Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" (далее - МОГКУ "Центр закупок Магаданской области", Уполномоченное учреждение), представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" (далее - ГБУЗ "МОБ", Заказчик), индивидуального предпринимателя Х<_> (далее - ИП Х<_>, Заявитель), извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения об осуществлении закупки Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка расходных материалов для нужд клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ "Магаданская областная больница" (часть 5)" (реестровый номер извещения 0847500000924000683).
Жалоба подана в установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе Заявитель указывает на нарушение правил описания объекта закупки, а именно отсутствие функциональных, технических и качественных характеристики требуемого к поставке товара, что в свою очередь вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не дает возможность достоверно определить реальную потребность Заказчика.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 22.04.2024 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка расходных материалов для нужд клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ "Магаданская областная больница" (часть 5)" (реестровый номер извещения 0847500000924000683).
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 027 400,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 02.05.2024 08:00, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 03.05.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2024 NИЗК1 на участие в закупке было подано 6 заявок участников с идентификационными номерами: 116494580, 116487144, 116491557, 116482590, 116453072, 116460575, признанные комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером 116494580, сделавший наименьшее предложение о цене контракта - 349 000,00.
2. Согласно доводу жалобы Уполномоченным учреждением, Заказчиком в извещении о закупке (структурированной форме описания объекта закупки), описании объекта закупки (приложение к извещению) указан только вариант исполнения кювет: "пластиковые прозрачные кюветы, скрепленные в виде стрипа", чего Заявителю недостаточно для понимания существенных характеристик товара, соответствующих потребности Заказчика.
Рассмотрев указанный довод, извещение о рассматриваемой закупке (с приложениями), Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
При этом, согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 4 Правили использования КТРУ (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (пункт 5 Правил использования КТРУ, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).
Из совокупности вышеизложенных правовых норм следует, что при формировании описания объекта закупки, в случае отсутствия технических характеристик товара в позиции кода КТРУ, Заказчики вправе самостоятельно определить технические характеристики требуемого к поставке товара, а также обязан применить информацию, содержащую описание товара, установленную в позиции кода КТРУ.
Согласно извещению о закупке, приложению к извещению "Описание объекта закупки" Уполномоченным учреждением, Заказчиком установлено следующее описание требуемого к поставке товара:
N п/п |
Наименование товара |
Описание |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. |
Кювета для лабораторного анализатора ИВД, одноразового использования |
КТРУ: 32.50.50.190-00000898 Описание: пластиковые прозрачные кюветы, скрепленные в виде стрипа |
штука |
60000 |
Комиссия установила, что выбранный Заказчиком код позиции КТРУ: 32.50.50.190-00000898 "Кювета для лабораторного анализатора ИВД, одноразового использования" не имеет функциональных, технических и качественных характеристики товара. Вместе с тем, согласно описанию по номенклатурному классификатору медицинских изделий, указанному в данной позиции КТРУ, установлено, что кювета для лабораторного анализатора ИВД, одноразового использования - "нестерильная прямоугольная вертикальная емкость малого объема, предназначенная для размещения клинического образца, реагента или другого материала для процедур тестирования, выполняемых с использованием лабораторного анализатора. Это прозрачное изделие, позволяющее пропускать свет через образец и, как правило, изготовленное из пластмассы, стекла или кварца с плоским основанием и открытой верхней частью. Это изделие одноразового использования".
Таким образом, Заказчиком при формировании объекта закупки не указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), в соответствии с которыми участник закупки должен предложить к поставке конкретный товар, а также не указана информация, содержащая описание товара, работы, услуги в соответствии с позицией КТРУ.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 3 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор РФ).
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (РУ).
При рассмотрении заявок участников закупки, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что в пяти заявках представлены РУ от 07.12.2015 N РЗН 2015/3384. В соответствии с указанным РУ на медицинское изделие, кювета для лабораторного анализатора ИВД имеет следующие виды исполнения: А01, А01-1, А02, А02-1, А03, А04, А05, А06, А07, А08, А09, А09-1, А09-2, А11, А11-1, А12, А13, А14, А15, А16, А17, А18, А19, А20, А21, А22, А23, А24, А25, А25-1, А25-2, А26, А27, А28, А29, А30, А31, А32, А33, А34, А35, А35-1, А36, А37, А38, А39, А40, А41, А42, А43, А44. При этом, согласно руководству по эксплуатации (приложение к РУ) каждый вид "кюветы" имеет различную форму и объем (вместимость, мл) исполнения, предназначен для конкретных лабораторных анализаторов ИВД, а также количество штук в упаковке, отличное от указанного Заказчиком в техническом задании.
Комиссия установила, что описанию предмета закупки, в соответствии с позицией кода КТРУ 32.50.50.190-00000898 - "прямоугольная вертикальная емкость малого объема", примененного Заказчиком, а также описанию объекта закупки в извещении - "пластиковые прозрачные кюветы, скрепленные в виде стрипа", согласно Руководству по эксплуатации к РУ, соответствуют 3 из представленных вида кювет: А12, А14, А15.
Таким образом, невозможно достоверно определить в каком именно исполнении товар будет соответствовать потребности Заказчика.
Кроме того, Комиссия Магаданского УФАС России отмечает, что в описании объекта закупки Заказчик определил, что количество стрипов в упаковке должно быть 150 шт., общее количество кювет в упаковке - 600 шт. Вместе с тем, различные производители данного товара имеют различные нормы упаковок. Количество товара не является показателем продукции, не является функциональной, технической или качественной характеристикой товара.
Так, в представленном участником закупки N 116453072 в составе заявки РУ N ФСЗ 2012/13170 производителя: "Диагностика Стаго САС", Франция, указано конкретное количество товара - кюветные стрипы в упаковке 150 стрипов по 4 кюветы.
Указание безальтернативных характеристик товара ограничивает возможность предложения товара, который соответствует требованиям к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, либо имеющего улучшенные характеристики, с иным объемом упаковки, но с сохранением общего количества требуемого товара, что в свою очередь может повлечь ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного довод жалобы является обоснованным.
В действиях Заказчика установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145). Указанное деяние образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Х<_> на положения извещения об осуществлении закупки Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка расходных материалов для нужд клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ "Магаданская областная больница" (часть 5)" (реестровый номер извещения 0847500000924000683) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 N 145).
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 8 мая 2024 г. N 049/06/33-131/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024