контракту.
Относительно вопросов по оптимизации объекта Подрядчик в письменных пояснениях указал, что 02.02.2023 г. Подрядчик направил письмо N02/02/6 с направлением на согласование карточки строительных конструкций и материалов. 12.02.2024 г. Подрядчик направил письмо N12/02/2 с целью согласования откорректированного раздела архитектурных решений проектной документации. Заказчик в свою очередь направив 13.02.2024 г. письмо N059-34/1-01-02-3-192 написал, что информация о наличии (либо отсутствии) замечаний к Карточке у департамента администрации города Перми будет направлена Подрядчику дополнительно. На сегодняшний день Подрядчик до сих пор не получил ответа от Заказчика. Согласно руководству по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства производственного и гражданского назначения технологическая последовательность подготовки проектной документации состоит из 6-ти этапов. Подрядчик не может перейти к следующему этапу без согласования предыдущего. Помимо того, что Заказчик не согласовал ни одно, из предложенных Подрядчиком, проектных решения, 28.02.2024 г. Заказчик направил письмо N 059-34/1-01-02-3-268 с требованием оптимизировать проект в части снижения площадей помещений и их компоновки, что, по сути, означает переделать заново всей проделанной работы. 25.03.2024 г. Подрядчик направил письмо N25/03/3 на согласование оптимизированный в части уменьшения строительного объема и общей площади раздел архитектурных решений (стадия ЭП) проектной документации. 03.04.2024 г. Подрядчик направил письмо N03/04/1 от 03.04.2024 г. - дополнения к обоснованию планировочных решений. 11.04.2024 г. Подрядчиком было направлено письмо N11/04/2 от 11.04.2024 г. с укрупненным сметным расчетом на строительство Объекта. Указывав при этом, что расчет является предварительным и подлежит корректировке после прохождения государственной экспертизы. 19.04.2024 г. Заказчик направил письмо N059-34/1-01-02-3-533 от 19.04.2024 г. где вносит свои замечания. В решении Заказчик указал, что установленная в укрупненном сметном расчете стоимость строительства Объекта превышает предусмотренную сметой Контракта на 54 620 589,79 руб. и определена для здания с конструктивными решениями, отличными от согласованных ранее Сторонами в карточке строительных конструкций и материалов. Превышение технико-экономических показателей Объекта над соответствующими показателями объекта-аналога повлечет дополнительные эксплуатационные затраты. Вместе с тем, Заказчиком не было учтен п. 2.5.1 Контракта, согласно которому изменение существенных условий Контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон если при исполнении контракта сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов. 54 620 589,79 руб. - составляет 11,94% от цены Контракта (457 300 000,00 руб.). Тем самым Заказчик имеет обоснованное право изменить цену Контракта. Более того, цена контракта не является твердой и устанавливается после прохождения экспертизы.
В части довода Заказчика об отсутствии банковского сопровождения Контракта представители Подрядчика отметили, что Подрядчик направил Заказчику письмо N 12/12/1 от 12.12.2023 г. с уведомлением о заключении договора с банком и открытии расчетного счета для целевого финансирования с указанием реквизитов. В соответствии с п. 2.7.1. Контракта размер выплаты авансового платежа за этап на разработку проектной документации предусмотрен в размере 0 процентов. Более того, сторонами Контракта было заключено дополнительное соглашение N 3 от 29.03.2024 г. Изменения были внесены в части годов финансирования, а именно финансирование денежных средств в размере 50 000 000 рублей были перенесены с 2024 год на 2025 год.
Дополнительно в письменных пояснениях Подрядчик отметил, что были выполнены предварительные запросы в ресурсоснабжающие организации для получения технических условий на присоединение к инженерным сетям, на присоединение выездов из ДОУ к уличной дорожной сети, получены ответы и технические условия в ГУ МЧС Пермского края, выполнен запрос на получение акта осмотра зеленых насаждений, выполнены и предоставлены заказчику предварительные расчеты нагрузок по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению, телефонизации, интернет, лифт. Предоставлена информация по количеству точек подключения, (информация имеется в отчетах предоставленных Подрядчиком Заказчику в ходе еженедельных отчетов о проделанной работе).
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно п. 11.1, 21 приложения N 1 к Контракту (в редакции от 12.10.2023 г.) объект предназначен для предоставления общедоступного и бесплатного образования для детей дошкольного возраста в возрасте от 1,5 до 8 лет в 1 (Одну) смену. Основной состав помещений составляют, в частности групповые ячейки в количестве 16 штук, включающие в себя:
(площадь принять согласно п.3.1.1. СП 2.4.3648-20) в составе:
- раздевальная;
- групповая из расчёта: не менее 2,5 кв.м на 1 (Одного) ребёнка для групп раннего возраста (до 3-х лет); не менее 2,0 кв.м на 1 (Одного) ребёнка для групп дошкольного возраста (от 4-х до 8-ми лет);
- буфетная (раздача из буфетной осуществляется непосредственно в групповую);
- спальня из расчёта: не менее 1,8 кв.м на 1 (Одного) ребёнка для групп раннего возраста (до 3-х лет); не менее 2,0 кв.м на 1 (Одного) ребёнка для групп дошкольного возраста (от 4-х до 8-ми лет);
- туалетная, совмещённая с умывальной (для старших и подготовительных групп туалетные для мальчиков и девочек оборудуются отдельно).
Вместе с тем, в письме N 059-34/1-01-02-3-3012 от 23.11.2023 г. было указано, что требования к технико-экономическим показателям объекта были уточнены, в связи с чем Заказчиком было подготовлено дополнительное соглашение N 1. В частности, дополнительное соглашение N 1 предполагало внесение следующих изменений:
в п. 11 приложения N 1 к Контракту:
- объект предназначен для предоставления общедоступного и бесплатного образования для детей дошкольного возраста в возрасте от 1,5 до 8 лет в 1 (Одну) смену.
в п. 21 приложения N 1 к Техническому заданию:
Групповые ячейки (площадь принять согласно п.3.1.1. СГ1 2.4.3648-20) - 16 шт.:
- раздевальная;
- групповая из расчёта: не менее 2,5 кв. м на 1 (одного) ребёнка для групп раннего возраста (до 3-х лет); не менее 2,0 кв. м на 1 (одного) ребёнка для групп дошкольного возраста (от 4-х до 8-ми лет);
- спальня из расчёта: для детей до 3-х лет - не менее 1,8 кв.м на одного ребенка; от 4-х до 8-ми лет - не менее 2,0 кв. м на одного ребёнка;
- буфетная (раздача из буфетной осуществляется непосредственно в групповую);
- туалетная, совмещённая с умывальной (для старших и подготовительных групп туалетные для мальчиков и девочек оборудуются отдельно);
- 1 этаж - 3 группы для размещения детей раннего возраста от 1,5 до 3-х лет (общеразвивающие). 1 группа для размещения детей от 9 месяцев до 1,5 лет (общеразвивающая);
- 2 этаж - 11 групп для размещения детей дошкольного возраста от 4 до 8 лет (общеразвивающие). 1 группа, комбинированная, для размещения детей дошкольного возраста от 4 до 8 лет (совместное образование детей, не нуждающихся в специальных условиях получения образования, и детей с ограниченными возможностями здоровья).
Таким образом, состав комбинированных детских групп был изменен, а также изменено этажное расположение таких групп. В связи с чем Подрядчиком и были направлены запросы на уточнение состава комбинированных детских групп.
В части довода об отсутствии приказа о назначении главного инженера, Комиссия отмечает, что в адрес был представлен приказ N 57 от 15.11.2023 г. с отметкой Заказчика о получении. Исходя из чего, Комиссия делает вывод о наличии такого приказа в распоряжении Заказчика. Доказательств, подтверждающих факт неполучения Заказчиком приказа о назначении главного инженера в адрес Комиссии не представлено.
Также в адрес Комиссии были представлены сопроводительные письма за период с января 2024 по март 2024 г. о направлении отчетов о ходе выполнения работ, в том числе письмо N 02/02/2 от 01.02.2024 г., направленное в адрес главы г. Перми, с отчетом о ходе выполнения работ, письмо N 12/12/1 от 12.12.2023 г. о заключении договора с банком и открытии расчетного счета для целевого финансирования с приложенными реквизитами такого счета.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Север-Лес" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Север-Лес" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 мая 2024 г. N РНП-59-159
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024