Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя управления, члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, А.Н. Пшенникова, главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Агентства труда и занятости населения Красноярского края (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) сведений в отношении ООО "Золотая звезда", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений об ООО "Золотая звезда" (далее - Общество, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы электроснабжения (электрических сетей, силового оборудования).
Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения исполнителем условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и исполнителя,
указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), было размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС). Таким образом, заказчик и исполнитель считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу.
Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Заседание Комиссии по рассмотрению обращения было проведено в присутствии представителей заказчика. Общество присутствие своего представителя не обеспечило.
Также к моменту проведения указанного заседания Комиссии Обществом в адрес Красноярского УФАС России не были представлены документы и информация в соответствии с уведомлением о проведении проверки, при том обстоятельстве, что лица, привлеченные к рассмотрению обращения по существу, заблаговременно были уведомлены о необходимости предоставления документов и информации в соответствии с уведомлением о проведении проверки.
Из обращения заказчика, следует, что между заказчиком и Обществом был заключен контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию системы электроснабжения (электрических сетей, силового оборудования), извещение N 0119200000122008964 в обусловленный контрактом срок.
Поскольку Обществом было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: в обусловленный контрактом срок услуги оказаны не в полном объеме, заказчиком 12.04.2024 было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления Общество нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранило, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Со стороны Общества Комиссии не были представлены пояснения о причинах, препятствовавших Обществу в исполнении надлежащим образом условий контракта, с приложением документов, подтверждающих, по мнению Общества, отсутствие фактов его недобросовестности его действий при исполнении контракта.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в ЕИС при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством проведении электронного аукциона ЭА-N-9729/22 "Оказание услуг по техническому обслуживанию системы электроснабжения (электрических сетей, силового оборудования)" с установлением начальной (максимальной) цены контракта 438 400,08 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.08.2022 N ИЭА1 с Обществом был заключен контракт от 15.08.2022 N ЭА-N-9729/22 на сумму 333 184,08 рублей.
В соответствии с разделом 1 контракта: "Исполнитель обязуется оказать услуги по техническому обслуживанию системы электроснабжения (электрических сетей, силового оборудования) (далее по тексту - Услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных в Контракте".
Согласно разделу 4 контракта: "Срок оказания Услуг: c 01.09.2022 по 31.08.2024 года.
Этапы исполнения контракта (этапы оказания услуг):
1. С 01.09.2022 по 30.09.2022,
2. С 01.10.2022 по 31.10.2022,
3. С 01.11.2022 по 30.11.2022,
4. С 01.12.2022 по 31.12.2022,
5. С 01.01.2023 по 31.01.2023,
6. С 01.02.2023 по 28.02.2023,
7. С 01.03.2023 по 31.03.2023,
8. С 01.04.2023 по 30.04.2023,
9. С 01.05.2023 по 31.05.2023,
10.С 01.06.2023 по 30.06.2023,
11.С 01.07.2023 по 31.07.2023,
12.С 01.08.2023 по 31.08.2023,
13.С 01.09.2023 по 30.09.2023,
14.С 01.10.2023 по 31.10.2023,
15.С 01.11.2023 по 30.11.2023,
16.С 01.12.2023 по 31.12.2023,
17.С 01.01.2024 по 31.01.2024,
18.С 01.02.2024 по 29.02.2024,
19.С 01.03.2024 по 31.03.2024,
20.С 01.04.2024 по 30.04.2024,
21.С 01.05.2024 по 31.05.2024,
22.С 01.06.2024 по 30.06.2024,
23.С 01.07.2024 по 31.07.2024,
24.С 01.08.2024 по 31.08.2024".
Таким образом, оказание услуг надлежало оказывать в период с 01.09.2022 по 31.08.2024. Однако Обществом были оказаны услуги частично, а именно: Обществом были исполнены этапы с 01.09.2022 по 31.10.2023, что подтверждается информацией размещенной в ЕИС, на общую сумму 236 005,39 рублей. Вместе с тем согласно представленным пояснениям заказчика Обществом не были осуществлены этапы оказания услуг начиная с 01.11.2023. Пояснения причин неисполнения условий контракта Обществом в адрес заказчика представлено не было. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Разделом 5 контракта определен порядок приемки оказанных услуг, которым предусмотрено, в том числе, следующее: "Сдача и приемка Услуг, оказанных по условиям Контракта, осуществляется ежемесячно. Исполнитель, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента оказания услуг, формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС акт или акт сдачи-приемки оказанных услуг или УПД (документ о приемке). Формирование и размещение в ЕИС документов, указанных в настоящем пункте, осуществляется в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
5.2. Для проверки оказанных услуг в части соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу в течение 3 рабочих дней с даты предоставления Исполнителем акта или акта сдачи-приемки оказанных услуг или универсального передаточного документа (УПД). Экспертиза проводится Заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций.
Для проведения экспертизы оказанных Услуг эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Исполнителя дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта. Срок представления Исполнителем дополнительных материалов составляет 3 (три) рабочих дня с момента направления запроса. При нарушении Исполнителем срока представления дополнительных материалов срок приемки оказанных услуг, предусмотренный пунктом 5.5 Контракта, увеличивается на количество дней просрочки".
Заказчик и исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе (пункт 8.3 контракта).
Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком в материалы проверки, Комиссия установила, что в нарушение раздела 4 контракта Обществом не были оказаны услуги в полном объеме. Кроме того, Обществом в адрес заказчика не были представлены пояснения причин неисполнения условий контракта.
Заказчиком в адрес Общества были направлены претензии от 11.12.2023 N93-02-3814, от 15.03.2024 N 93-763-НГ, от 11.04.2024 N 93-1095-НГ, от 23.04.2024 N 93-1215-НГ согласно которым заказчик требует исполнить условия контракта, а именно оказать услуги согласно условиям контракта, а также оплатить неустойку. Обществом ответы на претензии даны не были, неустойки оплачены не были. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что Общество не исполнило обязательства по контракту по причинам, зависящим от заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было. Вместе с тем ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по контракту влекут негативные последствия для учреждения.
Исходя из вышеизложенного, Обществом не были оказаны услуги, Комиссия также отмечает, что не оказание услуг не может свидетельствовать о добросовестных действиях Общества направленных на исполнение условий контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Общество не предпринимало попытки исполнить обязательства по контракту надлежащим образом.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать Общество нарушившим существенные условия контракта.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Кроме того, Комиссия учитывает, что Общество не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения надлежащим образом предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен надлежащим образом, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что Обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении Контракта Общество Комиссии не представило.
Учитывая фактическое, по мнению заказчика, неисполнение условий контракта исполнителей, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 8.3 контракта, частями 8, 9, 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 12.04.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 12.04.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 12.04.2024 исполнитель в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если исполнитель не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым.
Поскольку, по мнению заказчика, исполнитель в срок до 22.04.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 23.04.2024.
Комиссия отмечает, что вышеуказанная совокупность сведений относительно проведения процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика свидетельствует о том, что заказчиком была соблюдена такая процедура, предусмотренная статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает, что частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплен обязательный для применения на территории Российской Федерации принцип соблюдения законов.
Таким образом, принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своих действий (бездействия) выразившихся в уклонении от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Характер допущенного исполнителем нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении Общества. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России решила включить сведения об ООО "Золотая звезда" (ИНН 2465333479), а также сведения в отношении единоличного исполнительного органа Чиркове Валерии Дмитриевиче в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
23.04.24 |
25.04.24 |
24.04.24 |
0 |
24.04.24 |
03.05.24 |
02.05.24 |
0 |
07.05.24 |
06.05.24 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дополнительно информируем о необходимости уведомления Красноярского УФАС России о факте подачи искового заявления в Арбитражный суд Красноярского края о признании одностороннего отказа заказчика недействительным, поскольку обстоятельство удовлетворение указанного требования является самостоятельным основанием для исключения информации об участнике закупки из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай
|
|
А.Н. Пшенникова |
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 мая 2024 г. N 024/10/104-1241/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024