Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Халмурзиев М.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России.
Члены Комиссии:
Багамаев Т.Р. - Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедов А.Ш. - Специалист-эксперт отдела административного производства Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "РУСЛАН" (далее - Заявитель) на действия комиссии Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) при проведении для нужд Администрации МО "Дахадаевский район" (далее - Заказчик) электронного аукциона N 0103200008424001136 "Капитальный ремонт ул. Абдуллаева Ацци Тахсурмановича в с. Дахадаевского района" (далее - Аукцион),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
22.04.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на неправомерное признание заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
Заседание Комиссии Дагестанского УФАС России по контролю в сфере закупок было назначено на 26.04.2024 г. в 14 часов 30 минут по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж, каб. N88.
В связи с необходимостью получения от сторон дополнительных документов и сведений, а также изучения представленных материалов, заседание Комиссии было перенесено и назначено на 27.04.2024 г. в 16 часов 00 минут по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж, каб. N88.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
29.03.2024 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 442 800 рублей.
1. В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
В соответствии с позицией 17 Постановления N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по позиции 17 Постановления N 2571, относятся:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Таким образом, указанные документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем представление участником закупки документов и информации об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления N 2571.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона предметом закупки являются работы по капитальному ремонту автомобильной дороги, в связи с чем Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 17 Приложения.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2024 NИЭА1 заявка Заявителя с идентификационным номером 2 была признана несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки на основании следующего: "Участник закупки, в качестве подтверждения наличие у участника закупки опыта выполнения работ, в дополнительных требованиях представил контракт N01РАД/21 от 02.08.2021 г., указанный договор является договором субподряда и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 заявка подлежит отклонению".
В качестве подтверждения наличия у участника опыта выполнения работ согласно требованиям извещения, Заявителем был представлен договор N 01РАД/21 от 02.08.2021 г. на выполнение работ по объекту "Ремонт внутрисельских дорог с. Уркарах ул. Алисултанова, Дахадаевский район", где в качестве заказчика выступает ООО "Европроект". По указанному договору Заявитель является субподрядчиком.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Присутствовавший до объявления перерыва член комиссии Уполномоченного органа сообщил, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок генеральным подрядчиком при выполнении работ по объекту: "Ремонт внутрисельских дорог с. Уркарах ул. Алисултанова, Дахадаевский район", является ООО "Европроект" в роли Заказчика выступает Администрация МО "Дахадаевский район" дата заключения контракта 02.08.2021 г., номер реестровой записи контракта N 30511001011 21 000002, цена контракта составляет 21 300 000 р., номер извещения N 0303300081021000001. При осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, предусмотренных позицией 17 настоящего приложения, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд). Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта.
Вместе с тем лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт строительства, реконструкции самого объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу положений ГК РФ окончательный результат выполненных работ, в данном случае построенный объект капитального строительства, передается заказчику генеральным подрядчиком.
Таким образом, Комиссия, изучив представленные документы и информацию, пришла к выводу, что Заявителем не представлен опыт подтверждающий соответствие участника дополнительным требованиям, установленным в соответствии с позицией 17 Постановления Правительства N 2571.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой в Определениях Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-19792, от 22.10.2020 N 309-ЭС20-15792, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.03.2021 по делу N А46-13468/2020.
Таким образом, ввиду того, что Заявителем в составе заявки был приложен договор субподряда, и именно это послужило основанием отклонения заявки, в действиях комиссии Уполномоченного органа Комиссия не усматривает нарушения требований Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба Заявителя признана необоснованной.
2. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
2.1. Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Исходя из сведений, полученных от Оператора электронной площадки, Комиссией установлено, что в ЕИС содержится неотвеченный запрос на разъяснение положений извещения об осуществления закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего ответ на поступивший от участника закупки запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки, нарушают ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2.2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, согласно ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является капитальный ремонт ул. Абдуллаева Ацци Тахсурмановича в с. Дахадаевского района.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе отсутствует требование о наличии членства участника закупки в реестре членов саморегулируемой организации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31 и ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Направить копию настоящего решения в адрес сторон.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: Т.Р. Багамаев
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 апреля 2024 г. N 005/06/106-576/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024